Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 04:02, реферат
В работе рассмотрены характерные черты услуги здравоохранения и ее экономические особенности.
1.Введение
2.Услуга здравоохранения, ее характерные черты и экономические особенности
3.Заключение
4.Литература
5.Приложение
Министерство образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Экономический факультет
Кафедра ________________
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Экономика организации»
на тему «Услуги в области здравоохранения.»
Выполнил
студент группы №
_______
Проверил
ст. преподаватель
________Л. М. Лукша
___________________
зачтено /не зачтено
Томск 2012
Оглавление
1.Введение
2.Услуга здравоохранения, ее характерные черты и экономические особенности
3.Заключение
4.Литература
5.Приложение
Введение
Здравоохранение - это одна
из ведущих отраслей сферы производства
услуг. Содержательно сфера услуг
в целом и здравоохранение
в их числе относятся к разряду
потребительского производства: там
происходит потребление материальных
благ, созданных в отраслях соответствующей
сферы. Одновременно в здравоохранении
происходит создание физической и психологической
основы деятельности, трудового потенциала,
производство личного фактора жизни
общества. Здравоохранение прошло долгий
путь развития. Фактически преобразовалось
от услуг народной медицины в широкий
спектр медицинских услуг, оказываемых
в современных
Определим место здравоохранения в сфере услуг. В зависимости от роли услуг в процессе непрерывного и логически обусловленного производственного процесса, а также от характера удовлетворяемых теми или иными услугами потребностей отрасли сферы услуг можно объединить в две информационно-статистические группы. Одна из этих групп, в которую входит и здравоохранение, представляет отрасли, деятельность которых направлена на удовлетворение социально-культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности. Другая группа охватывает отрасли бытового обслуживания, транспорта, связи, торговли и т.п.
Другой квалификационный
подход позволяет разделить все
услуги на услуги производственного
и личного назначения, исходя из
различий в потребителях, пользователях.
Как среди производственных, так и среди
личных услуг правомерно выделить материальные
(материализованные) и чистые услуги. Основная
масса услуг, предлагаемых здравоохранением,
относится к категории личных услуг. Вместе
с тем услуги здравоохранения относятся
по большей части к чистым услугам, не
имеющим самостоятельно существующего
материального объекта-носителя. Далее
рассмотрим характерные черты услуги
здравоохранения и ее экономические особенности.
Услуга здравоохранения, ее характерные черты и экономические особенности
Необходимо отметить, что
здравоохранение как отрасль
народного хозяйства очень
Таким образом, услуги здравоохранения столь же разнообразны по своему проявлению, сколь многопланова и сложна сама отрасль здравоохранения. (Список разновидностей услуг здравоохранения согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности см. Приложение).
Экономические особенности
медицинских услуг могут быть
сведены в три большие
Первую группу составляют особенности услуг здравоохранения, связанные со спецификой проявления самого результата профессиональной деятельности яиц, занятых в рассматриваемой нами области человеческой деятельности.
1. Результат профессиональной деятельности в здравоохранении, как правило, воплощен в самом человеке. Материальные услуги -- скорее исключение для здравоохранения (например, это рентгеновские снимки, электрокардиограммы, рецепты, на которых зафиксировано клинико-диагностическое мышление врача и которые, будучи выписаны, начинают, подобно книгам, жизнь, независимую от воли и сознания автора, и т.д.). При этом стоит обратить внимание на то, что между материальными и чистыми услугами вовсе не лежит непреодолимая грань. Напротив, они во многих случаях взаимопроникают и дополняют друг друга, образуют переходные, пограничные, смешанные формы и модификации.
2. Услуга, как отраслевой
результат здравоохранения,
3. Рассматриваемый нами
4. Результат здравоохранения имеет сложную структуру и может распадаться на много подрезультатов. Отсюда следует важность осознания того, что для достижения общего истинного результата - здоровья - необходимы усилия как врачей - узких специалистов, так и врачей общей практики, а также и других категорий работников здравоохранения.
При этом целесообразно остановиться на самом понятии здоровья как результата медицинской деятельности.
5. Результативность в здравоохранении напрямую не связана с величиной затрат.
6. Результат разнообразен по сроку проявления и необходимости повторного воздействия. Диапазон этого разнообразия может быть весьма значителен: от мгновенного достижения результата, как это бывает, например, при снятии болевых ощущений, и до долговременных, зачастую мучительных, повторяющихся с определенной периодичностью врачебных воздействий, которые только в своей совокупности могут привести к достижению поставленной цели.
7. Характер расчетов за достигнутый результат (оказанную услугу) также может быть различным. Это и прямая оплата, и оплата через бюджетные средства, и оплата из фондов, формирующихся в страховых организациях.
