Украина в системе мирохозяйственных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:41, реферат

Описание

Официальное название – Украина
Расположение – государство находится в Восточной Европе. На юге оно омывается Азовским и Черным морями.
Территория – 603,7 тысяч квадратных километров. По величине среди всех европейских стран Украина уступает лишь России. Поверхность страны большей частью является равнинной и холмистой с отдельными возвышенностями (Подольская, Приднепровская, Волынская на западе, Приазовская и Донецкий кряж на юго-востоке) и низменностями (Приднепровская, Полесская, Причерноморская). На юго-западе расположены Украинские Карпаты (гора Говерла, высота до 2061 м), на юге находятся Крымские горы (высота 1545 м).

Работа состоит из  1 файл

украина.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

1

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Агропромышленный  комплекс Украины – крупное межотраслевое  образование, органичная часть экономики  страны, включающая совокупность отраслей, связанных между собой процессом воспроизводства, основная задача которого – обеспечение продовольственной безопасности страны, оптимальных норм питания населения Украины, создания экспортного потенциала сырья и продовольствия. Сфера его действия охватывает три четверти территории Украины, на которой проживает треть населения и формируется почти 60% фонда потребления, создается 17% ВВП.

Важной составляющей АПК является сельское хозяйство, единица  валовой продукции которого создает условия для производства более десяти ее единиц в других отраслях экономики страны. Данная отрасль обеспечивает занятость 4 млн. чел. сельского населения, способствует созданию рабочих мест в связанных с ней сферах производства, развитию сельских территорий, защищает общество от отрицательных последствий чрезмерной урбанизации. Со времени обретения Украиной независимости приняты свыше 150 законов, связанных с сельскохозяйственной деятельностью и селом, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, но они не имели положительного влияния и не улучшили жизнь людей в сельской местности страны. Ситуация в этом секторе экономики остается довольно сложной и неадекватной его роли в государстве. С переходом экономики на рыночную основу сельское хозяйство как отрасль с сезонным производством и замедленным оборотом капитала поставлено в худшие условия по сравнению с другими отраслями.23

 
 

В экономике  Украины произошёл характерный  для переходных (переломных) этапов стран третьего мира процесс перераспределения собственности не в пользу государства, т.е. не в пользу большинства его граждан. Значительная часть экономически рентабельных предприятий и производств были переданы (приватизированы) в частные руки и государство (и его казна) в значительной мере утратили контроль над ними и приносимым ими доходом. Необходимость процесса разгосударствления и приватизации почти ни у кого не вызывает сомнений и обосновывается, во-первых, кризисным положением экономики и общества в целом; во-вторых, неизбежностью перехода к рынку; в-третьих, понятием врожденной экономической активности частного собственника; в-четвертых, признанием того определения, что своя собственность - это основа свободы личности.

Приватизация  представляет собой главную составную  часть экономической реформы, ее стратегию и тактику. Это процесс, которому присущи глубинные свойства, связанные с кардинальным изменением социальных структур, изменением общественно-экономического строя в Украине. Приватизацию можно отнести к позитивным для экономики событиям, считает Николай Ивченко, поскольку она стала причиной возникновения нового класса собственников. "Несмотря на большое количество ошибок, этап накопления первоначального капитала в Украине прошел. Теперь собственники начинают понимать необходимость конкуренции, поиска новых технологий и модернизации производства", - говорит эксперт.4

Приватизация  вкупе с формированием финансово-промышленных групп (ФПГ) заложила основы рыночной экономики  в стране, считает Владимир Олексюк  из X-Trade Brokers. 
 

В понимании экономических процессов, которые сейчас происходят в Украине, главную роль играет институциональный анализ. То есть анализ деятельности субъектов экономической жизни страны и отношений между ними. Многие экономические проблемы Украины, как мы видели выше, имеют именно институциональный характер.

Основных институций, которые определяют экономическую  ситуацию в стране, четыре:

- государство;

- финансово-промышленные  группы (синоним – кланы, олигархи);

- крупные предприятия,  не принадлежащие двум означенным выше институциям;

- субъекты теневой  экономики, а также малый и  средний бизнес.

