Трансформация отношений собственности. Мировой опыт и российская модель приватизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:15, контрольная работа

Описание

В данной работе рассмотрено два вопроса, ими являются:
1. Трансформация отношений собственности. Мировой опыт и российская модель приватизации.
2. Сущность, роль и функции финансов. Финансовая система и фискальная политика государства.
Для решения вышеперечисленных вопросов использовалась учебная и научная литература, а также периодические экономические издания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Трансформация отношений собственности. Мировой опыт и российская модель приватизации………………………………………………..5
2. Сущность, роль и функции финансов. Финансовая система и фискальная политика государства……………………………………………...11
Заключение………………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

контрпоэкономике.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Трансформация отношений собственности. Мировой опыт и российская модель приватизации………………………………………………..5

2. Сущность, роль  и функции финансов. Финансовая  система и фискальная политика  государства……………………………………………...11

Заключение………………………………………………………………..19

Список использованной литературы…………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема преобразования отношений и структуры собственности  является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Триада «стабилизация – либерализация – приватизация» стала классической для содержательного определения направлений таких реформ, по крайней мере, на первой их стадии. Естественно, что стержнем реформы собственности в переходной экономике является приватизационная политика и практика. Вместе с тем этот процесс начался в России отнюдь не сразу, ему предшествовала целая серия подготовительных мер идеологического и правового характера. Точно так же с завершением приватизационных программ реформа собственности в самом широком смысле в переходной экономике не завершается, но лишь получает мощный старт, ибо только после «первичной» приватизации начинается формирование действительно эффективной системы прав собственности.

Финансы также являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Финансы насчитывают не одну тысячу лет. Фактически они начали своё развитие с возникновением товарно-денежных отношений, становлением государств, и по настоящее время пронизывают действия людей во всех сферах их деятельности. Финансовые отношения охватывают ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием денежных средств. К финансам не относятся денежные средства, которые обеспечивают личное потребление и обмен. Таким образом, можно сказать, что финансы- это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами- предприятиями, домашними хозяйствами и государством.

Таким образом, в данной работе рассмотрено два  вопроса, ими  являются:

1. Трансформация отношений собственности. Мировой опыт и российская модель приватизации.

2. Сущность, роль и функции финансов. Финансовая система и фискальная политика государства.

Для решения  вышеперечисленных вопросов использовалась учебная и научная литература, а также периодические экономические издания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Трансформация отношений собственности. Мировой опыт и российская модель приватизации

 

Основой рыночной экономики, в том числе и регулируемой государством, выступает частная  собственность в ее разнообразных  типах и формах. Многообразие форм собственности отражает разную степень  развития производительных сил и  организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства. В индустриально развитых капиталистических странах наблюдается большое разнообразие типов и форм частной собственности: единоличная собственность фермеров; трудовая частная собственность (лавка, магазин, кафе, станция технического обслуживания, аптека и т.д.); индивидуальное частное предприятия с относительно небольшим числом работников, работающих по найму, акционерные общества и др. Такая смешанная экономика отличается от полностью монополизированной или огосударствленной тем, что она лучше реагирует на многообразие изменения общественных потребностей и более полно отражает их.  
По признаку присвоения все многообразие форм собственности можно свести к трем группам: индивидуальная, коллективная и государственная.  
Индивидуальная включает в себя личную собственность на предметы потребления и домашнего обихода, личное подсобное хозяйство, индивидуальную трудовую деятельность. В этом типе собственности все ее аспекты представлены в одном лице или семье. 

Коллективная  представлена кооперативами, коллективными, арендными предприятиями, товариществами, акционерными предприятиями и др. Кооперативная форма собственности  широко распространена в большинстве  стран мира. Основной сферой деятельности кооперативов является переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции. На территории бывшего СССР коллективная собственность была представлена колхозами и потребительскими обществами на селе. 

Разновидностью  коллективной собственности является и акционерная собственность .

Государственная собственность бывает общегосударственной, региональной и муниципальной. 

По правовым признакам различают частную  собственность (граждан и юридических  лиц), государственную (опять-таки федеральную, субъектов федерации и муниципальную) и смешанную или совместную форму собственности. 

Объектами собственности  являются товары, рабочая сила, земля, природные ресурсы, жилые дома, ценные бумаги, капитал в денежной или  вещественной форме. 

В каждом государстве установилось свое соотношение между различными формами собственности, а в каждой отрасли хозяйства, в материальном производстве и в нематериальной сфере утвердилось преимущество тех или иных форм. 

Многообразием форм собственности определяется предпринимательская деятельность разных уровней. Предпринимательство - это инициатива физического или юридического лица, направленная на производство продукции, выполнение различных видов работ, оказание услуг и занятие торговлей с целью получения прибыли. Субъектами предпринимательской деятельности могут быть граждане, не ограниченные законом в правоспособности или дееспособности, а также юридические лица всех форм собственности. Предприниматель имеет право без ограничений и на собственный риск принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую законодательству.  
С конца 80-х годов в социалистических странах обозначился переход к коренному преобразованию присущих прежнему типу экономики отношений. Сложившуюся в СССР и в других социалистических странах экономическую систему отличал целый ряд устойчивых признаков от всех прежних и параллельно существующих в мире систем. 

