Типы национально-хозяйственных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:38, реферат

Описание

Это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

Работа состоит из  1 файл

Германская модель экономики.docx

— 25.86 Кб (Скачать документ)

     Германская  модель экономики 

     Это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал  увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с  формированием многослойной институциональной  структуры субъектов социальной политики.

     В германской экономической модели государство  не устанавливает экономические  цели - это лежит в плоскости  индивидуальных рыночных решений, - а  создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие  рамочные условия воплощаются в  гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве  прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят  из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной  стороны, и системы мер по поддержанию  конкурентной среды, с другой. Важнейшая  задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и  социальной справедливостью. Трактовка  государства как источника и  защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы  западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции  социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о  более активном вмешательстве государства  в экономику.

     Германская  модель, сочетающая рынок с высокой  степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

     - индивидуальная свобода как условие  функционирования рыночных механизмов  и децентрализованного принятия  решений. В свою очередь, это  условие обеспечивается активной  государственной политикой поддержания  конкуренции; 

     - социальное равенство - рыночное  распределение доходов обусловлено  объемом вложенного капитала  или количеством индивидуальных  усилий, в то время как достижение  относительного равенства требует  энергичной социальной политики. Социальная политика опирается  на поиск компромиссов между  группами, имеющими противоположные  интересы, а также на прямое  участие государства в предоставлении  социальных благ, например, в жилищном  строительстве; 

     - антициклическое регулирование;

     - стимулирование технологических  и организационных инноваций; 

     - проведение структурной политики;

     - защита и поощрение конкуренции. 

     Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов  социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

     Другой  особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский  капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому  неслучайно активное вмешательство  банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции  банков в экономике Германии с  учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем  в других странах мира.

     На  сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серьезные сложности. У Германии в конце 1990-х годов  были довольно низкие темпы роста  ВВП, которые были почти в три  раза ниже, чем у США в этот же период. Зарегистрирован самый  высокий с 1933 г. уровень безработицы, который в свой пик (в марте 1997 г.) составил 11,3% экономически активного  населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал  снижаться курс немецкой марки, достигнув  уровня 1,92 марки за доллар США в  конце июля. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы  в среднем на отчисления работодателей  в социальные фонды приходится 81 евро. Достаточно велик уровень пособий  по безработице, что способствует иждивенчеству  части немцев. Для поддержания  социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс  на население и компании. Уровень  налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров.

     Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных  инвестиций приводит к тому, что  Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны за последние 10 лет до величины 58 млрд. долл. в 2002 г., на долю иностранных инвесторов приходится 7,5% .

     Доля  государственных расходов в экономике  Германии крайне высока (около 50%), а  рост государственных расходов порождает  проблему с дефицитом бюджета  и государственным долгом. Усложняет  проблему социально-рыночного хозяйства  Германии консолидация восточных и  западных земель [13].

     Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония является в большей степени индустриальной, чем Германия. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной продукции. Несомненно, что Германия в конце 2002-го года достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Скорее всего, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по американскому образцу. Из-за слабости структурных преобразований в экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.

     Особенности макроэкономической модели развития Великобритании

     Главной отличительной чертой экономики  Великобритании является то, что страна развивается не на основе принципов  социального рыночного хозяйства, как Германия или Франция, а использует неолиберальную, англосаксонскую модель развития. Поэтому модель британской экономики наиболее близка к США  и очень отличается от континентальных  европейских стран.

     Основы  современной неолиберальной модели развития английской экономики были заложены в 1979 г., когда в стране была осуществлена политика «тэтчеризма», названная так по имени премьер-министра Маргарет Тэтчер, лидера британских консерваторов. Тэтчеризм предполагал неконсервативные реформы в экономике, направленные на снижение активной роли государства в экономике.

  • политика приватизации. С 1979 по 1994 г. программа приватизации принесла в государственный бюджет около 55,5 млрд ф.ст. Были проданы такие гиганты английской экономики, как Бритиш Телеком, Бритиш Соал и многие др.;
  • дерегулирование. Издержки и административные расходы государства на регулирование экономики были существенно при этом уменьшены;
  • налоговые реформы. Налоговое бремя на физических и юридических лиц было значительно снижено. Базовая ставка индивидуального подоходного налога стала равняться 25%, а налог на прибыль корпораций стал взиматься по ставкам 25 и 33%.

     Для борьбы с инфляцией, которая к  моменту прихода М. Тэтчер к власти составляла более 13%, проводилась кредитно-денежная политика по классическим канонам монетаризма. Контролировалось количество денег  в обращении, важнейшим инструментом монетарной политики стали краткосрочные  процентные ставки. За счет достаточно высокого уровня процентных ставок в  период всей деятельности консерваторов  Великобритании удалось привлечь значительное количество иностранного капитала и  сохранить большую часть национального  капитала.

       В 1990 г. Маргарет Тэтчер сменил  ее последователь Джон Мейджер, продолживший неоконсервативную политику в экономике. Тэтчер и Мейджер стремились противопоставить британскую модель экономики традиционному социальному рыночному хозяйству большинства европейских стран – членов ЕС. В связи с этим между Великобританией и континентальными странами возникали частые разногласия по вопросам единой европейской экономической политики.

