Уровень экономического развития России и её участие в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:50, курсовая работа

Описание

Актуальностью выбранной темы является то, что основополагающее значение в определении и анализе мирового хозяйства имеет экономическая история народов - лишь она дает возможность определить сам тип мирохозяйственных связей, раскрывающих систему мирового хозяйства.
Целью курсовой работы является выявление участии России в мировом хозяйстве.
Объект исследования - Россия.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Мировое хозяйство и его эволюция
5
1.1 Сущность мирового хозяйства
5
1.2 Этапы и основные черты мирового хозяйства
11
1.3 понятие и сущность МРТ
16
Глава 2. Уровень экономического развития России и её участие в мировом хозяйстве
21
2.1 Сущность открытой экономики. Тенденция в открытой экономике
21
2.2 Россия в мировой экономике
24
2.3 Динамика развития макроэкономических показателей России за 2008-2011гг
26
Заключение
30
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Тайганы.docx

— 73.64 Кб (Скачать документ)

Подобное участие в  международном разделении труда, такая  международная экономическая специализация хотя и может быть оправдана складывающейся ситуацией переходного периода, никак не соответствует долгосрочным, перспективным интересам России, ее роли и возможностям в мировом экономическом сообществе.

С распадом СССР специализация  России сохранила топливно-сырьевую направленность. Для более поздней  международной специализации России помимо нефти и газа становится характерной и продукция некоторых других отраслей промышленности, отличающихся, как правило, низкой технологичностью и экологичностью. В их числе - черная и цветная металлургия, базовая химия, целлюлозно-бумажная промышленность. Совокупная доля этих отраслей в российском экспорте за 1992-1996 гг. выросла в 2 раза. При этом стоимость экспорта неэкологичных отраслей промышленности выше, чем совокупная стоимость вывоза нефти и газа.

В новом веке Россия вышла  на более высокие, чем в развитых странах, темпы экономического роста. Опыт последних лет показывает, что  при сохранении нынешней модели развития она уже в начале второго десятилетия  вполне может решить поставленную задачу удвоения ВВП. Однако при таком сценарии страна будет по-прежнему двигаться  по т. н. "нижнему пути" к конкурентоспособности. Он характерен тем, что в качестве средства конкурентной борьбы на мировых  рынках странами используется главным  образом снижение издержек производства и внутренних цен на промышленную продукцию, в том числе за счет привлечения иностранных инвесторов с помощью предоставления в их распоряжение более дешевых трудовых и природных ресурсов. Между тем, многие страны догоняющего развития продвигаются к конкурентоспособности  и экономическому росту по "верхнему пути", непременными атрибутами которого являются ускоренное освоение новейших мировых знаний и технологий, развитие собственных НИОКР и инновационного производства.

Российское правительство, которое поставило своей задачей  модернизацию и диверсификацию экономики, предпринимает меры для того, чтобы  началось движение по второму пути. С этой целью реформируются национальная инновационная система и академическая  наука, началось формирование особых экономических  зон, в том числе технико-внедренческих, созданы инвестиционный и венчурный фонды и т.д.

По расчетам Правительства, реализация программы позволит отраслям промышленности, выпускающим инвестиционную и конечную продукцию, развиваться  опережающими темпами. Их доля в объеме производства увеличится с 33% в 2005 г. до 43-46% в 2015 году. Доля отраслей, производящих сырье и материалы, снизится соответственно с 32% до 29-31%. Ожидается, что такие  сдвиги создадут предпосылки для  диверсификации отечественного экспорта, основными направлениями которой  должны стать развитие экспорта услуг, продукции оборонных отраслей и  сельского хозяйства. Примечательно, что в программе нет упоминаний о необходимости опережающего роста  экспорта продукции машиностроения и готовой продукции.

Отечественные прогнозисты  сходятся на том, что в ближайшие  годы наша страна останется для остального мира источником сырья и материалоемкой продукции и рынком сбыта готовых изделий. Они указывают, что и в обозримой перспективе поставки природных ресурсов и полуфабрикатов останутся важным направлением специализации России в МРТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Уровень  экономического развития России и ее участие в мировом хозяйстве.

2.1 Сущность открытой  экономики. Тенденция в открытой  экономике.

Одной из ведущих  тенденций мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий явился последовательный переход многих стран от замкнутых  национальных хозяйств к экономике  открытого типа, обращенной к внешнему рынку.

