Топливно-энергетический комплекс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение топливно-энергетического комплекса России и всех аспектов данного вопроса: развитие комплекса, его роль, приоритеты, проблемы и пути их решения.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: дать понятие топливно-энергетический комплекс (ТЭК), выявить его структуру, этапы развития, роль комплекса в образовании государственного бюджета, определить состояние нефтяной промышленности России на сегодняшний день и определить экономические проблемы, связанные с нефтегазовой отраслью.

Содержание

Введение 3стр.
1.Производственно-экономический потенциал отечественных нефтяных компаний. 6стр.
1.1. Понятие и состав топливно-энергетического комплекса. 6стр.
1.2. Этапы развития топливно-энергетического комплекса России, ОАО «Татнефть». 9стр.
1.3. Роль ТЭК в формировании государственного бюджета РФ, региональных и муниципальных образований. 15стр.
2. Современное состояние развития нефтяной промышленности России. 17стр.
2.1. Изменение ресурсной базы, в том числе ОАО «Татнефть». 17стр.
2.2. Приоритеты и важнейшие задачи российской нефтегазовой промышленности. 21стр.
2.3. Влияние внедрения новой техники и технологий на технико-экономические показатели компании. 22стр.
2.4. Управление нефтегазовыми ресурсами страны. 25стр.
3. Экономические проблемы нефтегазового комплекса. 28стр.
3.1. Государственное регулирование нефтегазового комплекса. 29стр.
3.2. Развитие приватизации и формирование конкурентной среды. 31стр.
3.3. Проблемы на пути рыночных преобразований. 33стр.
3.4. Реструктуризация нефтегазодобывающих компаний. 36стр.
Заключение 38стр.
Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ЭО.docx

— 140.22 Кб (Скачать документ)

Следствием повышения  эффективности производства является улучшение финансового состояния предприятия и на этой основе расширение производства на еще более высоком научно-техническом уровне.

 

    1. Управление нефтегазовыми ресурсами страны

Существует много различных  суждений относительно резкого ухудшения  нефтегазовой промышленности в России: общее падение экономики, налоговое  бремя, недостаток ресурсного потенциала и т.д. В последнее время активно  разрабатываются концепции, варианты, сценарии и даже целые "стратегии" перспективного развития нефтегазового  комплекса России, отдельных районов, областей и краев. В большинстве  своем эти документы являются виртуально-статистическими и не более того. Хотя бы потому, что государство, т.е. Минэнерго, законодательно и по существу имеет ограниченные возможности  в реализации общегосударственной  стратегии, текущих и перспективных  планов.

Широкомасштабные поиски, разведка и открытие новых крупных  месторождений ограничены отсутствием  средств у государства и нежеланием акционерных компаний вкладывать деньги в программы, связанные с риском и далекой перспективой. За последний  отчетный год прирост запасов  нефти в Западной Сибири составил всего лишь 85,4 млн. т по 20 месторождениям. Поисковый риск могли бы уменьшить  новые технологии прогноза и методы высокоэффективной разведки. Однако новая научная нефтегеологическая парадигма еще не созрела, а старые классические идеи и технологии не обеспечивают высокой результативности геологоразведочных работ. Даже если при  ограниченном объеме региональных и  поисково-разведочных работ "на удачу" случится выявить новое крупное  и высокодебитное месторождение, то на его уточнение и разведку при  сегодняшних условиях уйдет минимум 10-15 лет. 

На ближайшую перспективу  в России остается практически одна возможность - эффективно использовать имеющиеся месторождения, большинство  которых из числа разрабатываемых  находится на стадии исчерпания активных рентабельных запасов. Их доля может  еще уменьшиться в связи с  новым падением цен на нефть. Под  угрозой закрытия, ликвидации или  консервации окажутся целые промыслы и районы в Западной Сибири. Россия не сможет наполнить своей нефтью и своими нефтепродуктами даже внутренний рынок, и о безопасности страны можно будет лишь размышлять и вспоминать.

Опыт разработки нефтегазовых месторождений в Западной Сибири подтверждает необходимость индивидуального  подхода к каждому объекту. В  настоящее время для поддержания  уровня добычи нефти на многих месторождениях применяется широкий набор средств  и методов вторичного воздействия  на "испорченный" пласт. Все они  направлены на реанимацию пластовой  энергии и кратковременное возбуждение  системы (залежи). Особенно популярны  стали такие методы, как гидравлический разрыв пласта и бурение горизонтальных скважин. Но даже эти новые методы дают лишь кратковременный эффект по увеличению продуктивности скважин, не обеспечивают существенного увеличения добычи нефти в стране и все  же недостаточно повышают процент нефтеизвлечения  из пластов. Безусловно, применять методы интенсификации надо, но с учетом состояния "пациента" и геолого-технологической  целесообразности. Состояние же многих природно-техногенных систем (залежей  нефти и газа„ находящихся  в разработке) продолжает ухудшаться. И не только потому, что здесь  играет роль "возрастной" фактор, но в силу неумелого обращения  с такими объектами и даже хищнической  выработки остаточных запасов. Это  особенно проявляется сейчас, когда  все хотят успеть больше добыть и  дороже продать.

