Уровень жизни, его показатели, факторы роста и динамика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:31, курсовая работа

Описание

Экономическая эффективность охватывает проблемы «затраты – выпуск», «результаты – затраты» и характеризует связь между количеством единиц ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо продукта. Больший объем продукта, получаемый от данного объема затрат, означает повышение эффективности, меньший объем продукта от данного количества затрат указывает на снижение эффективности.

Работа состоит из  1 файл

работа1.docx

— 53.34 Кб (Скачать документ)

 

 В республике продолжается  работа по усилению государственной  поддержки семей с детьми. С  1 января 2008 г. пособие по уходу  за ребенком в возрасте до  трех лет выплачивается в размере  80% бюджета прожиточного минимума. Его величина регулярно пересматривается  в связи с изменением бюджета  прожиточного минимума. В январе-июне 2008 г. в сравнении с тем же периодом 2007 г. среднемесячный размер пособия на детей в возрасте до трех лет увеличился на 42.7% (прогноз – 38,5%) и составил в нюне 167,7 тыс. руб. на детей старше трех лет на 16% (прогноз – 12.5%) и составил 62.9 тыс. руб. [3, c. 26].

 

 В результате преобразований, осуществляемых в рамках принятого  в 2007 г. закона «О государственных  социальных льготах, правах и  гарантиях для отдельных категорий  граждан», в республике произошло  фактическое перераспределение  социальных трансфертов в пользу  малообеспеченных. Существенное повышение критерия нуждаемости, отмена категориального принципа способствовали тому, что количество получателей адресной помощи в нервом полугодии 2008 г. более чем в 3 раза превысило их количество в 2007 г. в январе-июне 2008 г. социальную помощь получили 190,9 тыс. чел. на сумму 31.6 млрд. руб.). Увеличились размеры единовременной и ежемесячной адресной помощи. Среди получателей адресной социальной помощи возросло количество семей с детьми-инвалидами, полных семей с детьми в возрасте до трех лет, одиноких граждан. Это именно те категории населения, которые традицией являются нуждающимися.

 

 Продолжается работа по реализации  мероприятий целевых государственных  социальных программ, направленных  на повышение качества жизни  пожилых людей, ветеранов, инвалидов.  Совершенствуется система социального  обслуживания населения. Развивается  структура и укрепляется материально-техническая  база центров социального обслуживания  населения, совершенствуются и  внедряются новые технологии  и формы социальной работы, расширяется  предложение социальных услуг  [3, c. 27].

 

 Таким образом, необходимость повышения уровня и качества жизни заключается в том, что любое общество состоит не только из категории работающих людей, в нем всегда есть лица, уже не работающие (пенсионеры, инвалиды и так далее) и еще не работающие (дети, школьники, студенты), инвалиды, которые нуждаются в заботе со стороны семьи, государства, кроме того, государство должно поддерживать существование безработных. Пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь включают: создание условий трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей, обеспечение рациональной занятости населения, повышение доходов и заработной платы, снижение малообеспеченности. Государственная политика повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь проявляется в разнообразных формах: пособия по безработице; пенсии; пособия по болезни, инвалидности; жилищные пособия; пособия на получение образования; медицинская помощь; гарантирование государством минимального уровня доходов. В текущем году сохраняется тенденция высоких темпов роста денежных доходов населения, причем наибольший рост доходов населения обеспечен за счет повышения оплаты труда и увеличения размеров социальных трансфертов. Рост денежных доходов сопровождался снижением уровня малообеспеченности. Возросла покупательная способность заработной платы. Обеспечено выполнение прогнозных показателей пенсионного обеспечения. Продолжаются работы по оказанию помощи и государственной поддержки, произошло фактическое перераспределение социальных трансфертов в пользу малообеспеченных. Увеличились размеры единовременной и ежемесячной адресной помощи. Среди получателей адресной социальной помощи возросло количество семей с детьми-инвалидами, полных семей с детьми в возрасте до трех лет, одиноких граждан.