Для нормального функционирования мировой экономики (единого рыночного  пространства) необходимо, в конечном счете, достичь полной свободы торговли между странами - такой же, какая ныне характерна для торговых отношений внутри каждого государства с рыночной экономикой.

Заметную роль в формировании открытой экономики  сыграло государство. Оно взяло  на себя функции стимулирования экспортных производств, поощряя вывоз товаров  и услуг, содействуя кооперации с  зарубежными фирмами, развитию внешнеэкономических  связей. Создавалась правовая основа, облегчавшая приток зарубежных инвестиций, технологий, рабочей силы, информации.

Переход стран к все  более открытой экономике был  ускорен действиями транснациональных  корпораций (ТНК). Стремясь освоить  новые рынки, создавая в разных странах многочисленные филиалы, дочерние компании, ТНК обходили протекционистские барьеры чужих государств, интернационализируя международный экономический обмен.

Заметный прогресс во второй половине XX в. транспортных, информационных средств связи также сыграл огромную стимулирующую роль в развитии открытости национальных экономик, увеличении мобильности населения. Постепенно шаг за шагом разрушались торгово-экономические, валютно-финансовые препятствия, в силу которых страны длительное время были отгорожены друг от друга. Либерализация международного обмена облегчила адаптацию национальных хозяйств к внешним условиям и воздействиям, способствовала все более активному их включению в международное разделение труда.

С 60-х гг. процессы открытости начинают распространяться на ряд развивающихся  государств. С начала 80-х гг. приверженность политике открытости декларирует Китай.

Следует различать понятия «свобода торговли» и «открытая экономика». Тезис о «свободе торговли» восходит к политической экономии А. Смита и не является изобретением современных экономистов. Понятие «открытость экономики» шире тезиса «свободы торговли» как торговли товарами, включая свободу движения факторов производства, информации, взаимообмен национальных валют.

Открытость экономики  следует понимать как антипод  автаркии, т. е. экономики самообеспечения, опоры на собственные силы в ее крайних проявлениях. Становление открытой экономики - объективная тенденция мирового развития.

Открытая экономика  предполагает целостность национальной экономики, единый экономический комплекс, интегрированный в мировое хозяйство, мировой рынок.

Открытая экономика - это ликвидация государственной  монополии внешней торговли (по большинству  позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование  принципа сравнительных преимуществ  в международном разделении труда, активное использование различных  форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства. Одним из важнейших критериев  открытой экономики является благоприятный  инвестиционный климат страны, стимулирующий  приток капиталовложений, технологий, информации в рамках, обусловленных  экономической целесообразностью  и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и микроэкономическом уровне). Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего  рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы.

Преимущества  открытой экономики. Открытая экономика, т.е. национальная экономика с высокой степенью включенности в международные экономические отношения, способствует:

    • углублению международной специализации и кооперирования производства;
    • рациональному распределению ресурсов в зависимости от степени ее эффективности;
    • распространению мирового опыта через систему МЭО;
    • росту конкуренции между отечественными производителями, стимулируемому конкуренцией на мировом рынке.

Сформировавшаяся открытая экономика и переход к открытой экономике - это не одно и то же. Открытая экономика не синоним бесконтрольности и вседозволенности во внешнеэкономических связях государства, прозрачности границ. Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

Стихийная открытость, распахнутость не только не способствует экономическому развитию, но, напротив, является угрозой экономической безопасности. Разумная открытость, построенная на принципах эффективности, конкурентоспособности, национальной безопасности, не может быть осознана без учета структуры экспорта и движения капитала, а также таможенной, валютной, налоговой, кредитной и инвестиционной политики, оказывающих влияние не только на формы, но и на общие масштабы их взаимодействия с внешним миром.

Факторами, влияющими на степень открытости экономики и  уровень развития МЭО, является объем  внутреннего рынка страны и уровень  ее экономического развития, степень  участия ее в международном производстве.

 

2.2 Россия в мировой  экономике

ВВП РФ в 2011 г оценивается в размере 53,274 трлн руб.

 

Обычно этот показатель явно занижается, так как используются оценки нашего ВВП в долларах по официальному валютному курсу. Между  тем, адекватную картину можно составить  только исходя из паритета покупательной  способности (ППС) рубля и доллара. На базе такого подхода объем ВВП  Российской Федерации в 2006 году оказывается  равным не 600–800 млрд дол., как получается по официальному курсу, а 1,5 трлн долларов.

