Теория ожиданий В. Врума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:43, доклад

Описание

Согласно теории ожиданий Виктора Врума, наличие потребности не является единственным необходимым условием для мотивации. Человек также должен надеяться (ожидать), что выбранный им тип поведения действительно приведёт к намеченной цели.

Работа состоит из  1 файл

Теория ожиданий В.docx

— 19.24 Кб (Скачать документ)

Теория ожиданий В. Врума

Согласно теории ожиданий Виктора Врума, наличие потребности не является единственным необходимым условием для мотивации. Человек также должен надеяться (ожидать), что выбранный им тип поведения действительно приведёт к намеченной цели.

 

Теория ожиданий вводит три  понятия, лежащих в основе мотивационных  механизмов человеческого поведения:

  1. Ожидания того, что усилия работника приведут к поставленной цели или к желательному результату.
  2. Инструментальность — понимание того, что выполнение работы и достижение требуемого результата является основным условием (инструментом) для получения вознаграждения.
  3. Валентность — значимость вознаграждения для работника.

Ожидания, согласно этой модели, можно расценивать как оценку вероятности события. При анализе  мотивации рассматривается взаимосвязь  трёх элементов:

  • затраты — результаты;
  • результаты — вознаграждение;
  • валентность (удовлетворённость вознаграждением).

Модель Врума можно представить следующим образом:

 

Мотивация = (З=>Р) * (Р=>В) * Валентность, где

 

(З=>Р) — ожидания того, что усилия дадут желаемые результаты;

(Р=>В) — ожидания того, что результаты повлекут за собой вознаграждение;

Валентность — ожидаемая  ценность вознаграждения.

 

Если значение одного из этих факторов будет мало, то и мотивация  будет низкой.

 

Иными словами, мотивация работника зависит от его ожиданий, связанных с тем, что определенное поведение или определенные действия приведут к определенному результату.

 

Если вероятность того, что прилагаемые усилия приведут к высокому результату, является слишком  низкой, то это не будет мотивировать работников. Например, работа на старом, некачественном, несовременном оборудовании приведет к тому, что работник будет  иметь низкие ожидания относительно того, что его работа даст соответствующую  отдачу. Как бы он ни старался, он понимает, что вероятность того, что он сможет перевыполнить план и заслужить  премию, будет низкой. Соответственно в таких условиях будет низкой и мотивация работника.

 

Вера человека в то, что  добросовестная работа будет справедливо  оценена и вознаграждена руководством, определяет инструментальность добросовестного труда для индивида. Например, если работник выполнил план, то он ожидает свою обычную зарплату. Если он перевыполняет план, то его ожидания возрастают: он рассчитывает на более высокую оплату или на премию. Мотивация работника будет снижаться, если результаты его работы не вознаграждаются должным образом со стороны организации, то есть если эти результаты не воспринимаются как инструмент для получения вознаграждения.

 

Возможен и другой вариант: повышение производительности и  качества работы никак не отражаются на оплате труда. В данном случае высокая  производительность труда не выступает  в качестве инструмента для получения  более высокого вознаграждения. И  наконец, если даже работник получает вознаграждение, соответствующее его  вкладу, у него может быть низкая мотивация, если это вознаграждение имеет для него низкую валентность.

 

Экспериментатор, который  помещает крысу в лабиринт, исходит  из того, что крыса должна быть голодна, иначе корм, к которому она должна бежать, будет не так привлекателен  для нее. Поэтому перед опытами, связанными с пищевым подкреплением, животных сутки морят голодом, и  тогда валентность (привлекательность) пищи становится для них очень  высокой.

 

Чтобы поддерживать трудовую мотивацию на высоком уровне, поощрения, предлагаемые работникам, должны быть для них достаточно значимыми  и ценными. Некоторых людей мотивирует возможность продвижения по службе, для других важнее стабильность в  работе и уверенность в завтрашнем дне, для третьих – решение  интересных творческих задач, а кого-то волнуют только деньги. Если конкретный стимул не интересен работнику, то вряд ли можно ожидать, что его мотивация  будет высокой.

 

Так, директор одного из строительных магазинов рассказывал нам, что  кассирша, признанная лучшей по итогам месяца, просила не вешать ее фотографию на Доску почета. «Все что угодно, только не это!» — чуть не со слезами  умоляла она. Естественно, директор пошел ей навстречу.

 

Из теории Врума следует, что сила мотивации работника определяется его восприятием предстоящей работы. Задача руководителя состоит в том, чтобы формировать у работника высокую мотивацию, используя как подсказку три элемента системы Врума. Для этого надо:

  1. четко ставить цели перед подчиненным и оказывать своевременную помощь в их достижении;
  2. внушить работнику уверенность в том, что он получит вознаграждение за проделанную работу; показать, как именно его усилия и рабочие результаты будут вознаграждены (действия работника выступают как инструмент получения вознаграждения);
  3. предложить наиболее привлекательные для него вознаграждения, так как степень привлекательности предлагаемых вознаграждений может для разных работников существенно различаться. Если предлагаемые организацией поощрения недостаточно привлекательны (валентны, в понятиях теории Врума) для работника, то он не будет стремиться работать лучше или более напряженно для того, чтобы получить их.

Для решения этой проблемы необходим специальный анализ, который  позволит уточнить предпочтения разных категорий персонала. Эта задача достаточно легко решается, если к  разработке программ стимулирования привлекаются те категории персонала, на которые  они будут направлены. Иначе ситуация может не только не улучшиться, но и  ухудшиться, как, например, на заводе по производству пластиков, где план выплаты  бонусов, направленный на то, чтобы  поощрять высокую производительность менеджеров среднего звена, вызвал у  них высокую степень неудовлетворенности. Дело в том, что несколько месяцев  назад было решено внести коррективы в действующую систему стимулирования, и к работе по разработке новой системы было привлечено достаточно много работников — сотрудники службы персонала, отделов контроля и маркетинга и др. — не были подключены только менеджеры, труд которых предполагалось стимулировать с помощью этих бонусов. Высшее руководство было обескуражено тем, что новый план так же не устраивал менеджеров, как и прежний.

 

Теория ожиданий В. Врума очень практична, она дает много подсказок в отношении того, как можно повысить мотивацию работников.


Теория ожиданий Виктора Врума 
 
По теории ожиданий человек выбирает те или иные действия исходя из своих представлений о последствиях этих действий. Т.е. мотивацией может служить стремление человека с помощью прилагаемых им усилий получить ожидаемый им результат, при условии, что этот результат имеет для него ценность, или, наоборот, избежать этого результата (понятие “валентность).

Три важных элемента теории ожиданий: 
“Ожидание” – “сиюминутное убеждение относительно вероятности того, что конкретное действие приведет к конкретному результату”. 
“Валентность” – “аффективные ориентации на определенные результаты”, т.е. степень ожидаемой удовлетворенности. При положительной валентности человек добивается результата, при отрицательной – стремиться его избежать. “Валентность” – это ожидаемая удовлетворенность, а “ценность” – это действительная удовлетворенность. Очевидно, что они могут не совпадать. 
“Инструментальность” – понимание того, что промежуточный результат является звеном цепочки, которая ведет к важному результату. Т.е. промежуточный результат имеет ценность не сам по себе, а только как необходимый этап следующего результата, действительно ценного.

Если коротко, то теория ожиданий утверждает, что для мотивации  работника необходимо, чтобы он имел четкое представление о том, что  от его усилий зависят результаты его труда, что из результатов  его труда вытекают для него определенные последствия, и, что эти последствия  имеют для него ценность.


Информация о работе Теория ожиданий В. Врума