Типы экономических систем и их особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 12:41, контрольная работа

Описание

Что же такое экономическая система? В ответах на этот вопрос в экономической теории есть четыре основных подходов.
При первом из них, называемом “технологическим”, под экономической системой понимается совокупность всех технологических связанных отраслей хозяйства и предприятий, объединённых определёнными целями.
При втором – “базисном” подходе экономическая система – это совокупность общественных способов и процессов присвоения благ на основе определённой собственности.

Работа состоит из  1 файл

контр раб.doc

— 471.00 Кб (Скачать документ)


1. Типы экономических систем и их особенности.

 

Что же такое экономическая система? В ответах на этот вопрос в экономической теории есть четыре основных подходов.

При первом из них, называемом “технологическим”, под экономической системой понимается совокупность всех технологических связанных отраслей хозяйства и предприятий, объединённых определёнными целями.

При втором – “базисном” подходе экономическая система – это совокупность общественных способов и процессов присвоения благ на основе определённой собственности.

Третий подход проявляется тогда, когда экономическая система понимается как тот или иной способ производства, т. е. исторически сложившийся способ добывания материальных благ на основе определённых производительный сил и соответствующих производственных отношений.

Четвёртый подход в отличии от других более системный, более комплексный и всесторонний. Согласно ему, экономическая система это основа, которая под взаимодействием своих движущих сил и механизмов координации обеспечивает материальную жизнеспособность и развития общества и его субъектов.

По определению Герасимова экономическая система - совокупность средств, условий, процессов и результатов материального производства, а так же разнообразных отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения, потребления жизненных благ.

Главной функцией экономической системы, не зависящей от её конкретных характеристик и особенностей, - создание и развитие               материальных условий для обеспечения жизнеспособности общества и его субъектов.

Из главной функции логично вытекают основные цели функционирования экономических систем. Если отвлечься от конкретной специфики, то их можно назвать общими целями:

- Создание материальных благ, обеспечивающих жизнедеятельности общества.

- Повышения уровня жизни деятельности людей.

- Обеспечение более полной занятости населения.

- Обеспечения экономической эффективности деятельности.

- Обеспечение экономического и социального прогресса.

На основе таких критериев в современной экономической литературе Запада чаще всего различаются три типа экономических систем:

- традиционная экономическая система;

- рыночная экономика;

- командная экономика;

          - смешанная экономика;

Под традиционной экономической системой обычно понимается экономика основанная на традициях и обычаях, зафиксировавшаяся в экономическом сознании людей на основе опыта поколений. Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счёт собственных ресурсов и сил.

Традиционная экономическая система существует в экономически слаборазвитых странах. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

 

Рыночный тип экономики трактуется как такая экономическая система, при которой движение ресурсов производства и само производство осуществляются на основе рыночного механизма регулирования, опирающегося на колебания спроса, предложения и цен, а также на экономическую выгоду. То есть в экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов. Все решения по поводу распределения ресурсов и товаров принимаются домашними хозяйствами и частными предприятиями (фирмами) на соответствующих рынках. Цены устанавливаются под воздействием спроса и предложения и являются главным инструментом (индикатором) устранения дефицита или избытка товара на рынке. Цены в экономике свободного рынка определяют не только то, что и как производится, но также и для кого.

Полная противоположность экономике свободного рынка – командная экономика.

Командная экономика определяется как такой тип, при котором товарно-денежные отношения имеют формальный характер, а движение ресурсов производства и само производство определяются административным центром на основе системы его команд. В командной экономике все решения о производстве, распределении и потреблении принимаются государством. Оно распределяет ресурсы между отраслями, определяет точный объем производства, способ, которым осуществляется работа, и способ определения количественных объемов потребления для каждого члена общества.

Для cмешанной экономики характерным является наличие элементов разных типов и секторов экономических систем. Именно такой тип представляет собой ряд современных западноевропейских стран. В «смешанной» экономике производство основано в основном на частной собственности на ресурсы и системе свободных рынков, но государство играет гораздо более существенную роль в экономике.

Сам термин "смешанная экономика" не имеет однозначного толкования, трактовки

смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они

лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа

развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой

одновремен­ное сочетание параметров, а именно: сочетание частного и государственного сек­торов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал. Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структур­ных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-государственные акционерные предпри­ятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д. Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекват­ной формой современного развитого общества.