     Новый премьер-министр Тони Блэр, лидер Лейбористской партии, не стал менять прежний экономический курс, так как британская модель смешанной экономики оказалась более эффективной по сравнению с большинством европейских стран. Эту модель отличают минимум государственного вмешательства в экономику и максимум частной инициативы. Великобритания идет в ногу с научно-техническим прогрессом. Перестройка отраслевой структуры экономики вывела на первый план отрасли высоких технологий, в которых создается значительное количество высокооплачиваемых мест. Темпы роста экономики в конце XX в. были 2,5–3,5% в год, уровень безработицы в два раза ниже, чем в Германии и Франции.

     Из-за того, что экономика Великобритании находится в лучшем структурном  положении, чем национальное хозяйство  Франции и Германии, план Тони Блэра  предполагает противостояние Великобритании политике двух континентальных держав.

       Великобритания продолжает занимать  свою принципиальную позицию  в ЕС, прежде всего, потому, что  интеграция при гегемонии Франции  и Германии с их социально-рыночным  хозяйством будет означать для  Великобритании отход от прежних  принципов либерализма в экономике.  В этом случае Великобритании  придется действовать так же, как и большинству стран ЕС:

  • увеличивать налоги;
  • повышать уровень государственного регулирования экономики.

     Поэтому не случайно, что, хотя сам Тони Блэр в отличие от своих предшественников не имеет ничего против европейской  интеграции, Великобритания не вошла  в европейский экономический  союз и не стала вводить евро с  января 1999 г.

     Французская модель

     Французская система государственного регулирования  характеризуется большим разнообразием  экономических инструментов хозяйствования: стратегическое планирование, стимулирование конкуренции, регулирование объемов  производства, гибкая система налогообложения. Особенность модели – стратегическое планирование и рыночный механизм. Система государственного регулирования  экономики Франции прошла несколько  этапов своего развития: от жесткого государственного регулирования до индикативного  планирования (прогноз, рекомендации) при сочетании государственного и частного бизнеса (и равном подходе  к планированию). Французская модель исходит из того, что рынок сам  по себе не решает многих проблем (особенно – удовлетворение нужд общества, которые  имеют большое значение для будущего страны). В этих условиях государство  регулирует цены на продукты питания, жилье, медицинскую помощь, товары и  услуги, имеющие большое социальное значение. Планирование проводится Генеральным  комиссариатом по разработанным  заранее планам. Открытый характер французской экономики делает возможным  широкий доступ иностранным фирмам на внутренний рынок. В основе ценообразования  лежат три фактора: инфляция, конкуренция, баланс между спросом и предложением на потребительском рынке. 

     ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА ИТАЛИИ

     Италия  располагает крупнейшим из всех развитых стран государственным сектором. Вплоть до настоящего времени до 50% экономики и 70% банковской системы  страны находилась под контролем  государства. У Италии один из самых  высоких среди развитых стран  показателей производства ВВП государственным  сектором и доли государственных  предприятий в общей численности  компаний. Результатом такого расширения госсектора стал гигантский бюджетный  дефицит и весьма значительный уровень  государственного долга, чрезвычайно  неэффективный, раздутый, коррумпированный государственный сектор, высокий  уровень инфляции и безработицы. Государственную систему Италии начали называть «стабильной нестабильностью», поскольку слишком уж частыми  были смены состава правительства, происходили постоянные скандалы и  разоблачения, связанные с деятельностью  мафии и коррупции в госаппарате, но при этом общий курс правительства  не менялся. Италия имеет славу самой  регулируемой страны Западной Европы, в которой действуют почти 150 тыс. различных законов, а бюрократия и волокита довели время создания компании до 2–3 лет.

     Перемены  в итальянской экономике становились  необходимыми и в связи с изменениями  в мировой и европейской экономике. В 1990-е гг. заканчивается военное  противостояние между Востоком и  Западом, Европа продолжает объединяться, а европейская интеграция выходит  на очередную стадию своего развития. Образование Европейского Валютного  Союза и введение евро ставит перед  странами–членами ЕС новые задачи. Если Маастрихтские критерии валютной конвергенции предполагают низкий уровень  инфляции, процентных ставок, дефицит  бюджета и государственный долг, соответственно, в 3 и 60% ВВП, то Италия в начале 1990-х гг. еще не соответствовала данным требованиям. В 1992 г. Италия имела дефицит бюджета в размере 9,5% ВВП и государственный долг 108% ВВП. Кроме того, интеграция предполагала  контроль ЕС за субсидиями государства различным отраслям экономики. Для того чтобы не оказаться в хвосте европейского экономического развития, Италии требовалось не только покончить с коррупцией в политической системе, но и провести разукрупнение государственного сектора в экономике путем либерализации, приватизации и дерегулирования.

     В 1992 г. к власти приходит правительство  Сильвио Берлускони, известного предпринимателя-телемагната  и сторонника свободного рынка. Приоритетными направлениями реформ ставятся:

Информация о работе Типы национально-хозяйственных систем