Уральский макрорегион

Автор работы: v*********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 11:04, реферат

Описание

Во всех странах есть разделение на экономические районы с преобладающими в них группами промышленности. Даже экономическое районирование объясняется как выделение территорий, отличающихся своей специализацией в территориальном
разделении труда. А отрасль специализации — это отрасль, производство продукции которой обеспечено ресурсами на длительное время и объем производства обеспечивает потребности нескольких экономических районов, поэтому государству выгодно делить так страну, чтобы производство приносило больший эффект полезности.

Содержание

Введение. 3
Состав района 4
Население и трудовые ресурсы 6
Природные условия и ресурсы 11
Характеристика хозяйства района 22
Сфера услуг 23
Транспорт 27
Экологическая ситуация. Перспектива развития. 29
Заключение 31
Список литературы: 32

Работа состоит из  1 файл

Уральский_макрорегион.doc

— 408.50 Кб (Скачать документ)

 

 
                  Урожайность  (центнер с 1 га)
все зерновые культуры (тыс.тонн) сахарная  свекла подсолнух лен-долгунец картофель др.овощи
Респ.Башкортостан 27,6 146 6,7 - 118 157
Удмуртская  респ. 15,2 - - 5,4 107 207
Курганская  обл. 13,2 - 6,5 - 145 255
Оренбургская  обл. 9,7 280 7,4 - 120 227
Пермская  обл. 13,3 - - 2,3 101 242
Коми-Пермятский АО 10,3 - - - 102 242
Свердловская  обл. 15,4 - - - 135 216
Челябинская обл. 11,9 - - - 135 142
всего 106,6 426 20,6 7,7 963 1688
 

    При  описании сельского хозяйства  Уральского района необходимо  рассчитать коэффициент душевого  производства по основным видам растениеводческой продукции.

Зерновые  культуры

  106,6/20178,7 = 0,005 (тыс. тонн),  Кдп = 0,005/0,5386 = 0,0092

Сахарная  свекла

426/20178,7 = 0,021 (тыс.тонн),   Кдп = 0,0211/0,1503 = 0,1379

Подсолнух

20,6/20178,7 = 0,001 (тыс.тонн),  Кдп = 0,001/0,0331 = 0,0302

Лен-долгунец

7,7/20178,7 = 0,00038 (тыс.тонн), Кдп = 0,00038/0,0004 = 0,75

Картофель

963/20178,7 = 0,0477(тыс.тонн), Кдп = 0,0477/0,2475 = 0.1927

Овощи

1688/20178,7 = 0,0836 (тыс.тонн), Кдп = 0,0836/1,0068 = 0,0830

 
  Рогатый скот (тыс.голов) молоко, тыс.тонн Яйца, млн.штук Шерсть

тонн

Мясо, тыс.тонн
всего свиней овец, коз
Респ.Башкортостан 1708,2 576,5 764,6 2050,7 1213,9 1776 225,3
Удмуртская  респ. 461,7 281,1 110,7 611,1 658,2 272 82,0
Курганская  обл. 286,9 191,1 104,2 411,1 248,3 232 50,3
Оренбургская  обл. 812,8 380,5 294,3 834,1 751,7 757 95,4
Пермская  обл. 388,9 278,6 115,8 599,6 988,1 93 94,7
Коми-Пермятский АО 45,2 15,6 21,8 74,4 10,7 19 6,8
Свердловская  обл. 402,6 176,0 86,8 676,6 1437,6 79 126,8
Челябинская обл. 528,5 389,1 131,8 619,6 1105,1 345 110,5
всего 4634,8 2288,5 1630 5877,2 6413,6 2816 717,8
 

    Коэффициенты  душевого производства по основным  видам животноводческой продукции.

Молоко

5877,2/20178,7 = 0.2912 (тыс.тонн) Кдп = 0,2912/0,222 = 1,311

Яйца

6413600/20178,7 = 317,84 (тыс. шт) Кдп =317,84/246,89  = 1,2873 

Шерсть

2816/20178,7 = 0,1395 (тонн) Кдп = 0,1395/0,0003  = 465

Мясо

717,8/20178,7 = 0,0355 (тыс. тонн) Кдп = 0,0355/0.0343 = 1,0349

 

 

Транспорт

       Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района территориальном разделении труда, а с другой, - высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда - высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до 60 %).  
            