Начиная с 1968-го ООН осуществляет Проект международных сопоставлений (ПМС), в соответствии с которым объемы ВВП разных стран мира сравниваются по ППС. Советский Союз в течение долгих лет отказывался принимать участие в этой программе. Взамен Москва предоставляла собственные, причем завышенные, показатели национального дохода и ряда других параметров экономического развития в долларах. СССР присоединился к Проекту международных сопоставлений лишь в 1990-м, незадолго до своего распада.

Российская Федерация  была включена в ПМС ООН за 1993 год и впоследствии стала постоянной участницей этой программы, снабжая  ее всеми необходимыми базовыми данными. Для расчета ППС за 1999-й в  рамках проекта Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭРС) и  Евростата Россия предоставила информацию о ценах почти на 3 тысячи товаров и услуг, сформировав тем самым «корзину» для сравнения своего ВВП c другими странами в долларах. Подобные же расчеты были произведены за 1996, 1999 и 2002 годы с расширяющимся числом базовых данных по ценам на сравнимые товары и услуги – компоненты ВВП.

 

 

Приведенные в таблице  цифры показывают, что ВВП России в 2003 году составлял более 1,3 трлн дол. и наша страна занимала 10-е место в мире, отставая от США и Западной Европы примерно в 8 раз, от Китая – в 5 раз, от Японии – почти в 3 раза, от Индии – в 2,3 раза, от Великобритании, Италии и Франции – в 1,2 раза, от Бразилии – на 4 %.

По ВВП в расчете  на душу населения мы отставали от США в 4 раза, от Западной Европы –  в 3 раза, от Канады и Японии – в 3,1–3,3 раза, от Германии – в 3 раза, от Великобритании, Италии и Франции – менее чем  в 3 раза, но Мексику опережали на 18 %, Бразилию – на 22 %, Китай –  в 1,8 раза, Индию – в 3,2 раза.

По общему объему своего ВВП Россия вплотную стоит за Бразилией, и не исключено, что в ближайшие  годы мы превзойдем эту страну по данному  показателю. Но самое главное –  Россия заметно приблизилась к уровню Великобритании, Италии и Франции, отставая от них теперь уже в пределах всего  лишь 20 %. Обращают на себя внимание сильные  позиции КНР. Китайский ВВП превышает  уже 60 % от ВВП США, а ВВП Японии составляет сегодня лишь около половины ВВП Китая.

 

 

2.3 Динамика развития макроэкономических показателей России за 2008-2011гг

Макроэкономические  условия разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов характеризуются замедлением  роста экономики, постепенным снижением  мировых цен на нефть,  замедлением  роста потребительских цен на фоне ослабления обменного курса  рубля по отношению к доллару  США.

 

Темпы роста и  параметры объемов ВВП, ожидаемых  в 2008 году и прогнозируемых на 2009 - 2011 годы, требуют дополнительного обоснования. Это следует из необходимости  дополнительного обоснования объемов  экспорта и импорта и уточнения  индексов-дефляторов ВВП. Требуют дополнительной аргументации прогнозируемые темпы  роста экономики в условиях роста  производительности труда, превышающего динамику ВВП, и снижения совокупных затрат труда в 2008 – 2011 годах.

 

Счетная палата отмечает, что  данные об объеме ВВП в 2011 году, зафиксированные  в законопроекте (67 610 млрд. рублей), расходятся с данными в материалах прогноза (67 619 млрд. рублей).

 

Расчеты показывают, что  в 2008 году сохраняются риски, в зависимости  от степени реализации которых уровень инфляции 11,8 % (декабрь к декабрю предыдущего года) может быть превышен. Прогнозируемые на 2009 - 2011 годы целевые параметры инфляции также требуют дополнительного обоснования.

 

Значительный рост доли свободного рынка по электроэнергии при одновременной  отмене предельных индексов повышения  тарифов на коммунальные услуги для  населения может привести к более  значительному их росту, чем это  предусмотрено в материалах прогноза.

 

Анализ динамики показателей  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и  на плановый период 2010 и 2011 годов свидетельствует  о том, что прогнозируемые темпы  роста ВВП и уровни инфляции не позволяют решить поставленную Президентом  Российской Федерации задачу удвоения ВВП за десять лет и снижения инфляции до уровня 3 - 4 % в год, необходимого в целях стимулирования  инвестиций в отечественную экономику и повышения склонности населения к сбережениям.

Информация о работе Уровень экономического развития России и её участие в мировом хозяйстве