Угрозы национальной экономической безопасности России: внутренние и внешние факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 18:21, реферат

Описание

Проблемы национальной экономической безопасности все чаще становятся предметом изучения представителей различных наук. Ученые предлагают собственные дефиниции, определяют сущностные признаки этого сложного общественного явления, раскрывают возникающие социальные связи между смежными понятиями и явлениями. Однако в рассматриваемой сфере еще много «темных пятен». До сих пор нет единства мнений среди исследователей данной проблемы по определению основных понятий, что порождает на практике значительные трудности в применении законодательства об экономической безопасности. Поэтому начинать надо с разработки понятийного аппарата.

Работа состоит из  1 файл

Угрозы национальной экономической безопасности России.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

  

В геополитическом  плане наблюдается процесс лидерства  двух крупнейших держав – США и  Германии. Как верно отмечает В. А. Печенев, Германия без громких программных заявлений, но последовательно и неотступно осуществляет быстрое экономическое продвижение в страны Восточной Европы 27 . Она сильно укрепила свои позиции в Венгрии, Польше, Чехии. Ее взоры обращены на Россию и Украину. И не только взоры. Доля германских кредитов и инвестиций в российскую экономику велика (по сравнению с другими государствами). 

Учитывая естественные противоречия Запада и США, России необходимо играть роль организатора коллективных усилий по объединению Запада в противовес США. Расширение американского влияния опасно не только для России, но и для западных стран. 

  

Пора завершать  наш экскурс в область геополитики, экономической безопасности и подвести некоторые итоги. В стратегическом плане российскому руководству  необходимо отказаться от догматического следования нынешнему курсу либеральных реформ. Об этом пишут академик Д. С. Львов, доктор философских наук профессор В. А. Печенев, академик В. В. Лаптев. По мнению представителя хозяйственного (предпринимательского) права, экономическая программа Г. Грефа воспроизводит идеи либеральной экономики, равного отношения государства ко всем субъектам предпринимательства. Государство по сути рассматривается в качестве «ночного сторожа» 28 . Более того, авторитетный ученый утверждает, что программа Грефа ориентирует на повторение пресловутой «шоковой терапии», разрушительные последствия которой привели страну на грань национальной катастрофы. 

  

Рыночная экономика (особенно в такой стране как Россия) немыслима без элементов централизованного  руководства. Там, где это разумно, необходимо активно внедрять методы государственного планирования и руководство экономической жизнью страны. 

В этой связи  можно выделить основные направления  государственно-правового регулирования  экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это, в частности: государственная собственность и предпринимательство, использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты, система государственных, региональных и муниципальных заказов); государственное регулирование национального рынка России, государственное регулирование международных экономических отношений. 

  

В экономической  программе России надо основной упор сделать на развитии (с элементами мощной государственной поддержки и протекционизма) системообразующих отраслей народного хозяйства, таких как машиностроение, металлургическая промышленность, топливно-энергетический, химико-лесной комплексы, легкая промышленность. Именно в эти сферы экономики следует целенаправленно и систематически осуществлять инвестиции и вливания капитала. 

  

Главными звеньями в российской экономике являются крупные интегрированные структуры  – финансово-промышленные группы (ФПГ) и холдинги. Наряду с государственными предприятиями оборонной промышленности, ФПГ и холдинги способны вывести отечественную экономику из состояния стагнации на уровень прогрессирующего развития. 

  

С позиции обеспечения  национальной экономической безопасности архиважная проблема – рентный доход  России. По оценкам академика Д. С. Львова, ежегодная чистая народнохозяйственная прибыль страны составляет 60-80 млрд. долл. США, что в 2–2,5 раза больше объема нынешних бюджетных средств 29 . Поэтому, если нераспределенный доход составляет 60-80 млрд. долл., то на долю ренты приходится где-то $45–60 млрд. Таким образом, сегодня большая часть рентного дохода России оказалось приватизированной (например, в теневом бизнесе, офшорных зонах, криминальных структурах). Однако, по справедливому замечанию ученого-экономиста, рентный доход не является результатом непосредственной предпринимательской деятельности, коммерческих рисков, а это то, что в России от Бога. Следовательно, рентный доход должен принадлежать всем. Ни меньше и ни больше. 

  

Перераспределение рентного дохода позволит, с одной стороны, устранить (или, по крайней мере, сократить) разрыв в имущественном положении граждан России – между бедными и очень богатыми. Здесь не до коммунистического призыва «Грабь награбленное». Рентный доход принадлежит народу с морально-этической и нравственной точек зрения, надо придать ему ранг закона. С другой стороны, указанное перера-спределение позволит несколько уменьшить количество отечественных миллиардеров, присваивающих значительную часть рентного дохода. 

  

В ходе массовой и ускоренной приватизации 70 % промышленного потенциала России перешло в частную собственность. Процесс преобразования отношений собственности продолжается. Актуальны вопросы об управлении государственной собственностью и деприватизации приватизированных предприятий. Необходимо внести существенные коррективы в процесс приватизации и действующее законодательство. В частности, нужен закон об управлении федеральной государственной собственностью. Добавим, не только. Современная Россия нуждается в принятии закона о национализации. Участникам имущественного оборота должна быть известна общая экономическая политика государства. 