В качестве первоочередных мер, предусматривающих фундаментальные  научные проработки и организационно-техническое  обеспечение, можно обозначить следующие.

1.Осуществить пересчет (уточнение) остаточных запасов на разрабатываемых или законсервированных объектах Западной Сибири и других регионов. На разведанных и вновь открываемых месторождениях должна быть особо выделена активная (рентабельная) часть запасов.

2.Определить индивидуально для каждого объекта оптимальные, щадящие режимы разработки (доразработки) и методы возможно допустимой интенсификации.

3.Предусмотреть реабилитационные циклы для месторождений и залежей с выработанными активными запасами. Значительная часть "поврежденных" нефтегазонасыщенных объектов, особенно в Западной Сибири, должна быть возвращена в состояние относительного покоя (релаксации) для стабилизации флюидодинамического равновесия системы. Месторождение для разработки должно передаваться одному недропользователю. Нельзя дробить месторождения на участки и отдельные лицензионные блоки.

4.Настойчиво осуществлять поиски высокодебитных нефтегазовых залежей в разных районах и перспективных этажах, в том числе в палеозойских отложениях Западной Сибири, на основе принципиально новых методик и технологий с учетом современных флюидодинамических процессов. Палеозойский комплекс может рассматриваться как главный источник увеличения ресурсной базы этой нефтегазоносной провинции.

5.Для проверки научных концепций и разработки новых геолого-геофизических и промысловых технологий на основе "видения" динамических процессов целесообразно создать несколько региональных полигонов. Целевые проекты для таких полигонов должны предусматривать комплекс мониторинговых исследований. Один из таких научно-технических полигонов мог бы быть организован на базе уже открытых, но еще не вовлеченных в промышленную разработку нефтяных месторождений в Новосибирской области, где особый интерес представляют Верх-Тарское и Малоичское месторождения. Этот участок характеризуется наличием разнообразных нефтегеологических объектов с большим диапазоном нефтегазоносности, уникальным набором геолого-геофизической информации, значительным числом законсервированных продуктивных скважин, удобным географическим положением и близостью Новосибирского академгородка и технопарка. Здесь же можно определить перспективность Межовского гранитного массива, где есть признаки нефтегазоносности. Это очень важно для изучения подобных объектов в других районах Западной Сибири и России (типа Белого Тигра во Вьетнаме).

  1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА

Решение задачи создания экономически эффективного, высокотехнологического, экологически безопасного нефтяного  сектора; невозможно без координирующей роли государства, при этом необходимо оптимальное сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования. В отношении нефтяного комплекса  основными направлениями совершенствования  государственного политики являются вопросы  недропользования, ценообразования, налогообложения  и регулирования инвестиционных процессов. Ценовая политика в отраслях нефтяного комплекса должна строиться  с учетом достижения оптимального соотношения  между ценами на различные виды энергоносителей (уголь, мазут, газ), дифференцирования  цен по регионам с учетом затрат на транспортировку и диверсификации структуры ТЭК, приведения в соответствие (не равенство) внутренних цен на топливо  и энергию к ценам мирового рынка, внесения дополнений в Налоговый  кодекс в части формирования института  справочных, ускорения работы по внедрению "банка качества нефтей'' и др. Реформирование налоговой системы  в целях повышения устойчивого  развития нефтяного комплекса должно предусмотреть: переход на трехуровневую  систему налогообложения; разработку технических принципов дифференциации ставки НДПИ, дифференцированный налоговый  режим при разработке трудноизвлекаемых  запасов и низкодебитных скважин, применение рыночных цен для. целей  исчисления налогов, придание налогообложению  экологической направленности.Для  формирования благоприятного инвестиционного  климата необходимо: совершенствовать существующую систему недропользования; сформировать рынок лицензий на право  пользования недрами; законодательно разрешить залог права пользования  недрами; создать стабильные условия  работы для инвесторов и др.

 

 

 

3.1.Государственное регулирование  нефтегазового комплекса

 

Регулирование энергосбережения необходимо на государственном уровне. Применение многообразных форм влияния  на энергосбережение основывается на сочетании централизованных, децентрализованных, экономических, административных и  законодательных методов управления, учитывающих возможности воздействия  на различные формы собственности  и условия, характерные для определенного  региона. Государственная энергосберегающая  политика осуществляется на основе:

  • разработки и реализации федеральных, межрегиональных региональных программ энергоснабжения;
  • проведения структурной политики, изменяющей удельный вес продукции различной энергоемкости;
  • проведения энергетических обследований предприятий;
  • государственной экспертизы проектов строительства и создания демонстрационных зон высокой энергетической эффективности;
  • вовлечение в энергетический баланс нетрадиционных источников энергии.

