Транснациональные компании в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – показать каждое из основных направлений деятельности ТНК, выявить как положительные стороны их воздействия, так и негативные аспекты деятельности, а также пути защиты интересов стран и народов, находящихся в сфере воздействия ТНК.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..с. 3
Глава1 .Понятие, специфика деятельности и причины возникновения ТНК….с.. 4
1.1 Понятие и признаки транснациональных корпораций... …………...с.3-6
1.2 Причины возникновения ………………………………………..
1.3 Типы и организационная структура ТНК........................с. 6-9
Глава 2. ТНК в мировой экономике …………………………………. ….с.13
2.1 Регулирование деятельности и социальная ответственность ТНК…с13-19
2.2 Роль ТНК в международной хозяйственной деятельности: плюсы и мину-сы………………………………………………..……….………………..с.19-22
2.3 Отношения ТНК и государства в сфере НИОКР………………… ...с. 22-27
Глава 3. Национальная специфика ТНК. ………………………………..с. 27
3.1 Особенности ТНК России. …………………………………………...с. .27-31
3.2 Перспективы развития ТНК…………………………………………..с. 31-35
Заключение…………………………………………………………………с.36
Литература…………………………………………………………………с. 38
Приложения ………………………………………………………………..с.39-40

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЭ.doc

— 283.50 Кб (Скачать документ)

Корпоративная социальная ответственность (КСО, также называемая корпоративная ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности) — это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров,

местные сообщества и прочие заинтересованные стороны, а также на окружающую среду. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.

Практика КСО  является предметом многочисленных споров и критики. Защитники утверждают, что имеется прочное экономическое  обоснование КСО, и корпорации получают многочисленные преимущества от того, что работают на более широкую и продолжительную перспективу, чем собственная сиюминутная краткосрочная прибыль. Критики спорят, что КСО уводит в сторону от фундаментальной экономической роли бизнеса; одни утверждают, что это не что иное, как приукрашивание действительности; другие говорят, что это попытка подменить роль правительств в качестве контролера мощных мультинациональных корпораций.

Осознание бизнесом своей социальной ответственности  – является одним из залогов успешного  и гармоничного развития общества, недопущения его расслоения и внутренних конфликтов. Развитие политики корпоративной социальной ответственности в теории и на практике формирует новые подходы. Среди крупных корпораций растет число активных участников социальной деятельности, которая не является только благотворительностью, хотя и включает ее в себя по приблизительным подсчетам, расходы на благотворительность составляют сегодня около 3% дохода предприятий.                                                            

Достаточно  сказать, что сегодня уже подавляющее  большинство ТНК в той или  иной форме и степени участвуют  в этой деятельности. Влиятельный американский журнал "Fortune" при помощи британских консалтинговых фирм составил рейтинг самых социально ответственных компаний мира (см. Приложение 1).

Победитель рейтинга –  сотовая компания "Vodafone". Этот крупнейший в мире оператор мобильной  связи предоставил абонентами в  Кении возможность проводить банковские операции с сотового телефона. Предоставил скидки для сотрудников службы спасения. А для клиентов, обеспокоенных содержанием Интернета, внедрил фильтры, чтобы их дети не увидели, чего не надо. Если говорить об отраслях в рейтинге социальной ответственности, то тут на первый взгляд лидирует топливно-энергетический комплекс. Гигантские прибыли от рекордных цен на нефть позволили компаниям ТЭК выделять больше средств для решения социальных проблем. Составители рейтинга явно не учитывали как негатив для общества выбросы углекислого газа в атмосферу, первопричина которых состоит в нарастающем использовании углеводородов. Впрочем, в целом совокупный рейтинг нефтегазового сектора снизился по сравнению с прошлым годом. Это произошло, несмотря на то, что в него впервые попал российский Газпром (51 место). Он стал единственной российской компанией в списке самых социально ответственных мировых компаний.

 

 

2.2 Роль  ТНК в международной хозяйственной  деятельности: плюсы и минусы.

 

Изучая географическую структуру  иностранных инвестиций, можно установить, что основная их часть приходится на развитые страны - как страны экспортеры капитала, так и принимающие страны. В начале текущего десятилетия на развитые страны приходилось более 93% экспорта капитала в форме прямых инвестиций и 73% их импорта.

В современных условиях принимающие страны, как развитые, так и развивающиеся, как правило, одобряют  деятельность транснациональных корпораций на своей территории. Более того, в мире существует конкуренция между странами по привлечению прямых зарубежных инвестиций, в процессе которой транснациональные  корпорации получают налоговые скидки и другие льготы.

