Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:56, доклад

Описание

Теневая экономика - явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, является предметом интереса исследователей с 30-х годов XX века. Различались как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. В конце 70-х годов появились первые серьезные исследования этого сектора экономики, а в 1983 году в г. Билефельде в Германии была проведена первая международная конференция по теневой экономике. В 1991 г. в Женеве прошла конференция европейских статистиков, посвященная скрытой и неформальной экономике, по материалам которой было опубликовано специальное руководство по статистике теневой экономики в странах с рыночной системой хозяйствования, а в мае 1996 г. на совместном заседании ЕЭК ООН (Евростат) ОЭСР по национальным счетам среди других вопросов была рассмотрена проблема оценки масштабов теневой экономики и создана специальная рабочая группа по вопросам скрытой экономики.

Работа состоит из  1 файл

Теневая экономика.docx

— 23.94 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: Институциональная экономика

на тему: Теневая экономика: меры по сокращению теневой экономики

 

 

 

 

Студент

ФМЭО, 4-ый курс, ДАП-1                                                          А. В. Хоменко

 

 

Проверил                                                                                      Э. И. Лобкович

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

 

Теневая экономика - явление, до сих пор не имеющее чёткого  научного определения, является предметом  интереса исследователей с 30-х годов XX века. Различались как взгляды  на сущность этого явления, так и  количественные оценки его масштабов. В конце 70-х годов появились  первые серьезные исследования этого  сектора экономики, а в 1983 году в  г. Билефельде в Германии была проведена первая международная конференция по теневой экономике. В 1991 г. в Женеве прошла конференция европейских статистиков, посвященная скрытой и неформальной экономике, по материалам которой было опубликовано специальное руководство по статистике теневой экономики в странах с рыночной системой хозяйствования, а в мае 1996 г. на совместном заседании ЕЭК ООН (Евростат) ОЭСР по национальным счетам среди других вопросов была рассмотрена проблема оценки масштабов теневой экономики и создана специальная рабочая группа по вопросам скрытой экономики. 
Tеневая экономика  — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. «Теневую» экономику также можно охарактеризовать как совокупность разнотипных экономических отношений и неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. Но, прежде всего, «теневая» экономика – это неконтролируемые обществом и скрываемые от него производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг. В данном случае мы имеем дело с очень сложным экономическим явлением, которое в той или иной степени присуще социальным системам любого типа.

Образуется из-за существования  условий, при которых может быть выгодно скрывать свою экономическую деятельность от широкого круга лиц. Масштаб сокрытия может быть различным.

В теневом секторе предприниматели  производят разрешенную продукцию  и услуги, но без необходимых лицензий и вне юридического статуса, поскольку  влиться в официальную экономику  им не позволяет паутина запутанных правил, излишних процедур, высокие  налоги  и другие препятствия  к выходу на  легальный рынок. Как предприниматели, так и их работники не защищены законом, лишены доступа к услугам официальной  экономики, например, к кредитам, и  становятся легкой добычей для коррумпированных бюрократов.

Рост теневого сектора  указывает на существование серьезных  препятствий к выходу на рынок  и  слишком высокую себестоимость экономической деятельности. Обычно препятствия и высокая себестоимость являются следствием  плохих  законов. Можно привести следующие примеры препятствий:

  • регистрационные сборы и процедуры;
  • регистрации нового предприятия;
  • сборы и процедуры  оформления  прав собственности на недвижимость;
  • разрешения и лицензии;
  • неоправданно завышенные налоги;
  • стоимость выполнения законов и нормативов;
  • картели и монополии;
  • препятствия к выходу из бизнеса (отсутствие законодательства о банкротстве).

Решение предпринимателя  легализовать свой бизнес или остаться «в тени» зависит от наличия определенных стимулов. Предприниматель тщательно  просчитывает, какие правила он будет соблюдать, а какие нарушать, в зависимости оттого, какими  средствами

он располагает,  какие  доходы рассчитывает получить  от бизнеса, и во сколько ему обойдется  нарушение законодательства. И легальный, и нелегальный бизнесы несут

производственные издержки, но в нормальных  регуляторных условиях перспективные, рентабельные предприятия  предпочитают работать легально. С точки зрения предпринимателя легализация осуществляется  как минимум  в  две ступени. Первая  – регистрация предприятия, вторая  – соблюдение законов для поддержания легальной деятельности. Регистрация предприятия, получение прав на недвижимость и разрешений,

ведение учета  – все  это производственные издержки. Кроме  того, существуют требования

налогообложения, безопасности, трудового кодекса и защиты окружающей среды среди прочего. Реформы  потребуются сразу в нескольких областях, чтобы сократить подобные издержки и правила и способствовать переходу предпринимателей целиком  на легальную основу. Так, правильным первым шагом в этом направлении  может стать административное обслуживание (регистрация) предприятий «в одном  окне». Реформа процедуры регистрации  должна сопровождаться и другими  реформами, устраняющими препятствия  к полноценному участию в жизни  легального рынка и соблюдению действующего законодательства. Помогает легализации  и улучшение государственных  услуг.

