Транснациональные корпорации в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:36, реферат

Описание

Возникновение в 60-е гг. транснационального капитала показало, что эта точка зрения была исторически ограничена. Важнейшей формой монополии стала не отдельная государственная монополия, а современная транснациональная корпорация (ТНК), представляющая собой высшую форму обобществления капиталистического производства. Последнее вышло за рамки отдельных национальных хозяйств, приобрело характер интернационального процесса, стало осуществляться на основе не государственного, а частного капитала.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………. … 3
1. Экономическая стратегия. Экономическая политика ТНК: производство и рынок…………………………………………………………………………….…….. 5
2. Виды международных корпораций и их отличительные черты……………………… 7
2.1. Отличительные черты международной корпорации…………………………….. 7
2.2. Причины возникновения международной корпорации…………………………. 8
2.3. Разновидности международных корпораций…………………………………….. 8
2.4. Эволюция международных корпораций………………………………………….. 9
3. Основные особенности развития транснациональных корпораций и направления их деятельности……………………………………………………. 12
3.1. Спецефические черты присущи транснациональным корпорациям………….
13
3.2. Неакционерные формы экспансии транснациональных корпораций………… 14
4. Роль транснациональных корпораций в мирохозяйственных связях……………….. 15
5. Становление и перспективы российских международных компаний – финансово-промышленных групп……………………………………………………… 17
6. Особенности взаимодействия развивающихся стран с ТНК……………….…….…. 20
7. Иностранный капитал и социально – экономическое развитие…………….……….. 21
Заключение……………………………………………………………………………… 24
Перечень литературы ……………………………………….……………………….…. 26

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПРИВАЛОВ.docx

— 68.76 Кб (Скачать документ)

 Критически  важный момент хозяйственной  политики ТНК - достижение такого  уровня потребительских характеристик  предлагаемой продукции, который  соответствует требованиям данного  региона сбыта. Нередко случается,  что даже новые товары, доказавшие  свою конкурентоспособность в  одной части мирового рынка,  например, в Латинской Америке,  не имеют спроса в США или

 Западной  Европе. Различные страны находятся  в разных климатических и географических  поясах, на разных стадиях экономического  и культурного развития, что определяет  специфику приоритетов потребления.  Необходимо также иметь в виду  направленность экономической политики  того или иного государства,  платежеспособность и целевые  установки предполагаемых групп  потребителей и т. д. Все  это необычайно усложняет оценку  конъюнктуры различных регионов  мирового рынка. 

 В  последние годы ТНК широко  используют методы кластерного

(многофакторного)  анализа производственно-сбытовых  альтернатив. Их сущность заключается  в том, что рынок расчленяется  на отдельные сегменты в зависимости  от характера спроса различных  категорий потребителей. Затем каждый  сегмент оценивается с точки  зрения его ориентации на продукцию  компании и удельного веса  в формировании совокупного спроса. Такая типологизация позволяет выделить наиболее перспективные зоны потребления и предусмотреть для каждой из них особую стратегию сбыта, включающую необходимые модификации товарного ассортимента, ценовой, рекламной и сервисной политики. 

2 ВИДЫ  МЕЖДУНАРОДНЫХ КОРПОРАЦИЙ И ИХ  ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ 

 Международные  корпорации в последней четверти XX века становятся важнейшим элементом  развития мировой экономики и  международных экономических отношений.  Их бурное развитие в последние  десятилетия отражает процессы  интернационализации производства  и капитала, глобализации мирохозяйственных  связей. Международные корпорации  предстают непосредственными участниками  всего спектра мирохозяйственных  связей, своеобразными «локомотивами»  мировой экономики. 

 Международные  корпорации, с одной стороны, являются  продуктом быстро развивающихся  международных экономических отношений,  а с другой — сами представляют  мощный механизм воздействия  на них. 

 Активно  воздействуя на международные  экономические отношения, международные  корпорации формируют новые отношения,  видоизменяют сложившиеся их  формы. 

 К  концу 90-х годов в мире функционировало  около 60 тыс. международных компаний. Они контролировали за пределами своих стран до 250 тыс. дочерних предприятий. Их семейство за последние двадцать пять лет разрослось более, чем в 5,5 раза. Так, в 1970 г. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подобных фирм. Вместе с тем общемировую значимость имеет сравнительно небольшое число международных компаний. 

 Из 500 самых мощных международных  компаний 85 контролируют 70% всех заграничных  инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют  80% всей произведенной международными  корпорациями продукции электроники  и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции  машиностроения. 

 По  прогнозам западных экономистов  к 2000 г. в мировом хозяйстве  установится господство 400 -500 транснациональных  корпораций. Причем, 300 из них будут  распоряжаться 75% валового промышленного  продукта мира.

 Основная  часть международных корпораций  сосредоточена в США, странах  ЕС и

 Японии. Объем произведенной продукции  на их предприятиях ежегодно  превышает

1 трлн. долл. В них работают 73 млн. сотрудников,  т.е. каждый десятый занятый  и мире, исключая сельское хозяйство. 

2.1 Отличительные  черты международной корпорации 

 Что  представляют собой международные  корпорации, какие компании из  присутствующих на международном  рынке к ним относят? Основными  признаками характеризующими деятельность международных корпораций, являются: 1) годовой оборот превышающий 100 млн. долларов; 2) филиалы не менее, чем в шести странах; 3) величина процента продаж ее товаров, реализуемых за пределами страны — резиденции. К примеру, по этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская фирма «Нэстле» (98%). Международную корпорацию можно узнать и по структуре ее активов. В некоторых зарубежных исследованиях к международным корпорациям относят компании, имеющие 25% своих Активов за рубежом. 