Наиболее ярко выраженной тенденцией последних лет  является резкое сокращение влияния  двух последних институций в пользу двух первых. Государство все активнее наступает на теневую экономику, заодно уничтожая малый и средний бизнес, а крупные предприятия переходят под контроль финансово-промышленнных групп.По сути дела, лояльность и подчиненное положение украинских олигархов по отношению к власти является своеобразной платой за то, что государство не вмешивается в финансово-хозяйственные отношения внутри ФПГ и в отношения между самой ФПГ и более мелкими структурами. Таким образом, в экономическом плане украинские предпринимательские кланы являются суверенными образованиями, получающими за свое “служение” власти возможность вести бизнес “на свое усмотрение”, в том числе – не платить налоги, получать бесплатно государственные ресурсы, энергоносители и т.д. – другими словами они получают возможность жить вне правового поля государства. Однако, в случае нарушения правил игры, либо в результате происков конкурентов, эти ФПГ могут быть очень быстро устранены с рынков. Учитывая политическое влияние и возможности госаппрата, такие перетасовки ФПГ в новейшей истории Украины случались очень часто, что вело к постоянным переделам рынка, пересмотрам итогов приватизации и, в конечном итоге, к замедлению процесса формирования полноценных ФПГ. 5

Кризис 2008 года начался с США и к концу  года распространился по всему миру. В Украине кризис обернулся паникой вкладчиков, девальвацией гривны на 60%, крахом нескольких банков и рынка недвижимости, а также значительными сокращениями персонала в украинских компаниях. Некоторые из банков, такие как Укрпромбанк, находятся в стадии ликвидации. Некоторые, такие как Проминвестбанк, сумели найти нового инвестора и вернуть прежние позиции. Судьба же других, например, Родовида, до сих пор остается под вопросом.

Этот  кризис помог всем понять, насколько  опасными могут быть игры с кредитами, в частности, ипотечными и потребительскими, комментирует Николай Ивченко. "К счастью, в Украине фондовый рынок и рынок производных инструментов развит относительно слабо. Иначе, последствия данного кризиса оказались бы намного серьезнее", - говорит эксперт.6

Кроме того, украинский бизнес и население в полной мере ощутили важность валютного риска в условиях, при которых НБУ не гарантирует стабильность национальной валюты. В результате валютные кредиты для физических лиц в данный момент практически запрещены. "Положительные итоги из кризиса вынесли НБУ и правительство. Опыт прохождения таких кризисов очень важен для любой страны и ее институтов, - говорит эксперт. - Кризис также обнажил проблемы украинской экономики - существенную зависимость от внешнего сектора и слабый внутренний спрос". 

Приближение 20-й годовщины провозглашения независимости Украины понуждает к всестороннему осмыслению, чем обернулось это событие в жизни страны.

С точки зрения истории двадцать лет – срок небольшой. Но в украинском обществе, во всех сферах за это время произошли глубокие изменения. Сменился общественный строй, принципиально иными стали экономический базис, политическая система, духовная сфера. Радикально изменилась социально-классовая структура. Но надежды, которые многие связывали с переходом к рыночной экономике, точнее – с возвращением к капиталистическим формам организации общественной жизни, не оправдались. В течение двух десятилетий страна пребывает в состоянии серьезных потрясений, экономической деградации, социального и духовного распада, политической нестабильности. 

Валовой внутренний продукт всех отраслей украинской экономики  в 2009 году составил всего 63% от его объема в 1990 году, промышленное производство – 80,4%, продукция сельского хозяйства  – 57%. В  строительстве производство сократилось до 8,6%, на грузовом транспорте – до 24,3%, пассажирском транспорте – до 48,4% к уровню 1990 года.

В сравнении  с 1990  годом в общем объеме промышленного производства  почти в 1,6 раза (с 11% до 17,5%) возросла доля металлургии. Но предприятия отрасли производят преимущественно продукцию низких стадий переработки и эффективности. В то же время почти в 2,9 раза (с 30,5% до 10,6%) снизился удельный вес высокотехнологичной продукции отраслей машиностроения. На грани исчезновения легкая промышленность: ее доля в общем объеме промышленного производства, составлявшая в 1990 году 10,5%, сократилась до 0,7% – в 2010-м. Производство тканей сократилось более чем в два раза. Их выпускается менее 2 кв.метров на человека. Обуви производится в 9,5 раза меньше, чем в 1990 году – менее одной пары на одного жителя страны.

Усугубляется инновационно-технологическая отсталость промышленного производства: почти 95% продукции изготовляется на производствах третьего и четвертого технологических укладов (в то время, как передовые страны все масштабнее переходят на технологии пятого и шестого укладов). Степень износа основных средств достигла 59%. Их состояние в ряде отраслей индустрии и в системах жизнеобеспечения вызывает серьезную озабоченность. На крайне низком уровне остается инновационная деятельность: доля предприятий, внедряющих инновации, в 2008 году составила 10,8% к общему их числу, а удельный вес инновационной продукции в общем объеме реализованной продукции – всего 5,9%.