Особенности  экономико-географического  положения  Урала  определили    конфигурацию  его  транспортной сети. Транспорт  района  отличается  высокой  грузонапряжённостью,  осуществляя  перевозки  массовых  грузов  внутри  района  и  транзитные.  
            
Преобладает  железнодорожный  транспорт,  наряду  с ним хорошо  развит  трубопроводный. Железнодорожные магистрали пересекают Урал в основном широтном направлении, они осуществляют экономические связи с другими районами. Построена меридиальная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Предлагается построить Западно-Уральскую меридиальную и Северо-Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряженность дорог. Через Курганскую область проходит Транссибирская ж/д магистраль.

      Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказкий, Волго-Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан.

      Развито судоходство по Каме, главные порты Сарапул в республике Удмуртия, Пермь, Соликамск, Березняки в Пермской области.  
          
В Свердловской области по р. Тавда и притокам Сосьва, Лозьва, Тура. В Курганской области судоходство по Тоболу, в республике Башкортостан  - по рекам Белая и Уфа.  
           Велика роль трубопроводного транспорта, через Урал проходят нефте и газопроводы из Западной Сибири в Европейскую часть страны и за рубеж. По территории Свердловской области проходят газопроводы: Уренгой - Серов - Нижний Тагил - Екатеринбург, Бухара - Урал (до Екатеринбурга), транзитные: Уренгой - Помары – Ужгород и нефтепровод Сургут - Пермь - Нижний Новгород. 

Основные  показатели (2002 г.)

 
  ж/д  пути общего пользования  Автодороги общего пользования Автобусы  общего пользования
Плотность км/1000км2 Отправление пассажиров

тыс.чел

Плотность с твердым покрытием

Км/1000км2

Уд.вес  в общей протяж-и

%

Перевозки грузов а/м транспортом

отраслей  экономики

млн.тонн

Грузооборот а/м транспорта отраслей экономики

млн.тонно-км

Перевозки пассажиров

Млн,чел.

Пассажирооборот, млн.пас/км
Респ.Башкортостан 103 12909 152 88,1 130,4 3419 368,1 3900
Удмуртская  респ. 182 5985 130 93,7 29,8 1296 260,3 1776
Курганская  обл. 105 4229 90 73,4 17 704 262,3 1759
Оренбургская обл. 133 6325 105 93,7 53,2 2099 258 2370
Пермская  обл. 93 31185 67,62759 96,2 62,2 4203 517,6 3687
Коми-Пермятский АО 0 0 45 88,1 2,1 400 79 100
Свердловская  обл. 183 51997 54 94,3 194,3 2335 704,1 5164
Челябинская обл. 204 21605 92 99,3 171,4 227 564,6 4573
По  району 125 16779 91 90,8 82,5 1310 376,7 2916
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Экологическая ситуация. Перспектива  развития.

