Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 17:30, реферат
Под «теневой экономикой» в настоящее время понимают всю совокупность экономической деятельности, которую не учитывает официальная статистика, и не включают в валовый национальный продукт страны.
Государственное регулирование экономики.
Тема: «Теневая экономика в современном мире».
Под «теневой экономикой» в настоящее время понимают всю совокупность экономической деятельности, которую не учитывает официальная статистика, и не включают в валовый национальный продукт страны.
В пространстве теневой экономики выделяют следующие основные зоны:
Во многих странах, и
в особенности в тех, которые
переживают сложные периоды трансформации.
Теневая экономика не только составляет
заметную часть экономической
Можно сказать, что для всех стран, вступивших в период системных преобразований, масштабы распространения и структура теневой экономики должны рассматриваться в качестве важных успехов или неуспехов проводимых реформ.
Теневая экономика в России, коренным образом отличается не только от «западной», но и от «восточноевропейской». Некоторые объясняют нынешний размах теневого бизнеса в нашей стране исключительно генетическими предпосылками, сформированными еще при социализме. Другие – что специфика и масштабы теневой деятельности в современной России, прежде всего – продукты сегодняшнего дня, следствие избранной модели переустройства экономики и общества.
Экспансия теневых экономических отношений является в первую очередь результатом разрушения прежней государственности, что привело к разрыву традиционных связей между отдельными предприятиями и целыми территориями. Не последнюю роль в криминализации хозяйственной жизни России играет и значительное ослабление борьбы с экономическими преступлениями, оправдываемые тезисом о необходимости использования капиталов «теневой экономики» как ресурсной базы экономических реформ.
Наряду с этим, достаточно очевидными причинами существует целый ряд глубинных факторов. В первую очередь влияние на активизацию теневой экономики формирующихся на современном этапе развития реформы в России механизма аллокации ресурсов и власти; об особенностях соединения работника со средствами производства; о специфике формирующихся распределительных отношений.
Реально возникшие в экономике
страны на этапе трансформации трудности
представителями крайних
Суть нового механизма аллокации
ресурсов сводится к тому, что отдельные
институты экономической
Проявления этого механизма в переходной экономике хорошо известны. Господство псевдо-государственных и псевдо-частных корпораций приводит к нарастанию, диспропорций, в первую очередь, в хозяйственной структуре, динамике цен, финансах и так далее.
В результате национальная экономика
превращается в поле неэкономического
соперничества корпоративно-
Среди наиболее серьезных последствий функционирования корпоративных механизмов аллокации ресурсов можно отметить произошедшую за последние годы дивергенцию страны на сильно и слабо корпоратизированные «сектора». В первом из них сконцентрированы:
К этому сектору относят ТЭК, финансово-торговый комплекс и часть промышленности (главным образом, ориентированной на экспорт).
Здесь извлекают сверх прибыли, превосходящие по своим масштабам известные до сих пор в мировой практике.
Второй (немонополизированный) «сектор», напротив испытывает дефицит ресурсов, управления, технологий. К нему относят сферу воспроизводства рабочей силы, производства потребительских товаров, большая часть сельского хозяйства.
На практике наблюдается устойчивый перекос в ценах, финансировании, кредитовании и тому подобное в пользу первого «сектора», причем причиной такого перекоса является не только монополизм, обеспечивающий первому сектору значительные преимущества на рынке, но и дисбаланс в распределении корпоративной и государственной власти, создающий институциональное «превосходство первого «сектора» над вторым».
Именно «разность потенциалов»,
образовавшихся в результате дивергенции
экономика двух «секторов», становится
в нынешних условиях основным источником,
подпитывающим теневые
Социальную нестабильность провоцируют и развернувшиеся в последнее время процессы перераспределения собственности.
Начатая под флагом необходимости поиска «настоящего хозяина», приватизация в России привела к полному затуманиванию истинной картины существующих прав собственности. После всех лет «реформы» невозможно провести четкое разграничение между государственными и частными секторами экономики: произошла практически полная диффузия форм собственности, причем проникновение частной собственности оказалось значительно большим, чем это регистрируется официальной статистикой.