При выборе страны транснациональные  корпорации оценивают условия инвестирования по следующим основным критериям: оценка местного рынка с точки зрения его емкости, наличия ресурсов, местоположения и т.д., политической стабильности в стране, правовые условия иностранных инвестиций, система налогообложения, характер торговой политики, степень развития инфраструктуры, защита интеллектуальной собственности, государственное регулирование экономики, дешевизна рабочей силы и уровень ее квалификации, стабильность национальной валюты, возможности репатриации прибылей.

Однако существует и ряд  проблем, связанных с деятельностью  транснациональных корпораций.

Страна, принимающая капитал имеет следующие преимущества:

-выгода получения дополнительных  ресурсов (капитал, технологии, управленческий опыт, квалифицированный труд);

-стимулирование развития  нац. экономики, увеличение объема  производимого продукта и дохода, ускорение экономического роста и развития;

-получение налогов от  деятельности ТНК; зарубежные  инвестиции более эффективны, чем  аналогичные внутренние;

Необходимо отметить основные отрицательные черты воздействия  транснациональных корпораций на экономику принимающей страны:

- опасность превращения принимающей страны в место сброса устаревших и экологически опасных технологий;

- захват иностранными  фирмами наиболее развитых и  перспективных сегментов промышленного производства и научно-исследовательских структур принимающей страны. Транснациональные корпорации, обладающие даже в моменты потрясений крупными финансовыми ресурсами, они активно используют плохую конъюнктуру для осуществления захвата других фирм;

- возможность  навязывания компаниям принимающей  страны неперспективных направлений в системе разделения труда в рамках транснациональных корпораций;

- ориентация  транснациональных корпораций на  поглощение влечет возрастание неустойчивости инвестиционного процесса. Крупные инвестиционные проекты, связанные с реальными капиталовложениями, отличаются известной устойчивостью - они не могут быть начаты без длительной подготовки и внезапно завершены без внушительных потерь. Политика захватов наоборот предполагает финансовую подвижность;

- устойчивое  положение транснациональных корпораций  дает им

возможность более  решительных мер в случае кризисов - закрытие предприятий, сокращение производства, что ведет к безработице и т.п. негативным явлениям. Этим объясняется явление дезинвестиций (массового изъятия капитала из страны);

- склонность  транснациональных корпораций к  преувеличенной реакции на изменение  конъюнктуры дает множество поводов  для снижения выпуска и продукции,  если конкурентоспособность данного  государства по тем или иным  причинам снижается.

Приток иностранных  капиталовложений способствует развитию внутрирегиональной торговли, поскольку значительную часть своих потребностей в материалах, комплектующих и оборудовании филиалы иностранных компаний удовлетворяют за счет импорта из страны-инвестора.

Транснациональные корпорации подрывают позиции местных монополий и, несмотря на свои крупные размеры, нередко повышают степень конкурентоспособности национальных рынков. Осуществляя прямые зарубежные инвестиции, транснациональные корпорации перемещают через национальные границы крупные производственные ресурсы. Перемещая производственные ресурсы из стран, где они имеются в избытке, в страны, испытывающие их недостаток, транснациональные корпорации способствуют более эффективному размещению мировых факторов производства и, как следствие, росту производства в мире. Мировое сообщество получает заметную выгоду от более эффективного размещения ресурсов, перемещая из страны в страну квалифицированную рабочую силу, капитал, технологии и т.д. В этом сходятся взгляды практически всех экономистов-международников.

 

 

 

 

 

    2.3 Отношения ТНК и государства в сфере.НИОКР.

 

  Государство активно участвует в  развитии зарубежных  рынков капиталов и их мобилизации в интересах транснациональных корпораций.

Международное движение капитала представляет собой одно из важных орудий  в конкурентной борьбе компаний.

     При характеристике сотрудничества государства и корпораций путем прямых вложений государственных средств в решении научно-технических проблем нельзя не сказать еще об одной форме сотрудничества. Речь идет о сотрудничестве государства и бизнеса по оптимальному использованию доходов от реализации результатов совместного производства.

Уникальный  опыт в этой области накоплен Норвегией.6

 Структура экономики Норвегии похожа на структуру российской экономики. Обе страны являются значимыми игроками на мировом рынке нефтедобычи. В обеих странах существует проблема старения ресурсной базы, истощения запасов и вследствие этого необходимость разработки новых месторождений, находящихся в труднодоступных регионах. Рост издержек на добычу полезных ископаемых делает для обеих стран актуальным вопрос развития и использования новых технологий.   

