Техника и принципы проектного анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:53, контрольная работа

Описание

Инвестициями называют долгосрочное вложение финансов в предприятия, действующие в различных отраслях, социально-экономические или инновационные проекты, предпринимательские программы. Подразумевается, что инвестиции должны принести доход, спустя значительное время после вложения.

Работа состоит из  1 файл

Вариант 2_Экономическая оценка инвестиций.docx

— 109.57 Кб (Скачать документ)

Портфельные иностранные инвестиции — вложение капитала в иностранные ценные бумаги (сугубо финансовая операция), не дающие инвестору права контроля над  объектом инвестирования. Портфельные  инвестиции приводят к диверсификации портфеля экономического агента, снижают  риск инвестирования. Преимущественно  они основаны на частном предпринимательском  капитале, хотя и государство выпускает  свои и приобретает иностранные  ценные бумаги. Портфельные инвестиции представляют собой чисто финансовые активы, выраженные в национальной валюте.

По сроку  вложения выделяют долгосрочный, среднесрочный  и краткосрочный капитал:

Долгосрочный  капитал — вложения капитала сроком свыше 5 лет. Все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных  инвестиций обычно являются долгосрочными.

Среднесрочный капитал - вложение капитала сроком от 1 года до 5 лет.

Краткосрочный капитал — вложение капитала сроком до 1 года.

Также выделяют такие формы капитала как  нелегальный капитал и внутрифирменный  капитал:

Нелегальный капитал — миграция капитала, которая  идет в обход национального и  международного права (в России незаконные способы экспорта капитала называют бегством или утечкой).

Внутрифирменный капитал — переводимый между  филиалами и дочерними фирмами (банками), принадлежащими одной корпорации и расположенными в разных странах.

Особенности движения капитала на современном этапе 

После второй мировой войны объемы внешней  торговли постоянно росли, но очень  часто этот рост был связан с перемещением капитала, то есть экспорт капитала стал средством поощрения вывоза товаров за грани­цу. Это происходило в силу следующих обстоятельств:

1. вывоз капитала в товарной форме означает поставки машин, обору­дования, технологий и т. д.;

2. вывоз  капитала - это кредиты, предоставляемые  на покупку товара  стране кредитором;

3. вывоз  капитала - это внутрифирменные поставки  товара в рамках транснациональных  корпораций (ТНК).

Прямые  инвестиции обнаружили тенденцию к  ускоренному росту. В середине 60-х  годов объем прямых инвестиций составил 108 млрд. дол­ларов; а к концу XX века - 3 трлн. долларов.

В начальный  период экспорт капитала шел из индустриальных стран в аграрные, зависимые. Англия и Франция инвестировали в Индию, Египет, Алжир, Сирию и другие колонии, США - в Латинскую Америку, Германия - в Юго-Западную Африку.

В то же время капитал переливался из промышленно-развитых стран с замедленными темпами экономического роста в  страны, где пульс хозяй­ственной жизни бился более сильно. Например, из Англии в США, или из Англии и Франции - в Германию; в то же время США активно инвестиро­вали в экономику Англии.

Отраслевые  направления иностранных инвестиций определялись уров­нем экономического развития принимающих государств. В промышленно-развитых странах - в производство готовых изделий (наукоемких). В слабо развитых странах капитал направлялся в горную, горнорудную, металлурги­ческую отрасли, кредитную систему, инфраструктуру, на освоение их естест­венных богатств.

Пример: В России в начале XX века было построено 50 тыс. верст железной дороги, из них 35 тыс. верст - с участием иностранного капиталa. Банкиры Лондона, Парижа, Амстердама выделили займы в 1,5 млрд. золотых рублей. В горную, горнорудную, металлургическую отрасли было вложено 70 % всех иностранных инвестиции. Германия - в электротехниче­скую и добывающую промышленность, Англия - в нефтеперерабатывающую промышленность, Бельгия и Франция - в электрификацию страны.

