Теория предельной производительности факторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 04:07, контрольная работа

Описание

Спрос на ресурсы является производным (зависимым) от спроса на продукцию, изготовляемую с применением данных ресурсов. Иначе говоря, последние удовлетворяют потребности не прямо, а через готовую продукцию. Отсюда следует, что изменение спроса на ресурсы также является величиной зависимой -- прежде всего от изменения спроса на готовую продукцию. На движение спроса на ресурсы влияет также производительность труда: если она растет, их требуется больше. Каждая дополнительная единица ресурсов дает приращение продуктов --предельный продукт (в денежном выражении -- предельный доход).

Работа состоит из  1 файл

микроэкономика.docx

— 24.86 Кб (Скачать документ)

Теория предельной производительности факторов.

 Спрос на ресурсы  в условиях совершенной и несовершенной  конкуренции. Эластичность спроса  на ресурсы: понятие, факторы

Спрос на ресурсы является производным (зависимым) от спроса на продукцию, изготовляемую с применением  данных ресурсов. Иначе говоря, последние  удовлетворяют потребности не прямо, а через готовую продукцию. Отсюда следует, что изменение спроса на ресурсы также является величиной  зависимой -- прежде всего от изменения спроса на готовую продукцию. На движение спроса на ресурсы влияет также производительность труда: если она растет, их требуется больше. Каждая дополнительная единица ресурсов дает приращение продуктов --предельный продукт (в денежном выражении -- предельный доход). В то же время дополнительные ресурсы вызывают увеличение издержек фирмы -- предельных издержек. Но фирмы стремятся уменьшить издержки производства. Поэтому они будут увеличивать ресурсы до тех пор, пока предельный доход от их прироста не сравняется с предельными издержками на них. Если предельный доход больше предельных издержек, спрос на данные ресурсы растет, в противоположной ситуации -- уменьшается. Наконец, изменение спроса на данные ресурсы зависит от динамики изменения спроса по другим ресурсам, то есть от изменения цены на замещающие ресурсы (например, труд заменяется капиталом) и на дополнительные (например, ресурсы на изготовление пленки и программного обеспечения являются дополнительными по отношению к тем, что идут соответственно на изготовление камеры и ЭВМ).

При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов. Первый -- эффект замещения, связанный с тем, что замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (замещение труда капиталом ведет к падению спроса на труд и увеличению спроса на капитал). Второй -- эффект объема производства, он выражается в увеличении издержек на капитал, вызывающем падение объема производства и, соответственно, сокращение спроса на ресурсы (на капитал). Эффект замещения и эффект объема производства противоположны по направленности. Поэтому на практике спрос на замещающий ресурс зависит от соотношения этих двух эффектов, если эффект замещения больше эффекта объема производства, спрос на замещающий ресурс возрастает, и наоборот. Если в производство вводится дополнительный ресурс, изменение в его цене влияет на изменение спроса на основной ресурс в противоположном направлении. Сказанное означает, что производный спрос на ресурсы возрастает, если: увеличивается спрос на продукт, повышается производительность труда в выпуске готовой продукции, падает или поднимается цена замещающих ресурсов, снижается цена на дополнительные ресурсы.

Эластичность этого спроса определяют три фактора:

Первый фактор -- эластичность спроса на готовую продукцию, чем она выше, тем более эластичным будет и спрос на ресурс. Когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы.

Второй  фактор -- замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если в случае повышения цены существует возможность их замены другими ресурсами (например, бензина -- дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии (благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине).

Третий  фактор, определяющий эластичность спроса на ресурсы, -- их доля в общих издержках. Эластичность спроса зависит от удельного веса данных ресурсов в общих издержках производства готовой продукции. Если такой удельный вес велик, а цена на ресурсы растет, это приводит к падению спроса на денные ресурсы. Чем больше доля последних в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса.

Изменения в спросе на ресурс:

1. Изменение в спросе на продукт

При прочих равных условиях, изменения в спросе на продукт, который  производится с помощью определенного  вида ресурсов, приведет к сдвигу в  спросе на ресурс в том же направлении.

2. Изменение производительности

Изменение в производительности использования ресурсов ведет к  однонаправленному изменению в  спросе на ресурсы. Производительность можно изменять разными путями:

1). Увеличение числа ресурсов, непосредственно связанных с  данными ресурсами.

2). Технологические усовершенствования.

3). Повышение качества  самого рассматриваемого ресурса.

4). Изменение цен на  другие ресурсы (взаимозаменяемые  и взаимодополняемые ресурсы).

Эластичность  спроса -- изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут  приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции  потребителей на изменение цены может  значительно варьироваться от продукта к продукту.

