Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 16:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является приобретение у студента знаний, навыков и умения решения двух видов задач: линейного программирования и транспортной задачи.
Задачей курсовой работы является создание оптимального плана транспортной задачи и задачи линейного программирования.
Введение 5
РАЗДЕЛ 1. Оптимизационная задача линейного программирования. 6
1.Математическая постановка задачи линейного программирования. 6
1.2 Решение задачи линейного программирования в MS Excel 8
РАЗДЕЛ 2. Транспортна задача линейного программирования. 19
2.1 Математическая постановка транспортной задачи. 19
2.2 Решение транспортной задачи в MS Excel 21
Вывод 30
Рис.2 – Ввод формул в MS Excel
Рис.3. – Результаты ввода формул
Для решения задачи выберем команду Сервис /Поиск решения.
Для этого устанавливаем целевую ячейку $F$18, равной минимальному значению. Изменяемые ячейки (те которые необходимо найти) при ограничениях см. рис.4
Рис.4 – Диалоговое окно Поиска решения
На рис.5 представлен результат оптимального решения транспортной задачи.
Рис.5 - Результат оптимального решения задачи
4. Анализ оптимального решения
Анализ оптимального решения выполняется на основании успешного решения задачи, когда на экране появляется диалоговое окно Результат поиска решения. Решение найдено (рис.5).
С помощью этого диалогового окна можно вызвать отчеты трех типов:
результаты;
устойчивость;
пределы.
Для анализа оптимального решения транспортной задачи необходим один отчет по результатам.
Отчет по результатам
Отчет см. рис.6 состоит из трех таблиц:
Таблица 1 приводит сведения о целевой функции.
В столбце «Исходно» приведены значения целевой функции до начала вычислений. В нашем случае она равна 0 и результат равный 420 в столбце «Результат».
Таблица 2 приводит значения искомых переменных, полученные в результате решения задачи.
Таблица 3 показывает результаты оптимального решения для ограничений и для граничных условий.
Для Ограничений в графе «Формула» приведены зависимости, которые были введены в диалоговое окно Поиск решения; в графе «Значение» приведены величины использованного ресурса; в графе «Разница» показано количество неиспользованного ресурса. Если ресурс используется полностью (то есть ресурс дефицитный), то в графе "Статус" соответствующее ограничение указывается как "связанное"; при неполном использовании ресурса (то есть ресурс недефицитный) в этой графе указывается "не связан". В графе "Значение" приведены величины использованного ресурса.
Рис.6 – Отчет по результатам
Для граничных условий (строки 53, 59, 64, 69, 70, 71, 72, 74 на рис. 6) в графе "Разница" показана разность между значением переменной в найденном оптимальном решении и заданным для нее граничным условием.
Ответ: В результате решения суммарные транспортные расходы составили 420 ус. ед. и был получен следующий план перевозок:
магазин склад | Стоимость перевозки единицы продукции | Объем производства | |||||
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | |||
А1 | 0 | 40 | 0 | 0 | 0 | 40 | |
А2 | 0 | 0 | 20 | 0 | 0 | 20 | |
А3 | 0 | 0 | 10 | 0 | 0 | 10 | |
А4 | 0 | 0 | 15 | 10 | 2 | 27 | |
А5 | 20 | 0 | 10 | 0 | 0 | 30 | |
Объемы потребления | 20 | 40 | 55 | 10 | 2 |
|
Согласно плану перевозок выгодно производить доставку в первый магазин с пятого склада 20 единиц продукции. Во второй магазин 40 единиц с первого склада. В третий магазин 20 единиц продукции со второго склада, 10 с третьего, 15 с четвертого и 10 единиц продукции с пятого склада. В четвертый магазин 10 единиц с четвертого склада. Пятый магазин является фиктивным, который ввели для установки баланса и для этого указывается на каком складе и в каком количестве останется излишек товара. В нашем случае на четвертом складе остается 2 единицы продукции.
ВЫВОД
В ходе выполнения курсовой работы я овладела методологией построения экономико – математических моделей, научилась решать задачи линейного программирования и транспортные задачи. Мною был изучен процесс составления планов для оптимального распределения ресурсов, максимизации прибыли и минимизации расходов.
После написания мною этой курсовой работы я могу: составлять экономико-математическую модель задач линейного программирования, решать задач линейного программирования с помощью MS Excel, на практике применять информационные технологии для нахождения оптимального плана производства; производить анализ устойчивости полученных результатов.
Значительное количество экономических процессов можно проанализировать при помощи алгоритма решения задач линейного программирования. Этот тип задач является базисным для более сложных задач и методов планирования, не смотря на его простоту и удобство в использовании.
Так, по оценкам американских экспертов, около 75% от общего числа применяемых оптимизационных методов приходится на линейное программирование. Около четверти машинного времени, затраченного в последние годы на проведение научных исследований, было отведено решению задач линейного программирования и их многочисленных модификаций.
В настоящее время линейное программирование является одним из наиболее употребительных аппаратов математической теории оптимального принятия решения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер «Информационные системы и модели» уч.пособие. М.:Бином , 2005.
2. О.А. Косоруков, А.В. Мищенко «Исследование операций» уч.для вузов.М.: Экзамен, 2003.
3. І.К. Федоренко, О.І. Черняка «Дослідження операцій в економіці» Підручник – К.: Знання, 2007.
4. Смородинский С.С., Батин Н.В. «Методы и алгоритмы для решения оптимизационных задач линейного программирования». Ч.2. – М.: БГУИР, 1996.
5. А.Таха «Введение в исследование операций».К.: Вильямс, 2005.
6. Web-сайты:
http://www.twirpx.com
http://web.petrsu.ru
2
Информация о работе Транспортна задача линейного программирования