 

 

Заключение

 

 

 Интегральной характеристикой  благосостояния граждан страны  являются уровень и качество  жизни населения. Уровень жизни  – это степень обеспеченности  населения необходимыми для жизни  материальными, духовными и социальными  благами. Качество жизни как  показатель (категория) благосостояния  характеризуется степенью удовлетворения  потребностей, отношениями к соответствующим  нормам, обычая и традициям.

 

 Если под уровнем  жизни традиционно понимается  комплекс жизненных стандартов  преимущественно материального  характера, то качество жизни  характеризуется степенью достижения  высших ценностей человеческого  бытия, как в личностном, так и в социальном аспектах.

 

 В самом широком  смысле понятие качества жизни  населения включает четыре блока  характеристик: качество населения,  уровень жизни населения, социальная  безопасность, качество окружающей  среды.

 

 Рассматривая уровень  и качество жизни, экономисты  уделяют особое внимание проблеме  бедности. Бедность – состояние  постоянного отсутствия необходимых  ресурсов для обеспечения удовлетворительного  образа жизни, приемлемого в  данном конкретном случае. Существование  проблемы бедности связано с  тем, что денежные доходы распределяются  между людьми неравномерно, что  характерно для всех стран  мира.

 

Показатели уровня жизни  многоплановы. Широко используются для  характеристики уровня жизни такие  обобщенные показатели, как валовой  национальный продукт (валовой внутренний продукт, или национальный доход) на душу населения. Анализ многочисленных показателей уровня жизни показывает, что самым характерным признаком  и самой доступной для населения  характеристикой уровня жизни являются доходы: номинальные, располагаемые, реальные, личные, семейные. Рассчитываются коэффициенты глубины и остроты бедности, определяется черта бедности, прожиточный минимум, потребительская корзина, потребительский  бюджет семьи. Производится оценка уровня инфляции.

 

 В настоящее время  в официальной статистике в  качестве основного индикатора  инфляции применяется индекс  потребительских цен. Кроме индекса  потребительских цен также рассчитывают  дефлятор ВНП. Для получения  сводной характеристики уровня  жизни населения в ООН разработан  ряд показателей, важнейшим из  которых является индекс развития  человеческого потенциала (ИРЧП). В  Республике Беларусь показателями  уровня жизни населения являются: денежные доходы населения, реальные  располагаемые денежные доходы  населения, денежные доходы на  душу населения, среднемесячную  начисленную заработную плату  одного работника, реальную начисленную  заработную плату, средний размер  назначенной месячной пенсии, реальный  размер назначенной месячной  пенсии.

 

 Необходимость повышения уровня и качества жизни заключается в том, что любое общество состоит не только из категории работающих людей, в нем всегда есть лица, уже не работающие (пенсионеры, инвалиды и так далее) и еще не работающие (дети, школьники, студенты), инвалиды, которые нуждаются в заботе со стороны семьи, государства, кроме того, государство должно поддерживать существование безработных.

 

 Пути повышения уровня  и качества жизни в Республике  Беларусь включают: создание условий  трудоспособным гражданам зарабатывать  средства для удовлетворения  своих потребностей, обеспечение  рациональной занятости населения,  повышение доходов и заработной  платы, снижение малообеспеченности. Государственная политика повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь проявляется в разнообразных формах: пособия по безработице; пенсии; пособия по болезни, инвалидности; жилищные пособия; пособия на получение образования; медицинская помощь; гарантирование государством минимального уровня доходов.

 

 В текущем году сохраняется  тенденция высоких темпов роста  денежных доходов населения, причем  наибольший рост доходов населения  обеспечен за счет повышения  оплаты труда и увеличения  размеров социальных трансфертов.  Рост денежных доходов сопровождался  снижением уровня малообеспеченности. Возросла покупательная способность заработной платы. Обеспечено выполнение прогнозных показателей пенсионного обеспечения. Продолжаются работы по оказанию помощи и государственной поддержки, произошло фактическое перераспределение социальных трансфертов в пользу малообеспеченных. Увеличились размеры единовременной и ежемесячной адресной помощи. Среди получателей адресной социальной помощи возросло количество семей с детьми-инвалидами, полных семей с детьми в возрасте до трех лет, одиноких граждан.

