Трудовой конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:00, реферат

Описание

Прошло уже более 10 лет с того момента как вступила в действие Конституция РФ. Статья 37 Конституции закрепляет право граждан на трудовые споры как способ защиты своих трудовых прав. Это принципиальный момент, касающийся трудовых правоотношений, конкретизирующий в аспекте отрасли трудового права конституционную норму о праве на защиту гражданами своих прав всеми законными способами. В течение этих десяти лет все законодательство РФ приводилось в соответствие с новой Конституцией. Так с 1 февраля 2006 года вступил в действие Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и общая характеристика трудовых споров………………....5
Глава 2. Индивидуальные трудовые споры……………………………………..7
2.1. Разрешение индивидуальных трудовых споров путем переговоров с работодателем……………………………………………………………………..8
Глава 3. Понятие, предмет, стороны и виды коллективных трудовых споров…………………………………………………………………………….16
3.1. Разрешение коллективных трудовых споров в примирительной комиссии……………………………………………………………………….....18
3.2. Разрешение коллективных трудовых споров с участием посредника…..19
3.3. .Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже…………………………………………………………………….......19
3.4. Забастовка как способ разрешения коллективных трудовых споров…...21
Глава 4. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства…………………………………………………………….......28
4.1 Федеральная инспекция труда……………………………………………...28
Глава 5. Проблемы при разрешении трудовых споров………………….........34
Заключение…………………………………………………………………….....43
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

реф- конфликт.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

     Работник, осуществляющий свою трудовую деятельность у работодателя - субъекта малого бизнеса, который не нашел понимания своих  проблем со стороны работодателя, может сразу же обратиться в суд. Но у него так же существует возможность привлечь к решению своих проблем представителей Федеральной инспекции труда или прокуратуры.

     В случае поступления заявления по факту индивидуального трудового  спора работник Федеральной инспекции  труда делает анализ фактов, изложенных в заявлении, ставших причиной возникновения индивидуального трудового спора, на предмет нарушения трудового законодательства. В случае выявления нарушений назначается инспектор для проверки организации, работник которой обратился с заявлением, для выяснения причин нарушения трудового законодательства. В случае подтверждения фактов нарушения трудового законодательства инспектор выдаёт предписание руководителю организации об их устранении. Как правило, в этом случае в соответствии со ст. 357 Трудового кодекса РФ инспектор Федеральной инспекции труда привлекает работодателя к административной ответственности. В случае игнорирования руководителем организации предписания инспектора Федеральной инспекции труда, он согласно ст. 357 Трудового кодекса РФ может передавать материалы по фактам нарушений законодательства РФ о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.

     Ещё одним органом, в который может  обратиться работник за защитой своих прав при невозможности разрешения индивидуального трудового спора путём переговоров с работодателем, является Прокуратура РФ. Прокурор при рассмотрении заявления выявляет нарушения трудового законодательства, берёт объяснения с работника, работодателя, третьих лиц, могущих дать пояснения по существу рассматриваемого индивидуального трудового спора. В случае выявления фактов нарушения трудового законодательства прокурор выносит протест на нормативный акт работодателя, ставший причиной возникновения индивидуального трудового спора или представление об устранении этих причин[16, с. 64]

     Обращение в Федеральную инспекцию труда  и в прокуратуру можно считать привлечением данных органов для участия в переговорном процессе между работодателем и работником по существу индивидуального трудового спора. Но данные органы уже будут осуществлять императивное воздействие на работодателя. Данное императивное воздействие на работодателя со стороны указанных органов возможно только в случае нарушения трудового законодательства со стороны работодателя.

     Глава 3. Понятие, предмет, стороны  и виды коллективных трудовых споров

 

     Коллективный  трудовой спор – это неурегулированные  разногласия между работниками  и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений (ст. 398 ТК РФ).

     Прежде  всего, необходимо отметить отличие  коллективного трудового спора  от индивидуального, вытекающее из этого определения. Дело в том, что в индивидуальном споре у сторон возникают разногласия по поводу уже установленных законом норм и правил, регулирующих труд работника, их выполнение. В процессе же коллективного спора речь идет о правилах и договоренностях, в законах обычно не расписанных, но предусмотренных (или предполагаемых) в тексте коллективных договоров и соглашений. Эти договоренности - предмет "торга", переговоров между сторонами трудовых отношений[26, с. 30]

     Коллективные  трудовые споры возникают между работодателем (работодателями) и работниками организации, филиала, представительства нескольких организаций. Все они осуществляют свои полномочия через представителей. В случае возникновения коллективного трудового спора стороны должны приступить к примирительным процедурам.

     Поскольку сроки разрешения коллективного  трудового спора с помощью  примирительных процедур точно определены законодательством, важно установить момент начала коллективного трудового  спора. Он зависит от характера спора.

     Так, если спор возникает в вязи с установлением или изменением условий труда, невыполнением коллективного договора или соглашения, либо отказом работодателя учесть мнением выборного представительного органа, содержащих нормы трудового права, в организации, существует определенная процедура выдвижения требований работников.

     Выдвинутые  требования подлежат обязательному  утверждению на соответствующем собрании (конференции) работников.

     Собрание  созывается представительным органом  работников и считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих.

     На  работодателя возлагается обязанность  по созданию соответствующих условий  для проведения собрания (конференции).

     Требования  работников направляются работодателю в письменной форме. Работодатели обязаны  рассмотреть направленные им требования работников организации и сообщить о принятом решении представительному органу работников в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня получения требований.

       Если работодатель удовлетворил требования работников, разногласия считаются урегулированными, и коллективный трудовой спор не возникает. В случае отклонения всех или части требований, а также несообщения работодателем о своем решении, день сообщения об отклонении требований или истечения 3-х дневного срока на их рассмотрение, считается моментом начала коллективного трудового спора.

     Выделяют  три этапа примирительных процедур: примирительная комиссия, рассмотрение коллективного трудового спора  с участием посредника, трудовой арбитраж.

     Рассмотрение  спора начинается в примирительной комиссии. Это обязательная процедура. Если согласие в примирительной комиссии не достигнуто, стороны переходят к следующему этапу. Они могут воспользоваться услугами посредника либо приступить к созданию трудового арбитража.

     Таким образом, возможны 3 варианта проведения примирительных процедур: примирительная комиссия – посредничество;

       примирительная комиссия – трудовой арбитраж;

       примирительная комиссия – посредничество - трудовой арбитраж.

     3.1. Разрешение коллективных  трудовых споров в примирительной комиссии

 

     Примирительная  комиссия – это совместный орган  спорящих сторон, созданный на паритетных началах.

     Примирительная  комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Она формируется из представителей сторон на равноправной основе. В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от 2 до 5 представителей от каждой стороны. В состав примирительной комиссии могут входить лишь представители сторон[22, с. 17]

     В том случае, когда требования работников отклонены, работодателю следует одновременно с письменным уведомлением об этом направить представительному органу работников предложение об образовании  примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со своей стороны.

     Если  работодатель не сообщает своего решения, то представительному органу работников по истечении 3 рабочих дней со дня  вручения работодателю требований следует  направить ему предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со своей стороны.

     Примирительная  комиссия должна рассмотреть коллективный трудовой спор в срок до 5 рабочих  дней с момента её создания. Этот срок может быть продлен по соглашению сторон, что оформляется протоколом.

     Решение примирительной комиссии принимается  по соглашению сторон, оформляется  протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняться в порядке  и сроки, установленные решением комиссии.

     При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

     3.2. Разрешение коллективных  трудовых споров  с участием посредника

 

     Следующий этап мирных процедур - рассмотрение спора  с участием посредника. Главная функция посредника оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога. Стороны могут пригласить его в течение трех рабочих дней после составления протокола разногласий примирительной комиссией. Посредник - это третье, незаинтересованное лицо. Он должен помочь устранить возникший конфликт и найти решение, которое устроит и руководителя, и сотрудников. Если в течение трех рабочих дней спорящие не нашли подходящей кандидатуры, они должны приступить к созданию трудового арбитража.

     Порядок рассмотрения спора с участием посредника определяет он сам по соглашению со сторонами (ст. 403 ТК РФ). Посредник обязан рассмотреть спор в течение семи календарных дней с момента его приглашения или назначения. Рассмотрение спора завершается принятием письменного согласованного решения, а если согласие не достигнуто - составлением протокола разногласий[19, с. 33]

     3.3. Рассмотрение коллективного  трудового спора в трудовом арбитраже

 

     Трудовой  арбитраж – это временно действующий орган для разрешения коллективного трудового спора. Он создается в следующих случаях:

  • если стороны не пришли к согласию при рассмотрении спора в примирительной комиссии или с участием посредника;
  • если стороны в течение 3-х рабочих дней не пришли к соглашению относительно кандидатуры посредника;
  • если стороны уклоняются от создания примирительной комиссии.

     Согласно  новому Трудовому Кодексу РФ (ст. 404) трудовой арбитраж создается лишь в том случае, если стороны коллективного трудового спора заключили письменное соглашение об обязательной выполнении его решений. Ранее стороны могли заключить такое соглашение уже в процессе работы трудового арбитража либо после вынесения решения.

     Трудовой  арбитраж создается сторонами спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон, это должны быть независимые лица.

     Создание  трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы по урегулированию споров (оформляются протоколом совместного заседания представителей). Дата подписания данного протокола считается днем создания трудового арбитража. Трудовой арбитраж рассматривает коллективный трудовой спор с участием представителей сторон в срок до 5 рабочих дней со дня его создания.

     Трудовые  арбитры имеют право[19, с. 38]

  • запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;
  • приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах данного спора;
  • требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения трудового коллектива;
  • предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора.

     По  результатам рассмотрения коллективного  трудового спора трудовой арбитраж принимает рекомендации по урегулированию данного спора.

     Рекомендации  составляются в письменной форме  и передаются сторонам спора. Рекомендации обязательны для исполнения сторонами  спора согласно их письменному соглашению, которое стороны заключают до создания трудового арбитража.

     Все примирительные процедуры созданы  с учетом того, что на каком-то из этапов стороны, наконец, придут к общему мнению. Если же этого не произойдет или работодатель не будет выполнять условия достигнутого соглашения, у работников остается еще одно средство - забастовка. Но такое решение проблемы будет уже далеко не мирным.

     3.4. Забастовка как  способ разрешения  коллективных трудовых  споров

 

     Забастовки  стали реальностью нашего времени. Если еще десять-двенадцать лет назад  забастовка казалась событием экстраординарным, то последние несколько лет сообщения об этих акциях звучат едва ли не каждый день, а число людей, участвующих в их проведении, все возрастает.

Информация о работе Трудовой конфликт