Во-первых, эта  система развивалась на базе общественной собственности на средства производства и уже отсюда проистекали ее коренные отличия от капитализма. 

Во-вторых, экономическая  жизнь была сориентирована на принципы работы "единой фабрики", и в  управлении утвердился планово-директивный  подход. Государство стремилось непосредственно  управлять жизнедеятельностью трудовых коллективов, определяло их функциональную направленность, доводило до них перспективные и текущие планы по всем основным показателям. Регламентировалась также возможность увеличения личных трудовых доходов по месту основной деятельности, так и вне ее. Предприятие было фактически лишено способности в принятии решений по введению хозяйств.

В-третьих, сформировалась система развитых социалистических гарантий за счет государства. огосударствление деформировало процесс присвоения. Подавляющая часть прибавочного продукта концентрировалась в руках государства с последующим его перераспределением вне хозрасчетных интересов основных звеньев экономики. Привычным стало своеобразное иждивенчество, при котором за счет высокорентабельных производств обеспечивалась жизнедеятельность плохо работающих коллективов. 

Экономическая система, основанная на общественной собственности  позволяла концентрировать материальные и людские ресурсы общества на важнейших направлениях и обеспечивать мощные прорывы на решающих участках хозяйственной деятельности. Однако исторические эта система была обречена на поражение. Нормальное функционирование усложняющегося хозяйства пришло в противоречие с централизованным директивным управлением. СССР оказался не в состоянии в полной мере освоить достижения научно-технической революции во второй ее части и экономика стра-ны вступила в стадию угасания. Возникла необходимость в изменении отношений собственности как основы всей системы экономических отношений. 

Возрождение различных  форм частной собственности путем разгосударствления предприятий началось с конца 80-х годов. Сложный хозяйственный комплекс с установившимися связями был рывком брошен в рыночную стихию. В рынок страна вступила не будучи подготовленной ни в экономическом ни в социальном плане. 

Рыночная система  предполагает: 

- многообразие  форм собственности; 

- личную инициативу  и свободу предпринимательства; 

- развитую конкуренцию; 

- наличие законодательной  базы, адекватной рыночной экономике; 

- наличие развитых  рынков основных факторов производства или предпосылок для них; 

- наличие кадров  предпринимателей и опыта взаимодействия  государственных структур с риском; 

- наличие экономических  и законодательных преград на  путях стремления монополий к  безраздельному господству. Ничего этого в стране не было. результат оказался неизбежным: глубокий экономический, финансовый кризис; политическая нестабильность; повальное обнищание населения, криминализация всего общества. 

Для бывших советских  республик, где господствующей (по-существу единственной) формой собственности была государственная, одной из главных теоретических и практических проблем явилось разгосударствление, определение и использование наиболее рациональных путей, моделей приватизации. Приватизация это переход государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц, или возникновение на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности. После приватизации субъектами собственности становятся частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, акционерные общества, холдинги и т.д.  
Объектами приватизации могут быть предприятия торговли и сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, мелкие, средние и крупные предприятия промышленности и сельского хозяйства.  
Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В странах, где процесс национализации принимал относительной широкие масштабы (Великобритания, Франция), приватизация проходила, например в Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного распределения акций; подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10-15 лет. Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая работа. Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в аренду, продажа мелких предприятий с аукциона и т.д.  
Цели приватизации связаны с повышением эффективности хозяйственной деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики.  
Приватизация направлена на социальную защиту населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.  
Процесс приватизации в России начался раньше, чем сформировалась сама концепция приватизации, и понятие частной собственности официально признано. В результате происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, а по-существу разграбление государственной собственности. Смена собственников не привела к эффективному хозяйствованию. В экономике утвердилось господство естественных монополий, экономический и финансовый кризис углубился. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность, роль и функции финансов. Финансовая система и фискальная политика государства

 

Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.

Финансы – система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

По своей роли в общественном производстве финансы включают в  себя два звена:

- общественные финансы,

- финансы хозяйствующего  субъекта.

Каждое звено выполняет  свои задачи и ему соответствует  особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.

Финансы - экономические  отношения, связанные с процессом  формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы - неотъемлемая часть  денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.

Финансы - это экономический  инструмент распределения и перераспределения  валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

В условиях рыночной экономики  роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

1. Финансовое обеспечение  потребностей расширенного производства.

2. Финансовое регулирование  экономических и социальных процессов.

3. Финансовое  стимулирование эффективного использования  всех видов экономических ресурсов.

Финансовое  обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов – второе направление воздействия финансов на развитие экономики.

Регулирование экономики осуществляется через  перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы  и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Информация о работе Трансформация отношений собственности. Мировой опыт и российская модель приватизации