 

 

Список использованных источников

 

 

1. Базылев Н.И., Базылева  М.Н. Экономическая теория: Учебное  пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. Мн.: Книжный Дом, 2005. 320 с.

 

2. Динамика важнейших  макроэкономических показателей  в сравнении со странами СНГ  // Экономический бюллетень. 2008. №8. С. 9–13.

 

3. Доходы населения и  оплата труда, социальная защита  населения // Экономический бюллетень. 2008. №8. С. 23 – 27.

 

4. Зайченко Н.П., Полоник С.С., Богданович А.В., Александрович Я.М. Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь за период до 2020 года // Белорусский экономический журнал. 2004. №3. С. 4–19.

 

 

5. Зайченко Н. Экономике  – конкурентоспособность, человеку  – благосостояние // Экономика Беларуси: итоги, тенденции, прогнозы. 2006. №2 (7). С. 6 – 16.

 

6. Кайко Т.К. Социальный работник – это звучит гордо // Охрана труда и социальная защита. 2006. №2. С. 79.

 

7. Козырев В.М. Основы  современной экономики: Учебник.  М.: Финансы и статистика, 1998. 368 с.

 

8. Курс экономической  теории: Конспект лекций / Е. М.  Анципович, А.В. Бондарь и другие; Под общ. ред. Э.И. Лобковича. Мн. ООО «МИСАНТА», 1997. 336 с.

 

9. Макконнелл К., Бурш С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика В 2 т.: Пер. с англ. – М.: Республика, 1995, – 400 с.

 

10. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. М.:Новое знание, 2002. 462 с.

 

11. Макроэкономика: социально-ориентированный  подход / Э.А. Лутоухина [и др.]; под ред. Э.А. Лутоухиной. Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 г. 400 с.

 

12. Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др. Мн.: БГЭУ, 2007. 415 с.

 

13. Микро- и макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Л.В. Воробьева, Н.Н. Сухарева и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2004. 224 с.

 

14. Национальная экономика  Беларуси // Под. ред. В.Н. Шимова. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: БГЭУ, 2006. 751 с.

 

15. Национальный реестр  правовых актов Республики Беларусь. 2007. 21 декабря. №303. С. 19 – 26.

 

16. Статистика: показатели  и методы анализа: справ. Пособие  / Н.Н. Бондаренко, Н.С. Бусыгина, Л.И.  Василевская и др.; Под ред.  М.М. Новикова. – Мн.: «Современная  школа», 2005. – 628 с.

 

17. Обзор результатов научной  деятельности НИЭИ за 2006 г. // Экономический  бюллетень НИЭИ Министерства  экономики Республики Беларусь  №6 2007 С. 4 – 9.

 

18. Основы экономической  теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред. В.Л. Клюни. Мн., ИП «Экоперспектива», 1997. 336 с.

 

19. Потупчик В. Фундамент устойчивости // Экономика Беларуси: итоги, тенденции, прогнозы. 2008. №1. С. 40 – 47.

 

20. Рынок труда и денежные  доходы населения // Экономический  бюллетень. 2008. №2. С. 26 – 34.

 

21. Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, А.В. Бондарь,  С.П. Гурко и др.; Под ред.  Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн.: ИП  «Экоперспектива», 2001. 752 с.

 

22. Экономическая теория: Учеб. пособие / Л.Н. Давыденко, А.И. Базылева, А.А. Дичковский и др.; Под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – Мн.: Выш. шк., 2002. 366 с.


Информация о работе Уровень жизни, его показатели, факторы роста и динамика в Республике Беларусь