Для наглядности обобщим всё вышесказанное в таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

Традиционная экономика (натуральное хозяйство)

Рыночная экономика (товарное хозяйство)

Командная экономика (планово-директивная), централизованная

Смешанная экономика

Частная трудовая собственность

 

Определяющая роль природных условий

 

Замкнутое хозяйство

 

Непосредственная связь производства и потребления

 

Универсальный труд

Застой в социально-экономических отношениях

 

Отстаивание обществом неизменности существующего образа жизни

Частная собственность на факторы производства

 

Развитая система общественного разделения труда (специализированный труд)

 

Открытое хозяйство

 

Косвенные хозяйственные связи (связь производства и потребления через рынок)

 

Система рынков

 

Развитая рыночная инфраструктура (биржи, банки, и т.д.)

 

Отсутствие постоянного регулирования национальной экономики

Общественная собственность факторы производства (ресурсы)

 

Коллективное принятие хозяйственных решений путем централизации планирования экономической деятельности

 

Централизованное фондирование предприятий для выполнения государственных планов

 

Отсутствие рыночной системы стимулирования и мотивации производителей

 

Отсутствие рыночной системы стимулирования и мотивации производителей

 

Отсутствие конкуренции, монополизм производителей

Многообразие форм собственности

 

Многообразие форм хозяйства (многоукладная экономика)

 

Система рынков и рыночная инфраструктура

 

Конкуренция товаропроизводителей

 

Государственное регулирование доходов, занятости, цен, внешнеэкономической деятельности

 

Обеспечение социальной стабильности

 

Ограничение монополизма

 

Создание условий для предпринимательства

 

Разработка и реализация национальных программ (индикативное планирование)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственный долг: методы покрытия, виды. Состояние российского бюджета.

 

Государственный долг- это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом, имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над ВНП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.
Долг различают по двум критериям:
1) по сроку
2) по месту выплаты.
По сроку различают следующие виды долга: краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет).
Наиболее тяжелым является краткосрочный, так как по нему вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами.
По месту выплаты различают внутренний и внешний долги.
Внутренний долг - это долг своему населению, который приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия, которых могут быть весьма значительны.

Внешний долг - это долг иностранным государствам, организациям и физическим лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные услуги.

Наличие государственного долга предполагает его обслуживание, т.е. текущую выплату по процентам. Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Экономические последствия госдолга можно свести к четырем моментам:
1) Необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны.
2) Долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике.
3) Увеличение налогов для оплаты растущего госдолга выступает в качестве антистимула экономической активности.
4) Перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Управление государственным долгом - это регулируемая нормами права совокупность мероприятий государства по использованию долговых отношений, направленных на погашение долговых обязательств и формирование благоприятных социально-экономических условий развития страны, одно из направлений финансово-бюджетной политики страны, связанное с деятельностью государства на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве экономического субъекта - заемщика и гаранта. Оно предусматривает привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг или других источников, погашение и обслуживание долговых обязательств. Для этих целей необходим анализ социально-экономического развития государства на перспективу, оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия, определение предельно допустимых размеров государственного долга, рационализация его состава и структуры, мер по стабилизации размеров, оценка влияния государственного долга на развитие экономики страны.

К важнейшим законодательно закрепленным мерам по управлению государственным долгом относятся установление предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, границы внешних заимствований с разбивкой по формам обеспечения обязательств; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

Идеальный способ обслуживания и погашения государственного долга - своевременный возврат полученного кредита и процентов по нему. Однако намерения заемщика не совпадают с реальными возможностями. Появляются какие-то непредвиденные обстоятельства, обусловленные экономическими, социальными или политическими трудностями. Возникает необходимость в отсрочке выплаты процентов или уплаты основной суммы долга, изменении условий займа, а иногда и полному отказу от выплат. Явным признаком долгового кризиса является серьезное нарушение графика платежей. Государство - заемщик вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

Механизм регулирования государственного долга в рыночных условиях объединяется понятием "реструктуризация", т. е. основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный (муниципальный) долг, с заменой их долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей еще более увеличивается за счет доначисленных процентов.

Рефинансирование - это погашение старой задолженности (и процентов по ней) за счет выпуска нового займа, принятия новых обязательств. Используются три способа рефинансирования госдолга: замена обязательств (с согласия их держателей) с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентные погашаемым; досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения; размещение (продажа) новых облигаций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения.

Другой способ - выкуп долга. В случаях когда государства-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выигрыш от этого получают, во-первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов.

Информация о работе Типы экономических систем и их особенности