Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 22:42, доклад
Трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями «население» (совокупность людей, живущих на отдельной территории (в районе, регионе, стране)) и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, занятое независимо от возраста в сфере общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.
Трудовые
ресурсы представляют собой категорию,
занимающую промежуточное положение между
экономическими категориями «население»
(совокупность людей, живущих на отдельной
территории (в районе, регионе, стране))
и «совокупная рабочая сила». В количественном
отношении в состав трудовых ресурсов
входит все трудоспособное население,
занятое независимо от возраста в сфере
общественного хозяйства и индивидуальной
трудовой деятельности (рис. 1). В их состав
включаются также лица трудоспособного
возраста, потенциально способные к участию
в труде, но занятые в домашнем и личном
подсобном хозяйстве, на учебе с отрывом
от производства, на военной службе.
Трудовые ресурсы [1]— это трудоспособная
часть населения, которая, обладая физическими
и интеллектуальными возможностями, способна
производить материальные блага или оказывать
услуги.
В структуре трудовых ресурсов с позиции
их участия в общественном производстве
выделяют две части: активную (функционирующую)
и пассивную (потенциальную). Таким образом,
трудовые ресурсы состоят из реальных
и потенциальных работников.
Необходимые физические и интеллектуальные
способности зависят от возраста: в ранний
период жизни человека и в пору зрелости
они формируются и приумножаются, а к старости
утрачиваются. Возраст выступает своего
рода критерием, позволяющим выделить
из всего населения собственно трудовые
ресурсы.
К трудовым ресурсам в России относятся:
а) население в трудоспособном возрасте,
за исключением неработающих инвалидов
труда и войны I и П групп и неработающих
лиц трудоспособного возраста, получающих
пенсии по старости на льготных условиях;
б) население моложе и старше трудоспособного
возраста, занятое в народном хозяйстве.
Трудовые ресурсы на предприятии - это
объект постоянной заботы со стороны руководства
предприятия. Особенно роль трудовых ресурсов
возросла в период рыночных отношений,
а инвестиционный характер производства,
его высокая наукоёмкость, изменили требования
к работнику - повысили значимость творческого
отношения к труду. Сейчас основная задача
предпринимателя - руководителя предприятия
- хорошо подобранный трудовой коллектив,
представляющий собой команду единомышленников
и партнеров, способных понимать, осознавать
и реализовывать замыслы руководства
предприятия. Только она служит залогом
успеха предпринимательской деятельности,
выражения и процветания предприятия.
РЫНОК
ТРУДА
(labour market) - экономические
отношения между покупателями (нанимателями)
и продавцами (работниками) рабочей силы.
Классическая политическая экономия предполагает,
что обеспечение труда определяется его
стоимостью - уровнями заработной платы.
Альтернативные экономические модели
указывают на существование внутри фирм
относительно автономных, то есть неконкурентных,
внутренних рынков труда, которые нельзя
объяснить классической моделью; Кларк
Керр (1954) назвал их раздроблением рынков
труда. Эти специфические для предприятия
рынки соединены с внешними рынками труда
через механизмы найма (критерии отбора),
упоминаемые как порты входа и явно подчеркивающие
образовательные квалификации, техническое качество и опыт,
но неявно включающие критерии, предопределяемые
традицией, географическим положением
и даже предубеждением.
Эконо́мика труда́ — это динамичная общественно-организованная
система, в которой происходит процесс воспроизводства рабоче
Как наука экономика труда
изучает социально-
Экономика труда занимается
подробным анализом рынка труда, трудовых ресурсов и занятости, долгосрочным анализом трудовых отношений, исследует доходы работников и оплату труда, изучает проблемы производительности и
Отдельные учёные более широко
трактуют предмет экономики труда
и относят к ней проблемы норми
Механизм функционирования рынка труда
Важнейшим компонентом рынка труда является механизм его функционирования. Последний иногда выдают за сам рынок труда, что далеко не точно, ибо он не охватывает всего круга отношений, присущих рынку труда.
Механизм рынка труда
На рынке труда под спросом понимают потребность работодателей в работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Под предложением рабочей силы понимают занятых наемных работников, а также ту часть трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе на основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и времени.
Взаимодействие спроса и предложения показано на рис. I.1.
Кривая предложения труда направлена вверх, поскольку работники готовы жертвовать свободным временем и работать больше при повышении заработной платы, т.е. предложение труда растет (при прочих равных условиях). Эта зависимость выражает действие закона предложения труда.
Напротив, кривая спроса направлена вниз ввиду того, что при росте издержек производства за счет повышения заработной платы (при прочих равных условиях) увеличивается стоимость (цена) изделий, создаваемых дополнительным трудом, и снижается прибыль. Работодателям такая ситуация невыгодна и они сокращают прием рабочих, т.е. с ростом заработной платы (цены труда) спрос на рабочую силу падает. Эта обратная зависимость выражает действие закона спроса на труд.
Когда цена труда устраивает и работодателей, и продавцов рабочей силы, говорят, что рынок пришел в равновесие, находится в равновесии. Пересечение кривых спроса и предложения на рис. I.1 демонстрирует, что существует лишь одна цена, при которой интересы продавцов и покупателей совпадают, – это и есть равновесная цена труда (или заработная плата). Таким образом,равновесная цена – это такая цена труда, при которой объем спроса рабочей силы равен объему ее предложения.
Как показано на рис. I.1, при цене труда, равной W0, работодатели имеют возможность заполнить все имеющие рабочие места, а все работники, желающие получить работу, находят ее. Интересы всех сторон совпали, рынок находится в равновесии, пока сохраняется заработная плата на уровне W0. Равновесная заработная плата не означает, что на рынке нет других цен на рабочую силу. Под действием каких-либо факторов зарплата может подняться выше W0 и достигнуть, например, уровня W2. Предложение труда возрастет до уровня S2, а спрос сократится до величины D2. Возникнет конкуренция между работниками за рабочее место. Избыток предложения над спросом, конкуренция давят вниз на ставки заработной платы, работодатели снижают их, и они опускаются до уровня равновесия (W0).
Если заработная плата ниже равновесной цены (W1), то появляется недостаток рабочей силы (спрос равен D1 а предложение – S1). Он заставляет работодателей повышать вознаграждение, чтобы привлечь новых рабочих. И в итоге зарплата снова поднимется до уровня W0. Следовательно, заработная плата на уровне W0 становится доминирующей, общепринятой, с которой должны считаться и работодатели, и работники. При этом уровне заработной платы достигается полная (для данного уровня равновесия) занятость. Так функционирует механизм конкурентного рынка.
Биржа труда ( центры занятости
населения) — учреждение, осуществляющее
посредничество между предпринимателями и наём
Государственные биржи труда, кроме помощи в поиске работы, осуществляют общее изучение спроса и предложения рабочей силы, предоставляют информацию о требующихся профессиях, занимаются профессиональной ориентацией молодёжи, производят учёт безработных и выплачивают пособия.
В России государственные биржи труда называются Центрами занятости населения.
Согласно Закону о занятости
населения и социальной защите лиц,
находящихся в поиске работы, для
организации и координации
ПРОИЗВОДНЫЙ СПРОС
ПРОИЗВОДНЫЙ СПРОС
(derived demand) Спрос на ресурсы, необходимые для производственного процесса. Этот спрос зависит от объема производства какого-либо товара или услуги. Кроме того, производный спрос зависит от цены необходимых ресурсов и цен других ресурсов, являющихся субститутами, или дополнительными к данным ресурсам. Если эти другие ресурсы являются достаточно эластичными субститутами данных ресурсов, эластичность производного спроса может быть высокой; однако, если другие ресурсы в недостаточной мере заменяют данные ресурсы, эластичность производного спроса может быть очень низкой, особенно если на вводимые ресурсы приходится лишь незначительная часть валовых издержек.
ПРОИЗВОДНЫЙ СПРОС
спрос на производственные ресурсы (факторы производства), определяемый спросом на товары, при производстве которых используются эти ресурсы.
СПРОС НА ФАКТОРЫ — ПРОИЗВОДНЫЙ СПРОС
В заключение этой главы мы рассмотрим некоторые элементарные истины, относящиеся к спросу на факторы производства. Почему люди предъявляют спрос на готовый товар, например, на журнал или на пальто? Они предъявляют спрос потому, что рассчитывают получить удовлетворение от использования этого товара. Но если предприниматель предъявляет спрос на тот или иной фактор производства, то ради чего он это делает? Понятно, что не для немедленного удовлетворения своих потребностей, которое он рассчитывает получить от факторов производства. Указанные факторы нужны ему в связи с тем, что он предполагает использовать их в процессе производства и обеспечить себе с их помощью доход. Удовлетворение личных потребностей, конечно, играет важную роль, но оно достигается не на данной стадии. Те потребности, которые потребители удовлетворяют, используя, например, пальто, помогают определить уровень цен, по которым текстильная фирма может продавать пальто, и количество товаров, которые ей удастся сбыть. Поэтому вы окажетесь правы, если станете настаивать на следующем тезисе: удовлетворение потребностей покупателя действительно в конечном счете определяет спрос фирмы на факторы производства. Величина спроса фирмы на рабочую силу через ряд опосредствующих звеньев определяется потребительским спросом на конечный продукт. Поэтому экономисты и считают спрос на факторы производства «производным спросом». Определение производного спроса. Этим термином характеризуется следующий процесс: если фирма, рассчитывающая на получение прибыли, предъявляет спрос на какой-либо фактор производства, то это связано с тем, что с помощью данного фактора она получаст возможность производить товар, который находит спрос у потребителей в настоящее время или впоследствии найдет спрос. Спрос на данный фактор производства, таким образом, носит производный характер, проистекая в конечном счете из потребительского спроса. Усилия, затрачиваемые для производства пальто, сами по себе не представляют никакого интереса для общества; мы платим людям за пошив лишь потому, что можем удовлетворить свои потребности с помощью готового продукта. Иногда производный спрос развертывается, проходя через многие стадии: шерсть нужна для того, чтобы из нее сшить пальто. Спрос на всех предшествовавших стадиях определялся конечным потребительским спросом на готовый продукт, с помощью которого удовлетворяются личные потребности. |
Ценообразование
Ценообразование – это одна из важнейших составляющих
маркетинговой деятельности любого предприятия.
От того, насколько грамотно и продуманно
построено ценообразование,
а, следовательно, насколько продумана
ценовая политика фирмы, зависят ее коммерческие
результаты.
Суть ценообразования состоит в том, чтобы
определить, какие цены необходимо установить
на товары (услуги), чтобы завладеть частью
рынка, обеспечить конкурентоспособность
данного товара по ценовым показателям
и определить объем прибыли.
Для работающих на рынке производителей
(независимо от форм организации собственности)
вопрос о цене товара (услуги) имеет огромное
значение. Цена находится в тесной связи
со многими определяющими маркетинга.
От нее зависит рентабельность фирмы,
финансовая стабильность и жизнеспособность.
Проводя определенную ценовую политику,
фирма активно воздействует как на объем
продаж, так и на размер получаемой прибыли.
Обычно организация не ставит целью получение
сиюминутной «наживы», реализуя товар
(услугу) по максимальной цене.
На размер цены оказывают влияние внешние
факторы (сектор потребителей, рыночная
среда, уровень конкуренции, поставщики
и посредники, экономическая ситуация
в стране (регионе), государственное регулирование
цен) и внутренние факторы (цели фирмы,
стратегия маркетинговой политики, политика
ценообразования).
Общими целями любой коммерческой организации,
влияющими на ценообразование,
являются: получение максимальной прибыли,
«захват» максимальной части рынка, лидерство
по качеству продукции.