Экономисты используют концепцию  ценовой эластичности для определения  чувствительности потребителей к изменению  цены продукции. Если небольшие изменения  в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным:

Эластичный спрос

Рис 1. Эластичный спрос

Если существенное изменение  в цене ведет к небольшому изменению  в количестве покупок, то такой спрос  относительно неэластичный или просто неэластичный:

Рис 2. Неэластичный спрос

Когда процентное изменение  цены и последующее изменение  количества спрашиваемой продукции  равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью:

Рис 3. Спрос с единичной  эластичностью

Если изменение, цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос  является совершенно неэластичным:

Рис 4. Совершенно неэластичный спрос

Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать  покупки от нуля до предела своих  возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным:

Рис 5. Совершенно эластичный спрос

Формула ценовой эластичности

Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с  помощью коэффициента эластичности (Ed):

Ed=

Процентные изменения  вычисляются путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену, и следующего за этим изменения  в количестве спрашиваемой продукции  на то количество продукции, на которое  спрос предъявлялся первоначально:

Ed=

Использование процентных изменений  позволяет избежать ошибок в расчетах при использовании произвольных единиц измерения.

Ценовой коэффициент эластичности всегда будет иметь отрицательный  знак (т.к. закон спроса представляет собой обратную зависимость количества продукта от цены), поэтому рассматривается  только абсолютная величина коэффициента эластичности.

Оценка эластичности по показателю общей выручки

1. Эластичный спрос (Ed>1). Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки.

Если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение  общей выручки в противоположном  направлении.

2. Неэластичный спрос  (Ed<1). Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно,

Если спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение  общей выручки в том же направлении.

3. Единичная эластичность (Ed=1). Увеличение или уменьшение  цены оставит общую выручку  неизменной.

Свойства эластичности:

Эластичность  и ценовые интервалы. Эластичность варьируется в зависимости от выбранного ценового интервала. Для кривых спроса обычно эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по сравнению с правым нижним. Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности. Это связано с первоначальным количеством и ценой, от которых ведется отсчет.

Эластичность  и наклон кривой спроса. Внешний вид графика не может служить надежным основанием для суждения об эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с процентными изменениями цены и количества.

Изменяющиеся  и постоянные эластичные кривые спроса

Эластичность определяется на заданном интервале. Определение  ее на некотором другом интервале  может быть таким же или измениться в зависимости от формулы спроса.

Линейная  кривая спроса. Эластичность интервалов цен и количества спроса неодинакова на всей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по мере движения вниз по кривой спроса.

Кривая спроса постоянной эластичности. Кривая спроса может быть представлена не линейно. Кривая может иметь такую форму, что эластичность может быть постоянной на любом произвольно взятом интервале.

Факторы ценовой эластичности спроса:

Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта.

2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше места занимает товар в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса на него.

3. Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен.

4. Фактор времени. Спрос на продукт более эластичен, чем длиннее время для принятия решений. Это зависит от привычек потребителя , долговечности продукта.

Спрос на факторы  производства

Свой выбор производства продукции п/п всегда согласовывают с выбором потребителей: выпускают только тот товар, который в данный момент времени пользуется спросом. Соответственно, фирмы предъявляют спрос на необходимые ресурсы на рынке факторов производства, затраты на приобретение которых для фирм оборачиваются издержками производства.

Во многом рынки ресурсов похожи на рынки продуктов и услуг. Однако рынки ресурсов отличаются тем, что фирмы являются покупателями факторов производства, а собственники ресурсов - продавцами.

Кривые предложения ресурсов являются восходящими, показывающими прямую связь между ценой ресурса и объемом их предложения. Владельцам факторов производства выгоднее поставить на рынок большее количество данного ресурса по более высокой цене. Продавцы услуг труда получают заработную плату (w), капитала - процент (г), земли - земельную ренту (n).

Теория спроса на ресурсы  основывается на максимизации прибыли  со стороны фирм. Они стремятся  покупать меньше того ресурса, цена которого высока, и заменяют его другими, относительно дешевыми ресурсами.

Спрос на ресурсы зависит:

  • а) от спроса на продукт, производимый с помощью этих ресурсов;
  • б) от цены ресурса и он выше, если его цена установилась на более низком уровне;
  • в) от цен на другие ресурсы, так как они используются всегда в совокупности;
  • г) от применяемой технологии (обычно новая технология сокращает количество всех ресурсов, необходимых для производства единицы продукции);
  • д) от редкости (изобилия) ресурсов;
  • е) при прочих равных условиях спрос на ресурс определяется его предельной доходностью.

Цены на ресурсы определяются доходами от их использования. Чем выше доходы, которые можно получить от использования данного ресурса, тем выше цены на него. Ресурс будет  привлекаться в производство до тех  пор, пока его предельная производительность в денежном выражении не будет  равна цене данного фактора производства.

Под предельной производительностью (предельным продуктом - MP) понимается прирост общего продукта, объема выпуска  на единицу прироста фактора производства (переменного ресурса).

Правило использования ресурсов: чтобы максимизировать прибыль, фирма должна привлекать дополнительные единицы любого ресурса до тех  пор, пока каждая дополнительная единица  дает прирост общего дохода фирмы, а  не общих издержек т.е, когда по всем видам ресурсов соотношение предельной доходности ресурса и предельных издержек на ресурс =1.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булатов А.С. Экономика. - М.: БЕК, 2003, 521с.

2. Курс экономической  теории: Учеб. пособие / А.Н. Тур, М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович и др.; Под ред. И.И. Плотницкого, А.Н. Тура. - Мн.: «Мисанта», 1998. - 432 с.

Информация о работе Теория предельной производительности факторов