 Самые  большие заграничные, активы среди  ТНК (кроме финансового сектора)  имеют англо-голландский концерн  «Роял Датч Шелл», а также четыре фирмы США:

 «Форд», «Дженерал Моторс», «Эксон» и «ИБМ». 

 Международный  характер кампании проявляется  и в сфере собственности.

 Поскольку  собственность компании олицетворяют  ее акции, то они должны иметь  хождение во многих странах.  Акции базовой и дочерней фирм  должны быть доступны для приобретения  во всех странах, где действует  международная корпорация. 

2.2 Причины  возникновения международной корпорации. 

 Наиболее  общей причиной Возникновения  транснациональных корпораций (ТНК)  является интернационализация производства  и капитала на основе развития  производительных сил, перерастающих  национально-государственные границы. 

 Интернационализация  производства и капитала приобретает  характер экспансии хозяйственных  связей через создание крупнейшими  компаниями многочисленных отделений  за границей и превращения  национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций. 

 К  числу конкретных причин возникновения  ТНК следует отнести их экономическую  эффективность, обусловленную большими  масштабами производства в ряде  отраслей. Жесткая конкуренция, необходимость  выстоять в конкурентной борьбе  способствуют концентрации производства  и капитала в международном  масштабе. В результате становится  оправданной деятельность в глобальных  масштабах, появляется возможность  снизить издержки производства  и получить сверхприбыль. 

 Немаловажную  роль в становлении национальных  международных корпораций играет  государство. Оно поощряет их  деятельность на мировой арене  и обеспечивает им рынки сбыта  путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов  и международных договоров. В качестве примера можно назвать практику поддержки крупного отечественного бизнеса в

 Японии («сюданы» и «кэйрэцу») или в Республике Корея, известной сегодня такими международными корпорациями («чеболь»), как «Самсунг», «Дэу», «LG электронике». Имеется специальная программа поддержки отечественных международных корпораций в Китае («цзитуань гунсы»). В соответствии с целями этой программы китайские корпорации заявят о себе в полный голос на мировых рынках в начале XXI века. 

2.3 Разновидности  международных корпораций 

 В  зарубежной экономической литературе  можно встретить множество определений  международных монополий: многонациональные  корпорации, интернациональные корпорации, транснациональные компании, глобальные  компании и др. Так, известный  западный маркетолог Ф. Котлер по организационным принципам выделяет именно эти четыре типа международных компаний: 

[pic] 

1. Транснациональные  корпорации (ТЕК) — это национальные  монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая  деятельность выходит за пределы  одного государства. 

 Корпорацией  в США называют акционерное  общество, а поскольку большинство  современных ТНК возникли в  результате международной экспансии  американских компаний, этот термин  вошел в их название. 

 Правовой  режим транснациональных корпораций  предполагает деловую активность, осуществляемую в различных странах  посредством образования в них  филиалов и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно  самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно- исследовательских разработок, услуг потребителям и др. В целом, они составляют единый крупный производственный комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя. В то же время филиалы и дочерние компании могут быть смешанными предприятиями с преимущественно национальным участием страны базирования. 

2. Многонациональные  корпорации (МНК) — это, собственно, международные корпорации, объединяющие  национальные компании ряда государств  на производственной и научно-технической  основе. В качестве примера такой  компании обычно «приводится  англо-голландский концерн «Роял Датч Шелл», существующий с 1907 г. Современный капитал этой компании делится в пропорции 60:40. Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе швейцарско-шведская компания ABB (Asea Brown Bovery), специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии. ABB имеет несколько совместных предприятий в странах СНГ. К числу ведущих МНК

 Европы  относится англо-голландская компания  «Юнилевер», «Филипс» и др. 

 С  точки зрения международного  права отличительными признаками  многонациональных корпораций являются: 1) наличие многонационального акционерного  капитала; 2) существование многонационального  руководящего центра; 3) комплектование  администрации иностранных филиалов  кадрами, знающими местные условия.  Последнее, кстати, свойственно и  многим ТНК.

 Вообще, границы между этими двумя  группами международных компаний  весьма подвижны, возможен переход  одной формы в другую. 

2.4 Эволюция  международных корпораций 

 Со  времени своего возникновения  (конец XIX века) международные корпорации  претерпели значительную эволюцию. Первое поколение современных  международных корпораций представляли, главным образом, так называемые колониально-сырьевые транснациональные корпорации. В ходе первой мировой войны и послевоенный период набрали силу ТНК, специализирующиеся на производстве вооружений. На этом этапе развития ТНК не оказывали столь существенного влияния на мировую экономику и соответствующие ей мирохозяйственные связи. Общее число международных монополий к началу 40-х годов XX века не превышало 300. 

 С  момента появления международные  корпорации постепенно вырабатывали  стратегическую линию своего  поведения. К основным ее признакам  можно отнести: 

1) обеспечение  своего производства иностранным  сырьем; 

2) закрепление  на зарубежных рынках через  сеть своих филиалов; 

3) размещение  производства в тех странах,  где издержки производства ниже, чем в стране базирования; 

4) ориентация  на дифференцированную производственно-торгово-финансовую деятельность. 

 С  начала 50-х годов международные  корпорации начинают активные  действия по завоеванию мировых  рынков. Этому способствовала политика  либерализации международных экономических  связей, появление на политической  арене многих освободившихся  государств, растущий мировой потребительский  спрос и другие факторы. Бурное  развитие международных корпораций, как по их количеству, так и  по масштабам и объемам деятельности  способствовало тому, что они  приобрели особую значимость  и роль в международной экономике. 

Информация о работе Транснациональные корпорации в экономике