Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:37, курсовая работа
Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономики – это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена – от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних дней.
Введение
1.Функции денег и определение спроса на деньги
2.Понятие спроса, закон спроса, неценовые детерминанты спроса, поведение спроса, график спроса.
3. Понятие предложения, закон предложения, неценовые детерминанты предложения, поведение предложения, график предложения.
Заключение
Приложение
Список литературы
Карагандинский Экономический
КУРСОВАЯ РАБОТА
По
дисциплине:
Макроэкономика
На тему: «Теория спроса на деньги»
Введение
1.Функции денег и определение спроса на деньги
2.Понятие спроса, закон спроса, неценовые детерминанты спроса, поведение спроса, график спроса.
3. Понятие предложения, закон предложения, неценовые детерминанты предложения, поведение предложения, график предложения.
Заключение
Приложение
Список
литературы
Введение
Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономики – это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена – от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних дней.
Сегодня интерес образованных людей к экономике (экономической теории или политэкономии) не только не иссяк, но даже возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и в России в частности. Видный американский ученый П.Самуэльсон назвал экономикс или политическую экономику королевой наук. Лауреат Нобелевской премии М.Фридмен писал, что экономика – очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты и могут быть записаны на одном листе бумаги, тем не менее, их понимают немногие. Сложность данной науки, отражающей сложный мир хозяйствования, в том, что при изучении она требует, по словам известного в мире специалиста по истории экономической мысли А.Хейльброннера, «выносливости верблюда и терпения святого».
Предмет экономической теории – это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.
Людям свойственны как биологические, так и социально обусловленные потребности. Чтобы удовлетворить эти потребности (в пище, одежде, жилье и бесконечном множестве других товаров и услуг), необходимо использовать имеющиеся ресурсы: рабочую силу и предпринимательские способности, капитал, здания и сооружения, природные богатства. Соединение ресурсов, осуществляемое в рамках определенных производственных отношений, называется способом производства.
Ограниченность
ресурсов не позволяет иметь все,
что хотелось бы человеку. Потребности
человека превышают его возможности,
так как все имеющиеся ресурсы
в каждой стране, да и в мире в целом, ограничены.
Поэтому всеобщее изобилие – это миф.
Функции денег и определение
спроса на деньги
Среди
современных экономистов
Выполняя функцию средства обращения, деньги выступают посредником при обмене товаров и услуг, благодаря чему преодолеваются индивидуальные, количественные, временные и пространственные границы, присущие бартеру. Кроме того, как отмечалось выше, сокращаются и издержки обращения. Эту функцию выполняют реальные деньги.
Деньги в функции меры стоимости позволяют выразить стоимость товаров (услуг) в терминах, известных каждому участнику товарообмена — в национальных денежных единицах. Денежные единицы используются как масштаб цен для соизмерения стоимости отдельных товаров и услуг, позволяя тем самым сориентироваться для принятия рациональных решений.
Средство
сохранения стоимости (средство накопления)
— это способность денег
Однако
реальное выполнение деньгами этой функции
имеет свои ограничения. Если номинальная
стоимость денег фиксирована, то реальная
их стоимость (покупательная способность)
может меняться. Прежде всего она зависит
от цен на товары и услуги:
Z
= 1 : Р,
где
Z — покупательная способность
денег; Р — цены.
Так, в условиях инфляции реальная стоимость денег резко падает и сохранение богатства в виде денег теряет экономический смысл. Начинается погоня за менее ликвидными или вообще неликвидными, но реальными ценностями: идет скупка земельных участков, недвижимости, произведений искусства и т.д.
Кроме того, сохранение богатства в виде денег может привести к так называемым вмененным издержкам или издержкам упущенных возможностей, поскольку сохранение богатства в виде денег не приносит их владельцу процентного дохода за период хранения (по сравнению, например, с богатством в виде недвижимости, когда владелец дома, сдав его в аренду, получает доход в виде арендной платы и т.п.).
Выполняя названные функции, деньги играют важнейшую роль в рыночной экономике: они опосредуют кругооборот доходов и продуктов.
По
часовой стрелке в схеме
Спрос на деньги - достаточно сложная категория. Он определяется той массой денег, которая необходима для обеспечения нормальной реализации товаров и услуг, для обеспечения сбережения, создания резервных фондов и пр. Сумма денег, которая необходима для покупки товаров, услуг, факторов производства и создания денежных резервов, называется операционным спросом. Операционный спрос зависит прежде всего от количества продаваемых товаров и услуг, от цен, по которым они продаются, и скорости обращения одной денежной единицы. Естественно, что количество приобретаемых товаров и услуг по данной цене во многом зависит от имеющегося совокупного дохода. Поэтому, чем выше совокупный доход и цены, чем ниже скорость оборота денег, тем больше денег необходимо для обслуживания рынка товаров и услуг.
Необходимо иметь в виду, что часть полученного совокупного дохода сберегается, причем в различных формах. Таким образом, возникает еще один спрос на деньги, который обусловлен той массой, которая:
а) будет сберегаться в виде наличных денег ;
б)
будет истрачена на покупку акций,
недвижимости и пр. Такой спрос
возникает с целью разместить
сбережения с наибольшей выгодой. Эта
выгода (эффект) во многом зависит от существующих
процентных ставок: чем выше ставки, тем
ниже спрос на деньги, и наоборот. Данная
зависимость позволяет определить более
эффективное распределение сберегаемой
части дохода.
Понятие
спроса, закон спроса,
неценовые детерминанты
спроса, поведение спроса,
график спроса
Экономический анализ предложения и спроса является универсальным средством, которое может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем. В их числе можно назвать: прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства; оценка влияния правительственных мер по контролю цен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот потребителей и производителей.
Общие представления о спросе и предложении стали частью повседневного языка и опыта. Например, если у продавца большая партия автомобилей, то он снижает цену. В этом случае, очевидно, что цена упала вследствие того, что предложение данного товара увеличилось. С другой стороны, цены на курортах летом выше, чем зимой. Это связано с тем, что летом спрос выше, чем зимой.
Спрос – это обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных покупателей товара. Спрос – это потребность, выраженная в денежной форме. Объем спроса – это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период времени (день, месяц, год и т.д.). «Желание приобрести» здесь означает, что покупатели действительно имели бы желание и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии. Важно различать объем спроса и объем фактической покупки. Объем спроса определяется только поведением покупателей, тогда как объем покупки определяется и покупателями, и продавцами совместно. Объем спроса зависит от цены данного товара, цены других товаров, неценовых детерминант, включающих, доходы покупателей и их вкусы, накопленное имущество, инфляционные и дефляционные ожидания покупателей, цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Поэтому спрос очень подвижен и изменчив. Есть и другие неценовые факторы (возраст покупателей, национальные особенности и т.д.), которые способны влиять на объем спроса. Их необходимо выявлять, прежде чем начинать внедрять на рынок тот или иной товар.
В зависимости от уровня экономики, на котором формируется спрос, выделяют:
Он формируется на уровне макроэкономики.
Он формируется на мезоуровне и представляет собой спрос со стороны других отраслей и домохозяйств на продукцию данной отрасли.
Это спрос на какой-либо определенный вид продукции.
Зависит от размеров денежных
средств, находящихся
на руках населения, в
Как уже говорилось выше, объем спроса зависит от многих факторов. Одним из основных является цена на данный товар. Устойчивая повторяющаяся взаимосвязь между объемом спроса и ценой, имеющая обратно пропорциональный характер называется законом спроса.
Количество товаров, которое покупается людьми, всегда зависит от цен на товары. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обуславливает возрастание спроса на него. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике (рис.1)