  Норвегия  — страна с одним из самых  высоких показателей ВВП на  душу населения в мире.

Нефтяные компании в Норвегии платят корпоративный налог 28% и специальный налог 50% на сверхприбыль от нефтяной деятельности.

К 2010 году Норвегия ставит целью повысить инвестиции в  НИОКР до 3% ВВП.

В 2005 году Норвегия провела реформу системы инновационного развития. Был распущен совет по инновациям, а его функции возложены на Норвежский научно-исследовательский совет и правительственное агентство "Инновационная Норвегия". Оно подчиняется министерству торговли и промышленности и регулирует исследования, предпринимаемые в интересах корпоративного сектора.

Норвегия является мировым лидером в нефтегазовых технологиях.1Это объясняется тем, что страна добилась значительных успехов в инновационном развитии: при наличии уникальной ресурсной базы норвежские компании научились воспринимать и использовать внешние знания и исследования, компенсируя низкий уровень собственных НИОКР.

Правительство Норвегии играет серьезную роль в  развитии НИОКР.

Министерство  нефтяной промышленности и энергетики запустило программу, рассчитанную на 5 лет и финансируемую государством, по которой стимулируются НИОКР в сфере увеличения извлечения нефти.

 Конечная  цель - создание научной среды  мирового уровня и накопление  в Норвегии знаний в области  нефтедобычи. На сегодня коэффициент  извлечения нефти в Норвегии составляет 70% против 30% в среднем по миру (в России – 40%).

Для поощрения  развития НИОКР в промышленности предусмотрена система налоговых льгот. Государство снижает налоговые вычеты на 18-20% (в зависимости от числа сотрудников компании) при аналогичных расходах на НИОКР. В России аналогичная мера формально существует, но на практике трудно применима.

Задача 2020 года в Норвегии: стать ведущим международным  центром нефтяной и газовой отрасли. Этого планируется достичь за счет привлечения к инвестированию международных компаний и позиционирования Норвегии как экспортера новых технологий по разведке и добыче.7

Уровень развития корпоративных инноваций в России находится в зачаточном состоянии. Крупнейшие компании, выручка которых формируется в основном из экспорта сырья (нефть, газ, металлы и соответствующая продукция), довольно неохотно вкладывают свои средства в технологические разработки, которые не гарантируют коммерческой выгоды и требуют многолетних инвестиций в опытное производство. А в связи с наступлением кризиса многие из них стали сокращать расходы на НИОКР, которые в сравнении с инвестициями международных сырьевых компаний и так были не велики.

  6 ноября с заявлением перед депутатами Госдумы выступила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. "Мы не сможем существенно повысить частное финансирование НИОКР, пока к этому не подключатся компании естественных монополий, компании нефтегазового сектора",— заявила министр. Затраты на НИОКР у госмонополий сегодня составляют от 0,1 до 0,4% бюджета (см. Приложение 2).

Зарубежные  сырьевые компании выделяют на инвестиции в НИОКР значительные средства. Причем вложения носят стратегический характер. Все крупнейшие корпорации, основная выручка которых складывается из продажи нефти, газа и соответствующих продуктов, на протяжении последнего десятилетия инвестируют в разработку новых источников энергии. В BP развитие альтернативных источников энергии выделено в отдельную бизнес-единицу, значительные средства инвестируют Exxon Mobil, Chevron и Shell.

Инвестиции  российских сырьевых компаний в по-настоящему инновационные технологии носят разрозненный характер и чаще всего преследуют краткосрочные цели. Капиталоемкие программы с отдачей на долгие годы являются скорее исключением, чем правилом.

По мнению Набиуллиной, необходимо "ввести обязательное требование к таким компаниям по разработке программ технологического инновационного развития и конкретных планов по разработке технологий".        

25 ноября, выступая  на заседании комиссии по модернизации  российской экономики, президент Дмитрий Медведев также прокомментировал тему инновационного развития крупнейших государственных компаний: «У нас в стране очень большой государственный сектор. Во всяком случае, я в послании называл цифру – практически сорок процентов от общего объема экономики. Если брать сугубо корпоративный сектор, это процентов двадцать пять, но все равно это очень значительные цифры. Поэтому нам нужно вовлечь наши государственные структуры в эту работу, а то они там варятся в собственном соку…»

Информация о работе Транснациональные компании в мировой экономике