В условиях
перехода от административно-директивных
методов управления к экономическим
резко возрастают роль и значение
налогов как регулятора рыночной
экономики, поощрения и развития
приоритетных отраслей народного хозяйства,
через налоги государство может проводить
энергичную политику в развитии наукоемких
производств и ликвидации убыточных предприятий
Налоговая система-
совокупность налогов, устанавливающих
законодательной властью и взимаемых
исполнительными органами, а также принципы
и методы построения налогов. Роль и структура
этой системы определяется социально
экономическим строем общества.
Налоговая
система стран с развитой рыночной
экономикой включает различные
виды налогов. В основу их
классификации положены различные
признаки.
Классификация налогов
по основным признакам:
- В зависимости
от объекта обложения;
а) прямые
б) косвенные
2)В зависимости
от органа, который взимает налог;
а) государственные
б) местные
3) В
зависимости от их использования
а) общие
б) специальные
Основную
группу составляют прямые и
косвенные налоги. Эта группировка
зависит от объекта обложения
, взаимоотношений плательщик и
государства. Прямые налоги устанавливаются
непосредственно на доход и
имущество.
К
косвенным налогам относятся
налоги , которые не зависят непосредственно
от дохода плательщика. Прямые
и косвенные налоги оплачиваются
в цене товара или включаются
в тариф. Владелец товара или
услуг при их реализации, получает
налоговые суммы, которые перечисляют
государству. В данном случае между плательщиком
и государством опосредована через объект
обложения.
В
зависимости от органа , который
взимает налог и распоряжается
его суммой, различают государственные
и местные налоги.
Государственные
налоги взимаются центральным правительством
на всей территории страны на основании
государственного законодательства и
направляются в соответствующие бюджеты
и государственные фонды. К ним относятся
налог на прибыль корпораций, сборы в Пенсионный
фонд, НДС, акцизный сбор, таможенные пошлины
и др.
Местные
налоги взимаются местными органами
управления и передаются в
государственную казну. Так, подоходный
налог с заработной платы собирается
правительством земель ФРГ и
в определенном проценте передается
федерации. В Украине все налоги взимаются
местными органами. Часть из них по установленным
нормативам передаются в государственный
бюджет.
В
последние годы появился особый
вид международных налогов. К
их числу относится налог, действующий
в странах ЕС, на импортную сельскохозяйственную
продукцию; средства полученные от этого
налога, поступают в бюджет ЕС.
Налоги
по их использованию подразделяются
на общие и на специальные.
Общие налоги обезличиваются
при поступлении в бюджет. Специальные
налоги имеют строго определенные
назначение. В современных условиях, как
правило, взимают общие налоги , однако
сохраняются и специальные налоги, которые
поступают в государственные фонды. Так,
налог на продажу бензина, бензопродуктов,
топлива, смазочных материалов в США поступают
в дорожный фонд.
В
современных условиях в связи
с расширением социальной функции
государства широкое распространение
получили взносы в фонд социального
страхования. Они по своей сущности
являются целевыми налогами, поскольку
имеют строго определенное назначение.
Теперь можно рассмотреть
более детальную
классификацию налогов,
которые в свою
очередь классифицируются
еще по следующим
признакам:
1.В
зависимости от
плательщика:
- А. Налоги
с юридических лиц ( налог на прибыль, налог
на добавленную стоимость),
- Б. Налоги
с физических лиц (подоходный налог, налог
на промысел и т.д.)
- В. Смешанные
- налоги , предполагающие в качестве плательщика
юридических и физических лиц ( налог с
владельцев транспортных средств, земельные
налоги и т.д.).
2.
В зависимости от
формы обложения:
- А. Прямые
(подоходно-имущественные) - налоги взимаемые
в процессе приобретения и аккумуляции
материальных благ, определенных объекта
обложения, включаемые в цену товара и
уплачиваемые производителем или собственником.
Прямые
налоги в свою очередь подразделяются
на:
а) личные налоги , уплачиваемые
налогоплательщиком за счет полученного
им дохода;
б) реальные - налоги уплачиваемые
с имущества.
- Б Косвенные
(на потребление) - налоги взимаемые в процессе
расходования материальных благ, определенные
размером потребления, включаемые в виде
надбавки к цене товара и уплачиваемые
потребителем.
3.
В зависимости
от компетенции
органа, регулирующего
вид налога:
- А. Общегосударственные
налоги, устанавливаемые высшими органами
власти , действующие на всей территории
страны.
- Б. Местные
- налоги , которые могут устанавливаться
как высшими , так и местными органами
власти, но вводимые только решением местного
органа и поступающие в местный бюджет.
4.
В зависимости
от способов взимания:
- А. Долевые
- устанавливает размер налога для каждого
плательщика отдельно, учитывающие имущественное
состояние плательщика и его возможности
уплаты.
- Б. Раскладочные
- налог, начисляемый на целую корпорацию
плательщиков, которую самостоятельно
осуществляют между собой окончательное
распределение налогового бремени.
5.
В зависимости
от канала поступления:
- А. Государственные
- налоги поступающие прямо в госбюджет.
- Б. Местные
- налоги поступающие в местный бюджет.
- В. Пропорциональные
налоги, налоги распределяемые между государством
и местным бюджетом в определенной пропорции.
- Г. Внебюджетные
- налоги поступающие в определенные фонды.
6.
В зависимости
от характера использования:
- А. Общего
назначения - налоги , используемые на
общие цели, без конкретизации мероприятий
или затрат, на которые они расходуется
(фактически это и есть действительные
налоги).
- Б. Целевые
налоги - налоги , зачисляемые во внебюджетные
целевые фонды и предназначенные для целевого
использования.
7.
В зависимости
от периодичности
взимания:
- А. Разовые
- налоги уплачиваемые один раз в течении
определенного времени при совершении
определенных действий ( налог с владельцев
транспортных средств, налог с имущества
и т.д.).
- Б. Систематические
- налоги взимаемые , регулярно, через определенные
промежутки времени (помесячно, поквартально).
8.
В зависимости
от учета налогового
платежа:
- А. Налоги
финансируемые потребителем ( акциз, налог
на добавленную стоимость).
- Б. Налоги
включаемые в себестоимость ( налог с владельцев
транспортных средств, земельный налог
и т.д.).
- В. Налоги
финансируемые за счет балансовой прибыли,
то есть прибыли от уплаты налога на прибыль
( налог на имущество, налог на рекламу).
- Г. Налоги
финансируемые за счет чистой прибыли
(сбор за право торговли, за использование
национальной символики).
Соответствие
отдельных видов налогов на
различных стадиях развития капитализма
менялось. В 19 - начале 20вв. главную
роль играли косвенные налоги,
отличавшиеся простотой взимания.
В условиях государственно- монополистического
капитализма приоритет во многих
странах перешел к прямым налогам. После
второй мировой войны особую роль в налоговой
системе промышленно развитых стран играют
прямые налоги, главными из которых являются
подоходный налог и налог на прибыль корпораций.
Подоходный налог является важнейшими
в формировании национального дохода
государства. Налог на прибыль корпораций
увеличивается абсолютно в связи ростом
прибыли, однако его доля в государственном
бюджете постоянно снижается вследствие
расширения налоговых льгот и уклонения
от налогов. Темпы роста косвенных налогов
в первые послевоенные годы значительно
отставали от прямых налогов, их доля повсеместно
снижалась. Положение несколько изменилась
в 70-х и особенно в 80-е годы, когда увеличилась
потребность государства в средствах.
Косвенное обложение возрастает в результате
повышения ставок и расширения круга облагаемых
объектов. Увеличение доходов государства
от косвенных налогов идет главным образом
за счет акцизов и особенно от универсального
акциза, в то время как поступление от
таможенных пошлин уменьшается.
Для
современной налоговой системы
различных стран характерен огромный
рост взносов в фонд социального
страхования, который по темпам
опережает как прямые, так и
косвенные налоги , с одной стороны
повышением ставок , а с другой
- расширением социальной деятельности
государства. Взносы на социальное страхование
в Германии, Франции, Италии составляют
более 30% всех налоговых поступлений.
В
целом налоговая структура многих
стран с рыночной экономикой
такова: 37,4% составляют налоги на
доходы и прибыль, 31,3 - косвенные налоги,
22,2 - взносы в фонд социального страхование,
9,1% - другие налоги. У большинства государств
преобладают прямые налоги ( США, Англия,.
Канада, Япония и др.).
Сравнение
государственных и местных налогов
показывает, что их развитие идет по разному.
Темпы роста местных налогов значительно
опережают темпы роста государственных,
так как центральные правительства из-за
огромного дефицита своих бюджетов перекладают
свои расходы, связанные с регулированием
экономики на местные органы управления.
Назначение
налогов.
Назначение
налогов выражается через функцию
налогов.
Функция
налога - это проявление его сущности
в действии, способ выражения
его свойств. Функция показывает,
каким образом реализуется общественное
назначение данной финансовой категории,
как инструмента стоимостного распределения
и перераспределения национального дохода.
Налоги
выполняют три важнейшие функции;
- Обеспечение
финансирования государственных расходов
(фискальная функция ).
- Поддержание
социального равновесия путем изменения
соотношения между доходами отдельных
социальных групп с целью сглаживания
неравенства между ними (социальная функция).
- Государственное
регулирования экономики (регулирования).
Функции налогов.
- Фискальная;
а) контрольная
б) распределительная
2.Социальная;
3.Регулирующая;
а)стимулирующая
б)сдерживающая
в)воспроизводственного
назначения.
Во
всех государствах , при всех общественных
формациях налоги, прежде всего,
выполняли фискальную функцию, то есть
обеспечивающих финансирование общественных
расходов, в первую очередь расходов государства.
В течении последних двух десятилетий
заметное развитие получили социальная
и регулирующая функции.
3.
ЗАДАЧА.
Чтобы
сократить уровень безработицы, правительство
принимает решение увеличить объем производства
на 900 млн. гривен, для этого предлагается
уменьшить налоги на 800 млн. гривен. Определить
на какую величину необходимо увеличить
государственные расходы из государственного
бюджета и сумму дефицита бюджета, если
предельная склонность к потреблению
составляет 0,75 , а мультипликатор дохода
равняется 4.