Вторая группа определения особенностей услуг здравоохранения связана с выражением количественных характеристик ее стоимости. Здесь важно выделить несколько моментов:
1. Услуга может предоставляться как в товарной (и именно в этом случае она начинает обладать стоимостными параметрами), так и внетоварной форме. Товарный характер услуг здравоохранения, а, следовательно, и первоначальный рынок медицинских услуг возник уже в эпоху древних цивилизаций (6-8 тыс. лет назад). С появлением эквивалента стоимости товарные отношения в здравоохранении трансформировались в товарно-нежные, которые являются господствующими в отрасли и сегодня, хотя еще отец медицины Гиппократ советовал врачу чтобы тот «не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание не на обилие средств у больного и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы».
2. Исходя из уже приведенных положений, можно отметить, что определение величины стоимости услуг здравоохранения может иметь несколько вариантов, при выборе которых врач неизбежно сталкивается с необходимостью решения комплексной клинико-экономической задачи. Далее отметим, что стоимость услуги здравоохранения не есть некая постоянная, данная раз и навсегда величина. Наоборот, она имеет тенденцию к изменению, причем чаще в сторону увеличения (особенно при длительном лечении).
3. Возможно, несмотря на всю неопределенность и непредсказуемость лечебно-профилактического процесса, создание экономических нормативов, включающих ряд взаимозависимых натуральных, стоимостных и относительных показателей и позволяющих, хотя бы ориентировочно, определить, во что обойдется предполагаемый процесс лечения или охраны здоровья.
Наконец, третья группа особенностей связана с процессом оказания (производства) услуг здравоохранения. К этим особенностям целесообразно отнести следующие черты:
1.Наличие большого количества инвесторов (пациент, семья, предприятие, работодатель, общественные организации, включая конфессии, страховые компании, государство и международные структуры), оплачивающих процесс оказания услуг. Только совместное использование различных инвестиционных ресурсов позволяет сделать процесс оказания услуг здравоохранения непрерывным, качественным и эффективным.
2.Многообразие хозяйственных связей, которые проявляются в ходе оказания медицинских услуг и без наличия которых не мыслится деятельность современного, подвергшегося значительной индустриализации здравоохранения.
3.Зависимость хода оказания
услуги здравоохранения от
4. Наличие активной взаимосвязи
по линии «врач-пациент».
В процессе оказания услуг здравоохранения
используются все известные методы воздействия
на предмет труда: механические, физические,
химические, биологические, социально-психологические.
5.Возможность территориальных перемещений в процессе оказания услуг здравоохранения также отличает отрасль от многих видов деятельности в сфере материального производства, где процесс создания благ, как правило, территориально происходит в одном определенном месте.
6.В процессе оказания
услуг здравоохранения
7. Длительность процесса оказания
услуги здравоохранения может быть разной.
В целом же она охватывает всю жизнь,
а в определенных случаях даже выходит
за рамки пределов жизни конкретного человека.
Возможно оценить эффективность рынка услуг здравоохранения, специфические особенности которого определяются своеобразием самого объекта данной группы рыночных отношений - т. е. услуги. Различают следующие виды эффективности здравоохранения:
1. Медицинская эффективность - это степень достижения поставленных задач в области-профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.
2. Социальная эффективность - оценка улучшения здоровья
населения.
3. Экономическая эффективность - прямые и косвенные показатели влияния здравоохранения на экономику страны за счет улучшения показателей здоровья населения и проведения профилактических мероприятий.
Заключение
Таким образом,
Здравоохранение - это одна из ведущих отраслей сферы производства услуг. Развитие рыночных отношений в целом не могло не сказаться на развитии экономических процессов в здравоохранении. Наблюдается коммерциализация дела охраны здоровья населения. Воздействие рынка на изменение экономических процессов в здравоохранении. Развитие рыночных отношений в целом не могло не сказаться на развитии экономических процессов в здравоохранении. Наблюдается коммерциализация дела охраны здоровья населения. Одним из проявлений коммерциализации является возрастающее увеличение объема платных медицинских услуг.
Само экономическое содержание хозяйственной деятельности медицинских учреждений в условиях рыночных отношений ставит его в разряд самостоятельных хозяйствующих субъектов, специализированных на медицинских услугах. Следствием изменения статуса медицинских учреждений является изменение характера экономических связей медицинских учреждений.
Услуги здравоохранения имеют множество экономических особенностей, так как, в большинстве своем, нематериальны и тесно связаны с человеческим фактором.
Здравоохранение, как сложная система, включающая ряд подсистем, имеет многообразные по содержанию, взаимному расположению, иерархии экономические связи. Поэтому и результат услуги здравоохранения имеет сложную структуру и может распадаться на много подрезультатов.
Возможно оценить эффективность рынка услуг здравоохранения с точки зрения медицинской эффективности, социальной эффективности и экономической эффективности.