  

В целях обеспечения  национальной экономической безопасности руководству страны надо проводить  более взвешенную и последовательную внешнюю политику. Главное – не надо слепо идти в русле американской политике, во вред собственным национальным интересам. 

  

Особые отношения  России необходимо строить с Белоруссией  и Украиной. По отношению к ним  стратегическая цель внешней политики – вхождение Белоруссии и Украины в состав Российского государства. Это – программа максимум для Президента России. 

Вопреки мнению доктора Бжезинского, национальная идея России должна заключаться в  попытках России вернуть статус мировой  державы. Раньше мы строили развитой социализм, затем коммунизм. Сейчас, для возрождения нации, пробуждения ее духовных, нравственных начал нужен новый идеал: Россия – это сильное и процветающее государство. 

Россия находится  в очередной раз на распутье. Она  нуждается в диагностике и  экстренных мерах лечения. Она, по всей вероятности, нуждается в новых деятелях на всех поприщах жизни. Известный русский философ Н. Бердяев этому поводу писал: «Новые люди, если дождется их Россия, будут, конечно, искать и новых практических путей своего служения и помимо существующих программ, и я верю – они откроются их самоотверженному исканию». Это было сказано в начале ХХ века. Поиск новых деятелей продолжается. Россия ждет. 

  

1. Первоначальный  текст документа опубликован:  Собрание законодательства РФ.1995. № 42. Ст. 3923. Далее – Закон № 157-ФЗ. 

2. См.: Цыганов  С. И., Манина А. Я. Иностранные  инвестиции в России: проблемы  национальной экономической безопасности: Монография. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2000. С.16. Названые авторы в определении  экономической безопасности акцентируют внимание на основном экономическом интересе, под которым понимается максимализация удовлетворения совокупности национальных потребностей в благах при минимизации затрат на их создание (с.15). 

3. Первоначальный  текст документа опубликован: Ведомости СНД и ВС РФ.1992. № 15. Ст. 769. Далее – Закон о безопасности. 

4. Первоначальный  текст документа опубликован:  Российские вести.1997. № 239. Далее  – Указ Президента РФ №  1300. 

5. Собрание законодательства  РФ. 1996. № 18. Ст.2117). Далее – Основные положения. 

6. См.: Ильин М.  С., Тихонов А. Г. Финансово-промышленная  интеграция и корпоративные структуры:  мировой опыт и реалии России. М., 2002. С.69–70. 

7. Управление  социально-экономическим развитием  России: концепции, цели, механизмы/  Рук. авт. кол. Д. С. Львов, А. Г. Поршнев. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2002. С.449. 

8. Росс Д. По  законам рынка процветает Китай  и разваливается Россия // Российская  газета. 1993, 6 февраля. 

9. Портер М.  Международная конкуренция: Пер.  с анг. и с предисловием В. Д. Щетинина. М., 1993. C.667. 

10. Управление  социально-экономическим развитием  России: концепции, цели, механизмы/  Рук. авт. кол. Д. С. Львов,  А. Г. Поршнев. С.478. 

11. См.: Коммерсант, 2001, 20 декабря. С.7. 

12. ИльинМ.С., ТихоновА.Г.  Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. С.67. 

13. Управление  социально-экономическим развитием  России: концепции, цели, механизмы/  Рук. авт. кол. Д. С. Львов,  А. Г. Поршнев. С.154–155. 

14. Там же. 

15. Российская  газета. 2003, 31 января. С.9. 

16. Цыганов С.  И., Манина А. Я. Иностранные  инвестиции в России: проблемы  национальной экономической безопасности: Монография. С.42. 

17. Комсомольская  правда. 2003, 5 февраля. С.7 

18. Лыкшин С., Свинаренко А. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности// Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 117-118. 

19. Ильин М.  С., Тихонов А. Г. Финансово-промышленная  интеграция и корпоративные структуры:  мировой опыт и реалии России. С.70. 

20. Цит.: Поморов А. А. Ельцин – трагедия России. М., 1999. С.10–11. 

21. Во время  президентства Бориса Ельцина  нашим другом был президент  США Б. Клинтон. 

22. Бжезинский  З. Великая шахматная доска.  Господство Америки и его геостратегические  императивы. М., 1999. 

23. Там же. С.64. 

24. Бжезинский  З. Великая шахматная доска.  Господство Америки и его геостратегические  императивы. С.114. 

25. Милюков П.  И. Воспоминания. Том второй (1859-1917). М., 1990. C.128. 

26. Независимая  газета. 1994, 15 марта. C.2. 

27. Комсомольская правда. 2003, 21 февраля. С.5. 

28. Печенев В.  Владимир Путин – последний  шанс России? М., 2001. С.98–99. 

29. Предпринимательское  право в ХХI веке: преемственность  и развитие. М., 2002. С.5–6. 

30. Управление  социально-экономическим развитием  России: концепции, цели, механизмы/ Рук. авт. кол. Д. С. Львов, А. Г. Поршнев. С.13-14.

Информация о работе Угрозы национальной экономической безопасности России: внутренние и внешние факторы