Неопределенность границ частного сектора является следствием как минимум двух причин: во-первых, вплоть до недавнего времени «организованные» формы приватизации играли сравнительно незначительную роль. Они либо легализовали уже ранее осуществленное перераспределение собственности, либо путем массовой приватизации готовили базу для последующего вторичного перераспределения; во-вторых, широкое распространение получили так называемые «специфические способы» формирования частного сектора. Их диапазон весьма обширен – от прямого грабежа государственной собственности до легальных трансакций в форме перевода части созданной государственным предприятием добавленной стоимости в частный сектор. Создание финансовых холдингов, конгломератов, полугосударственных банков и финансовых структур, содействующих возникновению параллельных рынков денег, кредитов и капитала. Использование задолжностьи и кредитной зависимости между предприятиями в качестве «капитала», с целью их последующей легальной или теневой приватизации и т. д.
Следующая схема представляет основные направления, объекты, субъекты и методы приватизации, а также о новых собственниках, появившимся в ходе нее.
Основные объекты, методы и участники приватизации. | ||
Объекты |
Методы |
Новые собственники |
Собственность политических и общественных структур |
Создание коммерческих структур, экспорт капитала |
Номенклатура общественных и политических организаций и близкое к ним окружение. |
Государственные бюджетные социальные фонды |
Широкая система социальных кредитов и льгот по налогообложению. Создание коммерческих структур на базе фондов. |
Коррумпированный аппарат, «благородные получатели» |
Фонды государственных предприятий. |
Различные формы «приватизации» (мелкие кооперативы, лизинг, аренда и т. д.) многообразные формы массовой и платной приватизации. |
Трудовые коллективы, директорат, бывшие теневики. |
Сбережения населения. |
Через систему ваучерных и инвестиционных фондов, банковскую систему и новые организации социального обеспечения. |
Сотрудники фондов и организаций. |
Основная причина того, что «деньги партии» до сих пор «не найдены», кроется, по-видимому, в том, что на финансах партии созданы наиболее дееспособные коммерческие структуры, в том числе наиболее респектабельные банки и совместные предприятия. Представители новой экономической элиты и политического руководства, по всей видимости, смогли договориться между собой, что, похоже, оказалось не слишком сложным делом, если учесть, что значительная часть, как тех, так и других некогда принадлежала к одному клану – партийной номенклатуре.
Наиболее простой и распространенный метод приватизации на втором направлении – так называемая «дойка коровы». Здесь используют следующую схему.
Центральный Банк России предоставляет, например, предприятию специальный кредит для выплаты задолжностьи по заработной плате или для других хозяйственных нужд, под низкие (для России) проценты – 25% годовых. Деньги на рыночных условиях тут же помещают в коммерческий банк, который находится с предприятием в «особых» отношениях. Разницу, возникающую на этой операции, делят между руководителями предприятия и участвующими в доле банковскими работниками.
Характерным явление российской экономической политики стало предоставление незаконных льгот приближенным к власти коммерческим структурам.
Приватизация государственных предприятий, как таковая, фактически началась в России не в июле 1992 года, как указывают в официальных материалах, а с момента создания в 1987 году, так называемых малых кооперативов, большинство из которых организовывались при государственных промышленных предприятиях. Создание малых кооперативов оказалось очень удобной формой перекачки государственных средств в частные руки.
К началу июля 1994 года в России было приватизировано около 70% всех предприятий промышленности и сферы услуг. Многими реформаторами столь высокие темпы преобразования расцениваются как колоссальный успех реформ. Однако наряду с количественными показателями необходимо учитывать и качественные изменения.
С самого начала вплоть до своего завершения, массовая приватизация в России представляла собой колоссальную спекулятивную операцию, приведшую к криминализации экономики, невиданному социальному расслоению и образованию враждующих социальных групп. Криминализации является с одной стороны, отражением социально-экономической и политической ситуации в стране, с другой стороны – тесно связана с моделью приватизации, принятой в России.
Некоторые особенности российской действительности имеют рациональное объяснение, если признать существование параллельных источников доходов населения.
Известно, что, начиная с 1991 года, цены в стране растут значительно быстрее, чем официальная заработная плата: минимальная и даже средняя по стране заработная плата сегодня не обеспечивает необходимого прожиточного минимума. Однако до сих пор социальная ситуация в стране не взорвалась; банковские накопления населения растут; число вновь образованных на предпринимательской основе хозяйственных организаций увеличивается – несмотря на то, что каждая третья из вновь созданных мелких и средних фирм оказалась убыточной. Есть все основания предполагать, что и проблема выживания, и проблема первоначального накопления капитала решается сегодня в России на путях активного включения населения в различные процессы разворачивающиеся в рамках теневой экономики. Мотивы, механизмы и результаты такого участия у различных групп населения различны.
Современное российское общество можно разделить на три основные страты, каждая из которых, в свою очередь подразделена на группы: