Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 10:01, реферат
В конце XX века в научной литературе широкое распространение получил термин устойчивое развитие, которым обозначалось социально-экономическое и экологическое развитие, направленное на сохранение мира на всей планете, на разумное удовлетворение потребностей людей при одновременном улучшении качества жизни ныне живущих и будущих поколений, на бережное использование ресурсов планеты и сохранение природной среды. Главным постулатом этой концепции является идея о том, что развитие экономики может и должно быть таким, чтобы оно не сопровождалось опасным загрязнением и разрушением природной среды.
В
конце XX века в научной литературе
широкое распространение
Важным показателем уровня осмысления экологических проблем явилась конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в Рио-де-Жанейро в 1992 г, на которой была принята стратегия (концепция) перехода современного общества к устойчивому развитию. Речь идет о переходе к новой эпохе цивилизационного развития на основе эволюционного изменения мировоззрения, системы общественных ценностей, представлений о развитии общества и природы в экологическом сознании населения, ориентации и содержания различных сфер человеческой деятельности.
В нашей стране цели, направления, задачи и принципы проведения единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период определяет экологическая доктрина Российской Федерации.
Сохранение
природы и улучшение окружающей
среды являются приоритетными направлениями
деятельности государства и общества.
Природная среда должна быть включена
в систему социально-
Экологическая
доктрина РФ учитывает рекомендации
конференции в Рио-де-Жанейро
и последующих международных
форумов по вопросам окружающей среды
и обеспечения устойчивого
Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Государственная политика в области экологии базируется на следующих основных принципах:
-
устойчивое развитие, предусматривающее
равное внимание к его
-
предотвращение негативных
- отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды.
Одним из основных направлений государственной политики в области экологии является внедрение систем обустройства сельскохозяйственных земель и ведения сельского хозяйства, адаптированных к природным ландшафтам, развитие экологически чистых сельскохозяйственных технологий, сохранение и восстановление естественного плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения.
Важное место занимают вопросы снижения загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение. Основной задачей в указанных сферах является снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, а также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг. Для этого необходимы:
- внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности;
-
технологическое
-
оснащение предприятий
-
модернизация и развитие
Рост численности автотранспорта и увеличение объемов производства закономерно приводят к росту отходов. Автомобильный транспорт - основной загрязнитель воздушного бассейна Кабардино-Балкарской Республики, выбросы его составляют 311, 4 тыс.т (99,3% валовых выбросов). Наметилась тенденция к росту выбросов от автотранспорта, что является следствием расширения автопарка. Наибольшая доля выбросов загрязняющих веществ у предприятий электроэнергетики (23,7%), коммунального хозяйства (17%), пищевой промышленности (16,3%), промышленности строительных материалов (11,9%) [4].
Отсутствие развитой металлургической отрасли в республике обусловливает вывоз на переработку за ее пределы собираемого лома черных и цветных металлов. В то же время отходы бумаги и картона, некоторых полимерных материалов, древесины находят повторное применение на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Важен переход к экологически безопасному общественному транспорту - основному виду передвижения в крупных городах. Положительный экологический эффект будут иметь работы по улучшению состояния автомобильных дорог и оптимизации транспортной сети, мероприятия по берегоукреплению и воспроизводству лесов, строительству и реконструкции полигонов твердых бытовых отходов.
Необходимо
отметить, что перспективная
Результативным примером оценки ущерба муниципальному бюджету является доказательство эффективности технологических инноваций на автотранспорте через оценку экономических потерь на лечение заболеваний, обусловленных загрязнением атмосферы [1].
Необходимо
экологически обоснованное размещение
хозяйственных и жилищно-
В
настоящее время много
Региональный аспект концепции устойчивого развития предполагает в контексте глобальных вопросов учет целого ряда специфических особенностей того или иного региона страны: природных, этнических, социально-экономических, культурных и т.д. Экологическую культуру нельзя привнести в регион, она развивается как результат взаимодействия общества и окружающей его природной среды.
Экологическая ситуация в Кабардино-Балкарии характеризуется как стабильная. В то же время, по республике в целом и в г.о. Нальчик в частности, еще имеется немало проблем по утилизации и переработке производственных и бытовых отходов. Не осуществляется качественный учет поступающих на объекты размещения отходов, вследствие чего на них одновременно размещаются отходы всех классов опасности. Сами объекты размещения отходов не соответствуют требованиям Федерального закона от 24 июня 1998 года 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления». В организациях республики накоплено 11,6 тонн люминесцентных ламп, которые, являясь отходами первого класса опасности, подлежат переработке.
На 1 июля 2008 года в КБР действовало 196 санкционированных свалок. Здесь размещаются отходы всех классов опасности, в то время как санитарно-гигиеническими нормами разрешены к захоронению отходы четвертого-пятого классов, имеющие бытовое происхождение, и некоторые третьего - по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора.
В республике отсутствуют пункты приема и оборудования для переработки негодных люминесцентных ламп, автомобильных шин, пластмасс. Существующие свалки не выполняют своего прямого назначения: не изолируют окружающую среду от негативного воздействия, но при этом занимают значительную площадь. Не утилизируются негодные транспортные средства, бытовая техника, различные приборы. Отсутствует экономическая база, обеспечивающая деятельность в области обращения с отходами. Из-за этого неизвестно количество подлежащих вторичной переработке; отсутствует заинтересованный в этой сфере бизнес.
Для
решения обозначенных вопросов в
республике проводится определенная работа,
разработаны и выполняются
В
ближайшей перспективе начнется
строительство завода по утилизации
отходов спиртового производства и
очистке сточных вод. Данный проект
имеет социальную составляющую, т.к.
эта проблема на протяжении последних
лет в республике не решается.
При разработке прогноза социально-экономического
развития территории важное значение
имеют показатели, характеризующие экологическую
ситуацию и природопользование в регионе.
Это в первую очередь использование природных
ресурсов, воздействие на природную среду
и обеспечение природоохранной деятельности.
Такой подход обусловлен необходимостью
сочетать задачи экономического развития
с эффективным природопользованием. При
этом состояние окружающей среды и природопользования
учитывается за предшествующий период
и на данный момент, дается оценка изменения
показателей под воздействием основных
формирующих факторов.
В
связи со значительным износом объектов
жилищно-коммунального
Ранее
основной задачей природоохранной
деятельности считалась ликвидация
последствий ущерба, наносимого окружающей
среде выбросами вредных
Экологическая эффективность включает в себя два аспекта - экономику и охрану окружающей среды, тогда как устойчивое развитие подразумевает еще и взгляд в будущее, т.е. социальные аспекты. Оценивая с этих позиций Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. 7-ФЗ, очевидно, что он является новым для России этапом в развитии природоохранного законодательства. Определяя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, закон направлен на обеспечение баланса между экономическими и экологическими интересами общества, на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов. Вместе с тем система подзаконных актов, необходимая для его обеспечения и практической реализации, до сих пор не сформирована. Не установлены налоговые и иные льготы для субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих внедрение наилучших существующих технологий и иные природоохранные мероприятия.
Концепцией
перехода Российской Федерации к
устойчивому развитию, утверждённой
Указом Президента РФ от 01.04.1996 440, решение
проблем социально-
Информация о работе Учет экологического фактора в показателях экономического развития