Некоторые пытаются бороться с нелегальной экономической  деятельностью исключительно принудительными  мерами. Штрафуя бизнесы и пресекая  их деятельность, власти тем самым  резко поднимают себестоимость  нелегальной экономической деятельности. И все-таки, несмотря на необходимость принудительных мер в решении большинства проблем,  такой ограниченный подход не достигает желаемых результатов как минимум в трех областях. Во-первых, избыточное регулирование мешает достижению экономических целей государства, так как заставляет предприятия работать вне досягаемости властей. Во-вторых, силовые меры сами по себе не улучшают условий для деятельности предприятий – ни легальных, ни нелегальных. В-третьих, подобная политика создает условия, в которых лица, ответственные за контроль над соблюдением законодательства, начинают  брать взятки за обещание смягчить наказание.

Решение проблемы теневой  экономики требует комплексного, институционального подхода. Результаты будут получены, если выбранный подход закладывает основу рыночной экономики на трех уровнях:

  • создает стимулы для интеграции бизнеса в легальную экономку,
  • улучшает общий деловой климат,
  • улучшает демократическое управление.

Упрощенные подходы к  решению подобных сложных проблем  не работают. Силовые и принудительные меры без параллельных реформ лишь заставят бизнес глубже уйти в

нелегальный сектор. Поддержка  «теневиков» без создания условий для их легализации никак не отражается на производительности, росте и власти закона.  Власть закона и

законодательство, несомненно, важны, но они  должны отражать местные  реалии, потому что  будут  лучше восприняты, если учитывают местные традиции и обычаи. Новым правилам и реформам должен предшествовать анализ их  возможных  результатов и их стоимость с точки зрения предпринимателей и общества.

В зависимости от местных  нужд, приоритетными можно назвать  следующие меры:

  • Упрощение регистрационных процедур. (Упростить процедуры получения лицензий и разрешений; сделать их стоимость доступной всем предпринимателям).
  • Вовлечение  предпринимателей  в законотворческий процесс. (Установить прозрачную процедуру принятия решений, которая учитывает рекомендации и мнение предпринимателей, и открывает возможности для комментариев со стороны широкой публики относительно действующих законов и законопроектов).
  • Упрощение законодательства.  (Упростить  и устранить противоречия в законодательстве, ликвидировать дублирующие друг друга и слишком общие законы).
  • Усовершенствование системы прав собственности. (Открыть реальный доступ к правам собственности всем гражданам, сделав права собственности понятными и обеспечив их выполнение).
  • Реформирование налогообложения. (Упростить налоговую систему, сократить излишне высокие налоговые ставки, сократить и упростить правила бухгалтерского учета и отчетности).
  • Реформирование трудового законодательства. (Проведение необходимых изменений в соответствующих государственных органах, укрепить их способность обрабатывать налоговую информацию эффективно и экономично).
  • Обеспечить доступ к информации. (Обеспечить всех граждан информацией о том, как организовать собственное предприятие, как зарегистрироваться в качестве юридического лица, какие права и обязанности имеет предприниматель).

 

Стратегия реформ CIPЕ (Центр международного частного предпринимательства)

Организации частного сектора  играют ключевую роль в реформах,  направленных на легализацию теневого бизнеса и  обеспечение доступа на рынок. Предпринимательские организации легального и нелегального бизнеса, экономические аналитические центры и СМИ  – каждый из них этих видов организаций играет в реформах свою, особую роль. Однако методика легализации, разработанная  CIPE, включает общие для всех этих организаций элементы – это активное участие в реформах. Опыт CIPE показывает, что перечисленные ниже шаги, включенные в программу реформ, помогают сократить себестоимость бизнеса и создать одинаковые для всех участников рынка условия.

  1. Определить препятствия для легализации и причины высоких издержек экономической деятельности. В связи с тем, что нелегальная экономическая деятельность не охвачена статистикой, потребуются особые мероприятия по сбору необходимой информации среди предпринимателей теневого сектора. Рассчитать, как законы и нормативы отразятся на  себестоимости бизнеса и объеме теневого сектора.
  2. Привлечь внимание частного сектора, общественности и законодателей к проблемам, связанным с выходом на рынок и неоправданно высокой себестоимостью экономической деятельности.
  3. Привлечь предпринимателей и широкую общественность к поддержке правовой и регуляторной реформы, которая бы снизила барьеры к выходу на рынок и себестоимость бизнеса. Выяснить, какие приоритетные проблемы стоят перед  местными предпринимателями, и какие решения они могли бы предложить.
  4. Предложить конкретные изменения в законодательстве и  режиме регулирования. Предложенные изменения должны включать в себя как положительные, так и отрицательные стимулы: положительные для участия в легальной экономике и отрицательные для теневой. Провести анализ соотношения затрат и выгод предложенных реформ.
  5. Организовать кампанию в поддержку реформ. Начать диалог между законодателями и частным сектором, привлечь внимание СМИ, разъяснить приоритеты частного сектора.
  6. Поддержать проведение реформ, оказывая по мере необходимости, конкретное содействие законодателям; следить за тем, как реформы на практике влияют на себестоимость бизнеса и другие стимулы к легализации.

Информация о работе Теневая экономика