В 50-60 годы XX века произошло ускорение темпов экономического развития в промышленно-развитых странах: открылись новые сферы  при­ложения капитала (военные отрасли, развитие инфраструктуры, науки, об­разования, здравоохранения); это обеспечило огромную концентрацию ка­питала промышленных корпораций и централизацию банковских ресурсов, что содействовало созданию дополнительных стимулов расширения выво­за капитала; появились новые формы в вывозе капитала: создание совме­стных предприятий; сооружение предприятий «под ключ» (разработка проекта, вложение в него капитала, подготовка к производству); договор типа «продукт в руки» («под ключ» плюс подготовка специалистов для ра­боты на таких предприятиях); соглашение о разделе продукции; договоры о рискованных проектах, преимущественно в области разработки добычи нефти; франчайзинг; экспорт технологии и др.

Транснациональные корпорации набирают все большую  силу. Они расчленяют традиционные прямые инвестиции на отдельные блоки: капи­тал, технологию, управленческий опыт, предоставляя странам-импортерам все эти элементы по частям. Такая гибкость дает двойную выгоду: инве­сторы получают возможность с выгодой для себя определять цены на каж­дый элемент капитальных вложений и таким образом они скрывают пере­воды прибыли в передачах финансовых средств материнским компаниям за использование технологий и различного рода услуг в этой области.

Для малых  и средних предприятий вывоз  капитала связан с продвиже­нием товаров на зарубежные рынки. 

Появление транснациональных банков ускорило финансирование крупных промышленных проектов в странах, импортирующих  капитал.

Изменилась  роль государства в деле вывоза капитала. Государство - это крупнейший экспортер  капитала, гарант вывоза частного капитала (в промышленно развитых странах  созданы специальные государственные  организации, занимающиеся страхованием экспортных кредитов), созда­ние международных валютно-кредитных организаций (МВФ, МБРР, МФК, MAP, ЕБРР и др.).

Происходило взаимопроникновение капитала в  промышленно-развитых странах (70 % всех долгосрочных капиталовложений) на макро- и микро-уровнях.

В 60-70-е  годы центром притяжения капитала являлась Западная Евро­па, а в 80-е годы - США, благодаря политике Р. Рейгана, направленной на повышение процентной ставки.

Причинами взаимопроникновения капиталов  промышленно развитых стран явились:

1.  ухудшение инвестиционного климата в развивающихся странах;

2. в  промышленно развитых странах  легче создать в обрабатывающей  промышленности крупномасштабное  производство наукоемкой продук­ции, которое обеспечено высококвалифицированными кадрами, финансо­выми средствами и имеет емкие внутренние рынки;

3. развертывание  НТР. С целью доступа к передовой  технологии про­мышленно развитых стран там создаются филиалы, совместные предприятия и др.;

4.  желание мелких и средних фирм обойти таможенные барьеры интеграционных группировок, затрудняющих ввоз товаров из третьих стран, и желание получить максимально высокую прибыль.

5. перекрестное движение капитала между промышленно развитыми и раз­вивающимися странами (преимущественно это нефтедобывающие страны ОПЕК) дает развивающимся странам высокие доходы, а также укрепляет их экономическую взаимосвязь с промышленно развитыми странами.

6.экономические последствия вывоза капитала из промышленно разви­тых стран в развивающиеся страны:

7.  для промышленно развитых стран вывоз капитала способен приво­дить к некоторому застою, так как уменьшает их инвестиционные возмож­ности. Но, с другой стороны, создает возможность получить серьезную экономическую выгоду (например, когда условием займа становится рас­ходование его части на покупку товаров в стране-кредиторе);

8. для  развивающихся стран - это создание  препятствий росту нацио­нального капитала, поддержка одностороннего сырьевого развития народ­ного хозяйства путем прямого очевидного ограбления.

Движение  капитала между промышленно развитыми  странами усили­вает конкуренцию и побуждает национальную промышленность подтяги­ваться до уровня промышленности передовых стран.

Различают два способа регулирования иностранных  инвестиций: на­ционально-правовой и  международно-правовой.

Национально-правовое регулирование основано на использовании  норм и институтов традиционных отраслей национальной системы права (адми­нистративное, гражданское и др.). В большинстве стран сложился свод за­конов по иностранным инвестициям - инвестиционные законы.

Основные  положения:

1) Условия,  а также правовые гарантии  иностранных инвестиций в прини­мающей стране. Цель этих гарантий - обеспечение взаимных интересов принимающей страны и иностранных инвесторов. По существу речь идет об от­сутствии дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными.

2) Предоставление  иностранным инвесторам льгот  и привилегий, так как иностранные  инвестиции связаны с повышенным  политическим и коммерческим  рисками, дополнительными расходами  на транспорт, связь и многое  другое. К числу наиболее распространенных  льгот относятся.

1. освобождение на различный период от налогов доходов, прибылей и дивидендов иностранных инвесторов,

2. предоставление  льготного режима по налогообложению  в отношении реинвестиций,

освобождение  от налогов заработной платы и  других видов возна­граждений за работу, выплачиваемых иностранным специалистам, привле­ченных на контрактных началах,

- освобождение  от таможенных пошлин временно  или постоянно вво­зимых имущества, оборудования, сырья и материалов, которые отсутству­ют на местном рынке и идут на производство экспортной продукции.

1. Защита  от политических рисков. В законодательстве  об иностран­ных инвестициях обычно оговаривается, что национализация иностранной частной собственности может осуществляться только в исключительных случаях с гарантией справедливой и равноценной компенсации.

2. Положение  о разрешении инвестиционных  споров. Если раньше их рассматривали  на основе национальных арбитражных  институтов и пра­вил, то сегодня происходят изменения в пользу международных арбитраж­ных институтов и правил.

Для притока  иностранных инвестиций недостаточно создания только экономических и  правовых условий, необходима политическая стабильность.

Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций складывается из специальных межгосударственных соглашений, предметом регулирования  которых являются отношения, связанные с движением иностранных инвестиций частного капитала. Существуют двусторонние и многосторонние международные соглашения.

Приняты и действуют следующие межгосударственные соглашения:

1. Вашингтонская  конвенция 1965 г. «О разрешении  инвестицион­ных споров между принимающими государствами и иностранными част­ными инвесторами в международном центре по урегулированию инвести­ционных споров (МЦУИС) при МБРР».

Нормы в этой Конвенции для регулирования  процедуры разрешения споров можно  разделить на две группы: касающиеся примирительной про­цедуры; регламентирующие порядок арбитражного производства.

При этом в случае осуществления примирительной процедуры за сто­ронами остается право в любой момент прибегнуть к процедуре арбитраж­ного урегулирования спора. В отличие от решения примирительной ко­миссии решения арбитража являются обязательными для обеих сторон.

2. Сеульская конвенция 1985 г. о создании Международного агентства по страхованию иностранных частных инвестиций (МАСИЧИ) при МБРР.

Составляется  договор страхования, сторонами  которого выступают МАСИЧИ (страховщик) и иностранный инвестор (страхователь). В соответст­вии с контрактом МАСИЧИ обязуется выплатить страхователю определенную в договоре сумму, которую обычно составляет процент от суммы понесенных иностранным инвестором убытков, возникших в результате наступления одного из перечисленных в контракте случаев политических рисков. В свою очередь иностранный инвестор (страхователь) обязуется ежегодно выплачивать страхо­вой взнос в размере установленного в договоре процента с суммы гарантий.

Примером  многостороннего регулирования  на региональном уровне служит Римский  договор 1957 года, в котором наряду с другими положе­ниями содержится и правовое регулирование иностранных инвестиций.  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Техника и принципы проектного анализа