      Остро  стоит  вопрос  экологии  в  Уральском  экономическом  районе. В настоящее время Урал считается зоной экологического бедствия – семь городов занесены в «черную» экологическую книгу России: Екатеринбург, Курган, Нижний Тагил, Пермь, Магнитогорск, Каменск-Уральский, Челябинск. В атмосферу Урала толь горными и металлургическими предприятиями выбрасываются сотни тысяч тонн вредных веществ ежегодно. Отходы производств почти не утилизируются, в регионе скопилось свыше 2,5 млрд. Куб. Метр. Отходов горного и металлургического производства. Тысячи гектаров земель изымаются под горные работы, загрязняются подземные и поверхностные воды, почвы, атмосфера, уничтожается растительность. Часть территории Южного Урала подверглась радиоактивному загрязнению.  Причём  радиационное загрязнение Уральского  региона  по  объёму  значительно  превышает  чернобыльское.  Именно  здесь  в  1957  году произошла тяжелейшая радиационная  авария,  известная как Каштымская.  Она связана с деятельностью военного  ядерного  центра  "Челябинск - 40"  (производственное  объединение   " Маяк"), на  котором произошёл взрыв ядерных отходов в одном из  хранилищ.  На территории Челябинской области расположены бывшие закрытые города Озерск (Челябинск-65, в котором велась переработка радиоактивных отходов, производство оружейного плутония), Снежинск (Челябинск – 70, где разрабатывались ядерные боеприпасы).  Произошло загрязнение  значительной  части области и прилегающих районов Свердловской,  Тюменской и Курганской  областей.  К сожалению,  эта авария  не  была  единственной.  В 1967  году  с обнажившейся  береговой полосы  озера Карачай произошла  утечка  сильно  радиоактивных  иловых  отложений  на  расстоянии  до  75  км.  Имели  место  и  другие  инциденты.  Аномально  высокой  является  радиационная  нагрузка  в  районе  междуречья  Теча – Мишеляк  площадью около 30 – 40 км².  Именно  здесь  расположены  несколько  десятков  могильников  (по  некоторым  источникам   -  более 200),  в  которых  в специальных  хранилищах  и  ёмкостях хранятся  твёрдые  и  жидкие  отходы  общей  суммарной  активностью  более  1  млрд.  Ки.   Техногенными  радионуклидами  загрязнены  территории  городов   Каменск-Уральский,  Камышлов,  Красноуфимск  и др. 
          
Также,  в  приделах  уральского региона  производились  подземные  ядерные взрывы,  здесь  же  сосредоточено  производство  ядерных  боеприпасов. Наконец,  кроме техногенного,  на  Урале,  как и в других  горно-складчатых  областях,  отмечается  сравнительно  высокое естественное  радиоактивное загрязнение, в   том числе шламоотстойников,  свалок,  отвалов Нижнего Тагила,  торфопредприятий  Краснокамска  и  т. п.  Таким  образом,  радиационное  загрязнение  справедливо  можно  считать  бедой  № 1 Уральского  региона. Вместе с  тем  Урал – старейший  горнопромышленный  очаг  России,  где  издавна  ведётся  добыча  самых  разнообразных  минеральных  ресурсов  и  развивается  диверсифицированная  обрабатывающая  промышленность. Нарушение  природных комплексов  и  повышенное  загрязнение  воздуха,  водной  среды  и  почв  наблюдается  в  ареале  Екатеринбург - Нижний  Тагил   площадью  несколько  десятков  тыс.  км.  При  этом   по  объёму  вредных  выбросов  Южный  Урал  превосходит  Северный  примерно  в  2  раза.   До  последних  лет  лидерство  принадлежало  Нижнему  Тагилу  и  Магнитогорску – центрам  чёрной  металлургии  (металлургические предприятия Нижнего Тагила  дают  до  90%  всех  выбросов  в атмосферу города).  
            Одна  из важней  проблем  Урала  -  техническое  перевооружение  и  реконструкция   промышленных  предприятий,  прежде  всего  металлургических    и  машиностроительных.  Без  этого в  условиях  перехода  к    рыночной  экономике  невозможно  обеспечить  конкурентоспособность  продукции,  выпускаемой  его предприятиями.  Важное  значение  для района,  учитывая  его  специфику,  имеет  реализация  программ  конверсии  военно-промышленного  комплекса.  
            В  целях  укрепления  сырьевой  базы   уральской  промышленности  необходимо  не  только  осваивать  новые  месторождения,  но и вести   комплексную переработку сырья и утилизацию  отходов производства,  а  также  добычу  полезных  ископаемых  с  более  глубоких  горизонтов.    
          
Несмотря  на  проведение  мероприятий  по  водообеспечению  крупных  промышленных  узлов,  дефицит  остаётся  значительным  и  в  настоящее  время.  Это  сдерживает  развитие  водоёмких отраслей  промышленности. 
           Для сохранения популяции многих видов животных и растений в Уральском районе есть несколько национальных парков. В Челябинской области – парки Зюраткуль, Таганай, Ильменский заповедник. В Свердловской области – национальный парк Припышминские горы, заповедник Денежкин Камень. Есть заповедник в Оренбургской области.

Информация о работе Уральский макрорегион