Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:01, контрольная работа
Международные корпорации являются важнейшим элементом развития мировой экономики, международной торговли и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает обострение международной конкуренции, углубление международного разделения труда. В этом процессе основной движущей силой выступают транснациональные корпорации (ТНК)
Начиная с 70-х годов предметом многосторонних торговых переговоров помимо таможенных тарифов стали также и иные меры защиты национального рынка. Наиболее значимых результатов достиг Уругвайский раунд переговоров, завершившийся в 1994 году. Было заключено Соглашение о создании ВТО. Вместе с этим Соглашением в пакет документов ВТО вошли и другие соглашения, заключенные на предыдущих раундах переговоров. При этом в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947 г.), в соглашения Токийского раунда переговоров (1979 г.) были внесены изменения и дополнения, связанные с достигнутым уровнем международно-правового сотрудничества в области регулирования внешнеэкономических связей. ВТО, таким образом, обеспечила регулирование торгово-политических отношений участников Организации на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Вряд ли можно считать большим преувеличением мнение генерального директора ГАТТ П. Сазерленда о том, что “уругвайский” раунд стал “определяющим моментом в современной истории”.3
К настоящему времени (спустя уже почти десять лет после создания) ВТО представляет собой международную организацию, объединяющую 153 государств-членов, а лежащие в ее основе международные соглашения представляют собой многостороннюю международную торговую систему, призванную регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий.
Система ВТО призвана выполнять следующие функции: она действует как комплекс согласованных на многосторонней основе правил, регулирующих поведение правительств стран-членов в торговле (по существу, это правила поведения государств и их торгующих субъектов на мировых рынках); она выполняет роль форума для торговых переговоров, направленных на либерализацию торговли и обеспечение ее большей предсказуемости либо путем открытия национальных рынков, либо путем укрепления и расширения самих правил; она выполняет роль международного суда, позволяющего правительствам стран-членов ВТО разрешать споры между собой.
По состоянию на 23 июля 2008 года.4 ВТО относится к числу международных межправительственных организаций, а ее особенностью является отсутствие устава, роль которого играют Соглашение об учреждении ВТО и Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров. Новым по сравнению с ГАТТ является то, что государство - член ВТО не может не участвовать в соглашениях, составляющих часть пакета документов, принятых в результате Уругвайского раунда переговоров. Кроме того, ВТО (в отличие от ГАТТ) осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (например, о торговле услугами, торговых аспектах прав интеллектуальной собственности), а также имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и разрешения межгосударственных споров. ВТО ставит задачу достижения свободы торговли не просто ее либерализацией, а системой, так называемых увязок: решение о повышении тарифа на один товар должно быть увязано с либерализацией импорта другого товара. Еще одна важная задача ВТО - усиление контроля за соблюдением подписанных соглашений. Определена процедура слушаний: по торгово-политическому режиму какой-либо страны заслушивается национальный доклад и доклад секретариата ВТО. Такое слушание способствует лучшей информированности и укреплению стабильности на мировых рынках. Таким образом, четко прослеживаются тенденции усиления международной регламентации внешнеэкономических связей и контроля за соблюдением международных правил торговли
Подводя
итог, следует подчеркнуть, что система
ГАТТ/ВТО являются, по существу, международным
торговым законом. Находясь вне общего
правового пространства, не будучи членом
этой организации, любая страна обрекает
себя на положение аутсайдера в международной
торговле, ибо к ней не применяются общие
правила. Это побуждает присоединяться
к системе ГАТТ/ВТО.
Задание 4
Опираясь на известные
Вам признаки глобализации, подумайте:
включена ли Россия в процесс глобализации
мирового хозяйства? Аргументируйте Ваше
мнение с привлечением теоретического
и новейшего фактического материала.
В современном мировом хозяйстве продолжаются процессы усиления интеграции и глобализации, причем эти процессы затрагивают не только экономическую сторону развития мирового сообщества, но и социальную, научно-техническую, культурную. Происходит становление глобальной торговой системы, (ведущую роль в которой играет ВТО), глобальной финансовой системы, энергетической и др. Таким образом, процесс глобализации – это комплексный процесс, затрагивающий все стороны жизни современного общества.
В нынешних условиях под глобализацией понимают постоянный «перелив» из одной страны в другую четырех основных компонентов международного обмена: товара, капитала, людей и информации. Можно так же выделить несколько признаков глобализации, характерных именно для XXI в.:
Наша страна серьезно отстает от экономически развитых стран в освоении производств, составляющих основу технологического уклада. Развитие отраслей, составляющих ядро технологического уклада в российской экономике в десятки раз ниже развитых стран, о чем свидетельствует производство изделий электронной техники в разных странах на душу населения.