К методам государственного регулирования относят:

  1. Программно-целевой метод (разработка и реализация федеральных, региональных программ);
  2. Нормативный подход (принятие нормативных решений указами Президента Российской федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации);
  3. Балансовый метод (составление топливно-энергетического баланса России).

Экономия сырья, материалов, топлива, энергосбережение были актуальными  задолго до периода рыночных преобразований. Разрабатывались энергетические программы, программы энергосбережения и т.п. Таких программ было несколько, что  свидетельствует об актуальности названных  проблем, однако эффект от их реализации слабо заметен, в последнее время потребление энергии резко и неоправданно возросло.

Целями государственной энергетической политики на федеральном уровне являются: обеспечение эффективной производственной структуры; ослабление монополии на природные ресурсы; создание стимулов для эффективного функционирования отрасли; углубление межрегиональной интеграции и создание единого экономического пространства в энергетической сфере путем развития межрегиональных рынков энергоресурсов и транспортной инфраструктуры.

Государственное регулирование  работы нефтегазового комплекса  должно быть системным. Его эффективность  зависит от того, насколько согласованы  как прямые, так и косвенные  методы регулирования, насколько адекватно  и точно используются инструменты. Перекосы экономической политики в  фискальную сторону, непоследовательные шаги в изменениях налоговой системы, нормативно-правовой базы, пренебрежение  плановыми и программными инструментами  могут привести к негативным последствиям несбалансированного развития ТЭК 

Интересы государства  как с точки зрения рационального  использования недр, так и с  точки зрения повышения бюджетной  эффективности нефтедобычи полностью  совпадают с интересами малого нефтебизнеса. Вместе с тем, на практике государство  учитывает в своей политике в  основном интересы крупных компаний, как главной добывающей силы страны. Ни в одном из принятых или находящихся  на стадии подготовки и рассмотрения законов и подзаконных актов  не учтена специфика малого бизнеса.

Целевые установки государства  в сфере устойчивого развития нефтегазового сектора экономики  должны быть направлены на сохранение малого бизнеса как резерва роста  добычи УВС, и разработки малорентабельных запасов трудноосваиваемых месторождений, где крупной компании неинтересно  работать. Вследствие этого государство должно признать «особое» место МНК в экономике и взять их под свою защиту.

В экономической политике государства активно использовать стимулирующие функции налогового и кредитно-денежного методов  госрегулирования для развития МНБ  на основе механизмов государственно-частного партнерства.

 

3.2.Развитие приватизации  и формирование конкурентной  среды

За последние полтора  десятилетия в России произошли  существенные изменения, связанные  с формированием основ рыночной экономики. С развитием рыночных отношений и преобразованием  форм собственности в стране началась радикальная реструктуризация промышленности. Глубокие структурные изменения  произошли в нефтегазовом секторе. К настоящему времени в основном закончен этап принципиальных преобразований его организационной структуры. Ее безусловную основу составляют крупные  вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), построенные по принципу «от скважины до бензоколонки».

  Добыча нефти в  рамках ВИНК составляет порядка  90% всей добычи нефти в стране. В результате сформированная  в процессе реструктурирования  организационная структура нефтяного  сектора в масштабах России  в целом близка к олигополистической  – безусловному доминированию  на внутрироссийском рынке нефти  небольшого числа очень крупных  по размеру капитала и операций  нефтяных компаний. Однако, необходимо  отметить, что «российский рынок нефти и нефтепродуктов в действительности представляет собой совокупность региональных рынков, где компании реально сталкиваются друг с другом и конкурируют за доступ как к факторам производства (прежде всего к ресурсам углеводородов, а также к системам магистрального транспорта по наиболее эффективным направлениям), так и к конечным эффективным потребителям» [1]. В пределах отдельных регионов (субъектов федерации) сложившуюся организационную структуру можно считать монопольной.

Изначально ВИНК создавались на базе государственных производственных объединений, в состав которых помимо собственно нефтегазодобывающих управлений, вошли практически все смежные  и вспомогательные подразделения (буровые организации, ремонтные  подразделения и иные структуры) обслуживающие основной процесс, а  также системы внутри- и межпромысловых трубопроводов, станции подготовки нефти, товарные парки и другие объекты  инфраструктурного назначения [2]. Таким  образом, вертикально-интегрированные  компании (или их добывающие подразделения) формировались в виде замкнутых  самодостаточных производственно  технологических комплексов, и являются на данный момент крупными региональными  монополиями, контролирующими всю  отраслевую инфраструктуру и посредством  этого регулирующими возможность  доступа в нефтедобычу для  конкурирующих производителей.

Информация о работе Топливно-энергетический комплекс России