Это привело ко все большей зависимости отечественной промышленности от инновационных заимствований из-за рубежа. За 2000-2009 годы почти 40% общего объема новых технологий, необходимых для модернизации промышленности, было приобретено за пределами Украины.

Ситуация усложняется  хронической нестабильностью в обществе, в верхних эшелонах власти. После 1991 года около 20 раз в Украине менялись правительства, многие из которых не успевали даже представить программу  своей деятельности, не говоря уже о ее выполнении. Задекларированные новой властью реформы не представлены в виде системы, их философия, цели, которые должны быть достигнуты в результате осуществления, народу не разъяснены.

Осуществленная  к настоящему времен так называемая земельная реформа привела к  формированию теневого рынка земли, теневому контролю за распределением сельскохозяйственных земель, что породило не виданную по масштабам коррупцию и злоупотребления. Исследователи отмечают: «Процессы аренды земли и купли-продажи развиваются стихийно и полулегально путем консолидации больших массивов земель сельскохозяйственного назначения у отдельных юридических и физических лиц, создания сверхбольших агрохолдинговых компаний. Следствиями коммерциализации земледелия при отсутствии действенного государственного регулирования являются изнурительное использование земли арендаторами, нерациональная структура производства, нарушение научно обоснованных систем ведения сельского хозяйства, монокультуризация земледелия, деградация угодий. Арендаторы массово нарушают требования севооборота, рациональной структуры посевов, из года в год выращивают прибыльные, ориентированные на экспорт культуры – пшеницу, ячмень, подсолнечник и рапс, которые в последние годы занимают в посевах свыше 70%, а в ряде регионов – до 90%. Доля истощающего почву подсолнечника достигает 17%, а в специализированных предприятиях – более трети, тогда как рациональной является норма на уровне 10%».

Половину (49,9%) всех землепользователей составляют владельцы  земельных участков (паев) площадью до 30 гектаров. Две трети (64%) распаеванных земель (17,2 миллиона гектаров) сданы ими в аренду (56,9% участков – на срок до 5 лет при средней арендной плате 278,3 гривни за гектар). Появились и структуры, арендующие десятки и сотни тысяч гектаров сельхозугодий. Новоявленные латифундисты ждут – не дождутся прекращения действия моратория на куплю-продажу земель, чтобы узаконить уже осуществленный захват важнейшего достояния украинского народа – земли. Вчерашние колхозники и рабочие совхозов в большинстве уже стали у них батраками.

В книге рельефно показано, каких масштабов достигло разрушение социальной инфраструктуры села, к каким социальным последствиям это привело. Стареет жилищный фонд, значительную часть которого восстановить невозможно. Жилье на селе если и строится, то это в основном возводимые богачами вокруг городов и в рекреационных зонах раскошные коттеджи со всеми видами благоустройства. Строительство дошкольных детских учреждений, школ, амбулаторно-поликлинических заведений, учреждений культуры, водопроводных сетей сократилось в десятки раз. Их вводится всего по нескольку объектов в год. Детскими дошкольными учреждениями охвачено всего треть  детей – против 43% в 1990 году. Это в два раза меньше чем в городах. Неудовлетворительным остается состояние большинства сельских дорог.

Почти треть  сельских жителей (29%) имеют доходы ниже прожиточного минимума. Число безработных на селе, по методологии Международной организации труда, составляет 8%. Фактически их намного больше, так как в категорию безработных не включаются занятые в личных хозяйствах населения. Массовым явлением стала  работа сельских жителей не по месту жительства. Трудовые ресурсы, профессиональный уровень сельского населения деградируют. Среди безработных в возрасте 15-70 лет треть составляют специалисты, технические работники, квалифицированные рабочие. Те же, кому удается найти работу, заняты в основном простейшими профессиями.

За годы независимости  численность сельского населения  уменьшилась на 2,4 миллиона человек, с карты Украины исчезли 374 села. Поцессы депопуляции и обезлюдения  сел нарастают и в ряде регионов приобретают характер демографического и поселенческого кризиса. Проблемных районов уже более трети, и если не будут приняты меры к диверсификации сельской экономики, обеспечению занятости и роста доходов населения, то их уже вскоре станет около половины и даже появятся территории сплошной незаселенности, что представляет серьезную угрозу национальной безопасности.

Информация о работе Украина в системе мирохозяйственных отношений