Происходит быстрое перенесение экономических сбоев и финансовых кризисов из одних регионов мира в другие. Особенно это относится к миграции краткосрочных спекулятивных капиталов на финансовых рынках. При этом негативную роль играет электронизация обмена ценными бумагами через Интернет, хотя, телекоммуникационная революция весьма способствовала прогрессу мирового хозяйства. Интернет накладывает определенные «клише» на поведение мировых финансовых брокеров и унифицирует их поведение в различных финансовых центрах. В результате в предкризисных условиях их действия часто складываются в одном и том же — негативном — направлении, давая «синергический» прокризисный эффект. От этого более всего страдают не самые развитые государства. Так, дефолт в августе 1998 г. в России был частично обусловлен финансовым кризисом в странах Юго-Восточной Азии поздней осенью 1997 г. Кризис в Юго-Восточной Азии, спровоцировал отток капиталов со всех подобных ему рынков, негативно сказался и на России, хотя он, конечно, не был «системообразующим» фактором российского финансового кризиса и наиболее тяжелого его проявления — дефолта.
Глобализация, к сожалению, стала питательной средой для резкого ускорения распространения трансграничной преступности. Так, глобализация товарных рынков, особенно интенсивно протекает на нелегальных рынках оружия и особенно такого социально вредного продукта, как наркотики. Это так же характерно для России. Так, в выступлении директора ФСКН Иванова В.П. на встрече компетентных органов по противодействию и незаконному обороту наркотиков Прикаспийских государств в октябре 2010г было отмечено: «…к настоящему времени сложились многочисленные каналы доставки наркотиков в Россию по северному направлению, обеспечивающие инжектирование через пористые границы до 200 килограммов героина и гашиша ежесуточно. Почти десятилетнее масштабное наркопроизводство в Афганистане сформировало наиболее мощные, интенсивные градиенты наркопотоков в Среднюю Азию и далее в Россию…», и в следствии «..исключительно наглядный рост количества нарколабораторий с 175 в 2008 до 425 в 2010году..»5. Важное значение в процессе глобализации имеет построение взаимоотношений с международными организациями, в частности – присоединение к ВТО. По данным СМИ вступление России в ВТО ожидается в первом квартале 2011года. В современном мире главными проводниками процессов глобализации являются ТНК, оказывающие большое влияние на мировое хозяйство. Однако, на фоне глобальных рынков российская экономическая жизнь каждый день демонстрирует нам политику «разделяй и властвуй». В стране нет ни одной компании, которая уже сегодня может претендовать на статус сверхкорпорации. Такие гиганты как Газпром или РАО ЕЭС России являются не столько экономическими субъектами, сколько инструментами для политических игр глобальных группировок. У этих компаний нет ни собственной политики, ни собственной глобальной стратегии. Наибольшую сложность для России всегда представлял информационно-коммуникационный аспект глобализации. Огромные неосвоенные территории вызвали к жизни проблему доведения управляющих команд в регионы в приемлемые сроки. Обратный процесс сбора информации о положении дел на местах и доведение ее до Центра занимал не меньшее время, еще больше усугубляя общую ситуацию. Вплоть до настоящего времени Россия не делает ничего для исправления положения дел в данной области. Более того, после 1991 года политические процессы фактически привели страну к полной автономности регионов, что не просто загрязняет коммуникационные каналы, но практически полностью их рассекает, делая невозможным информационный обмен.
Общий
вывод, который можно сделать
по итогам анализа сегодняшнего состояния
нашей страны, звучит следующим образом
– Россия как историческая общность
и государство объективно участвует
в процессах глобализации, но субъективно
не готова к этому, что не позволяет
ей занять достойное место среди лидеров. Для более эффективной
и плавной интеграции России в глобализирующееся
мировое хозяйство необходимо совершенствовать
политику, направленную на обеспечение
достойного участия России в процессах
глобализации и, главное, решении проблем,
обострившихся в связи с противоречивым
характером экономического развития в
условии глобализации мирового хозяйства.
Среди основных таких проблем можно выделить:
закрепление сырьевой направленности
российского экспорта; отток ресурсов
в отрасли топливно-энергетического комплекса
в ущерб другим отраслям; низкая конкурентоспособность
большинства российских товаров на мировом
рынке; отставание по уровню использования
высоких технологии и производительности
труда от развитых стран; недостаточнее
развитие финансовых рынков и институтов;
высокая дифференциация населения по
уровню доходов; усиление неравномерности
регионального развития.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