Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:01, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение топливно-энергетического комплекса России и всех аспектов данного вопроса: развитие комплекса, его роль, приоритеты, проблемы и пути их решения.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: дать понятие топливно-энергетический комплекс (ТЭК), выявить его структуру, этапы развития, роль комплекса в образовании государственного бюджета, определить состояние нефтяной промышленности России на сегодняшний день и определить экономические проблемы, связанные с нефтегазовой отраслью.
Введение 3стр.
1.Производственно-экономический потенциал отечественных нефтяных компаний. 6стр.
1.1. Понятие и состав топливно-энергетического комплекса. 6стр.
1.2. Этапы развития топливно-энергетического комплекса России, ОАО «Татнефть». 9стр.
1.3. Роль ТЭК в формировании государственного бюджета РФ, региональных и муниципальных образований. 15стр.
2. Современное состояние развития нефтяной промышленности России. 17стр.
2.1. Изменение ресурсной базы, в том числе ОАО «Татнефть». 17стр.
2.2. Приоритеты и важнейшие задачи российской нефтегазовой промышленности. 21стр.
2.3. Влияние внедрения новой техники и технологий на технико-экономические показатели компании. 22стр.
2.4. Управление нефтегазовыми ресурсами страны. 25стр.
3. Экономические проблемы нефтегазового комплекса. 28стр.
3.1. Государственное регулирование нефтегазового комплекса. 29стр.
3.2. Развитие приватизации и формирование конкурентной среды. 31стр.
3.3. Проблемы на пути рыночных преобразований. 33стр.
3.4. Реструктуризация нефтегазодобывающих компаний. 36стр.
Заключение 38стр.
Используемая литература
Следствием повышения эффективности производства является улучшение финансового состояния предприятия и на этой основе расширение производства на еще более высоком научно-техническом уровне.
Существует много различных
суждений относительно резкого ухудшения
нефтегазовой промышленности в России:
общее падение экономики, налоговое
бремя, недостаток ресурсного потенциала
и т.д. В последнее время активно
разрабатываются концепции, варианты,
сценарии и даже целые "стратегии"
перспективного развития нефтегазового
комплекса России, отдельных районов,
областей и краев. В большинстве
своем эти документы являются
виртуально-статистическими и
Широкомасштабные поиски,
разведка и открытие новых крупных
месторождений ограничены отсутствием
средств у государства и
На ближайшую перспективу в России остается практически одна возможность - эффективно использовать имеющиеся месторождения, большинство которых из числа разрабатываемых находится на стадии исчерпания активных рентабельных запасов. Их доля может еще уменьшиться в связи с новым падением цен на нефть. Под угрозой закрытия, ликвидации или консервации окажутся целые промыслы и районы в Западной Сибири. Россия не сможет наполнить своей нефтью и своими нефтепродуктами даже внутренний рынок, и о безопасности страны можно будет лишь размышлять и вспоминать.
Опыт разработки нефтегазовых
месторождений в Западной Сибири
подтверждает необходимость индивидуального
подхода к каждому объекту. В
настоящее время для
В качестве первоочередных
мер, предусматривающих
1.Осуществить пересчет (уточнение) остаточных запасов на разрабатываемых или законсервированных объектах Западной Сибири и других регионов. На разведанных и вновь открываемых месторождениях должна быть особо выделена активная (рентабельная) часть запасов.
2.Определить индивидуально для каждого объекта оптимальные, щадящие режимы разработки (доразработки) и методы возможно допустимой интенсификации.
3.Предусмотреть реабилитационные циклы для месторождений и залежей с выработанными активными запасами. Значительная часть "поврежденных" нефтегазонасыщенных объектов, особенно в Западной Сибири, должна быть возвращена в состояние относительного покоя (релаксации) для стабилизации флюидодинамического равновесия системы. Месторождение для разработки должно передаваться одному недропользователю. Нельзя дробить месторождения на участки и отдельные лицензионные блоки.
4.Настойчиво осуществлять поиски высокодебитных
5.Для проверки научных концепций и разработки новых геолого-геофизических и промысловых технологий на основе "видения" динамических процессов целесообразно создать несколько региональных полигонов. Целевые проекты для таких полигонов должны предусматривать комплекс мониторинговых исследований. Один из таких научно-технических полигонов мог бы быть организован на базе уже открытых, но еще не вовлеченных в промышленную разработку нефтяных месторождений в Новосибирской области, где особый интерес представляют Верх-Тарское и Малоичское месторождения. Этот участок характеризуется наличием разнообразных нефтегеологических объектов с большим диапазоном нефтегазоносности, уникальным набором геолого-геофизической информации, значительным числом законсервированных продуктивных скважин, удобным географическим положением и близостью Новосибирского академгородка и технопарка. Здесь же можно определить перспективность Межовского гранитного массива, где есть признаки нефтегазоносности. Это очень важно для изучения подобных объектов в других районах Западной Сибири и России (типа Белого Тигра во Вьетнаме).
Решение задачи создания экономически
эффективного, высокотехнологического,
экологически безопасного нефтяного
сектора; невозможно без координирующей
роли государства, при этом необходимо
оптимальное сочетание рыночных
механизмов и государственного регулирования.
В отношении нефтяного
3.1.Государственное
Регулирование энергосбережения
необходимо на государственном уровне.
Применение многообразных форм влияния
на энергосбережение основывается на
сочетании централизованных, децентрализованных,
экономических, административных и
законодательных методов
К методам государственного регулирования относят:
Экономия сырья, материалов, топлива, энергосбережение были актуальными задолго до периода рыночных преобразований. Разрабатывались энергетические программы, программы энергосбережения и т.п. Таких программ было несколько, что свидетельствует об актуальности названных проблем, однако эффект от их реализации слабо заметен, в последнее время потребление энергии резко и неоправданно возросло.
Целями государственной энергетической политики на федеральном уровне являются: обеспечение эффективной производственной структуры; ослабление монополии на природные ресурсы; создание стимулов для эффективного функционирования отрасли; углубление межрегиональной интеграции и создание единого экономического пространства в энергетической сфере путем развития межрегиональных рынков энергоресурсов и транспортной инфраструктуры.
Государственное регулирование работы нефтегазового комплекса должно быть системным. Его эффективность зависит от того, насколько согласованы как прямые, так и косвенные методы регулирования, насколько адекватно и точно используются инструменты. Перекосы экономической политики в фискальную сторону, непоследовательные шаги в изменениях налоговой системы, нормативно-правовой базы, пренебрежение плановыми и программными инструментами могут привести к негативным последствиям несбалансированного развития ТЭК
Интересы государства
как с точки зрения рационального
использования недр, так и с
точки зрения повышения бюджетной
эффективности нефтедобычи
Целевые установки государства
в сфере устойчивого развития
нефтегазового сектора
В экономической политике
государства активно
3.2.Развитие приватизации и формирование конкурентной среды
За последние полтора
десятилетия в России произошли
существенные изменения, связанные
с формированием основ рыночной
экономики. С развитием рыночных
отношений и преобразованием
форм собственности в стране началась
радикальная реструктуризация промышленности.
Глубокие структурные изменения
произошли в нефтегазовом секторе.
К настоящему времени в основном
закончен этап принципиальных преобразований
его организационной структуры.
Ее безусловную основу составляют крупные
вертикально-интегрированные
Добыча нефти в
рамках ВИНК составляет
Изначально ВИНК создавались на
базе государственных