Услуги в области здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 04:02, реферат

Описание

В работе рассмотрены характерные черты услуги здравоохранения и ее экономические особенности.

Содержание

1.Введение
2.Услуга здравоохранения, ее характерные черты и экономические особенности
3.Заключение
4.Литература
5.Приложение

Работа состоит из  1 файл

1. без лит-ры и приложения.docx

— 26.45 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

 

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Экономический факультет

Кафедра ________________

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Экономика организации»

на тему «Услуги в области  здравоохранения.»

 

 

 

Выполнил

студент группы №

_______

 

Проверил

ст. преподаватель

________Л. М.  Лукша

___________________

зачтено /не зачтено

 

 

 

 

Томск 2012

 

 

Оглавление

 

1.Введение

2.Услуга здравоохранения, ее характерные черты и экономические особенности

3.Заключение

4.Литература

5.Приложение 

Введение

Здравоохранение - это одна из ведущих отраслей сферы производства услуг. Содержательно сфера услуг  в целом и здравоохранение  в их числе относятся к разряду  потребительского производства: там  происходит потребление материальных благ, созданных в отраслях соответствующей  сферы. Одновременно в здравоохранении  происходит создание физической и психологической  основы деятельности, трудового потенциала, производство личного фактора жизни  общества. Здравоохранение прошло долгий путь развития. Фактически преобразовалось  от услуг народной медицины в широкий  спектр медицинских услуг, оказываемых  в современных специализированных учреждениях. В России среди этапов развития здравоохранения можно  выделить приказную, земскую, городскую  медицину. Сейчас, в процессе перехода России к рыночной экономике сформировалась новая отраслевая экономика здравоохранения.

Определим место здравоохранения  в сфере услуг. В зависимости  от роли услуг в процессе непрерывного и логически обусловленного производственного  процесса, а также от характера  удовлетворяемых теми или иными  услугами потребностей отрасли сферы услуг можно объединить в две информационно-статистические группы. Одна из этих групп, в которую входит и здравоохранение, представляет отрасли, деятельность которых направлена на удовлетворение социально-культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности. Другая группа охватывает отрасли бытового обслуживания, транспорта, связи, торговли и т.п.

Другой квалификационный подход позволяет разделить все  услуги на услуги производственного  и личного назначения, исходя из различий в потребителях, пользователях. Как среди производственных, так и среди личных услуг правомерно выделить материальные (материализованные) и чистые услуги.  Основная масса услуг, предлагаемых здравоохранением, относится к категории личных услуг. Вместе с тем услуги здравоохранения относятся по большей части к чистым услугам, не имеющим самостоятельно существующего материального объекта-носителя. Далее рассмотрим характерные черты услуги здравоохранения и ее экономические особенности. 

Услуга здравоохранения, ее характерные черты и экономические особенности

 

Необходимо отметить, что  здравоохранение как отрасль  народного хозяйства очень неоднородна  и разнообразна. В составе современного здравоохранения, относимого статистиками к категории так называемых больших отраслей, выделяется масса довольно-таки самостоятельных и одновременно чрезвычайно тесно взаимодействующих между собой структурных элементов, которые определяются как подотрасли специализации и производства. В качестве иллюстрации достаточно указать лишь некоторые из них: терапия, хирургия, педиатрия и санитария; рентгенология, радиология, иммунология, диетология и др.; клиническая, медико-профилактическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая специализации; стационарная, диспансерная, санаторно-курортная, амбулаторно-поликлиническая, хосписная и другие виды медицинской помощи; дерматология, гистология, микробиология, нейрофизиология, психиатрия, стоматология, онкология, кардиология, диабетология, отоларингология, гастрология, эндокринология, цитология и многие другие виды специализированной помощи имеют свою специфику.

Таким образом, услуги здравоохранения  столь же разнообразны по своему проявлению, сколь многопланова и сложна сама отрасль здравоохранения. (Список разновидностей услуг здравоохранения согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности см. Приложение).

Экономические особенности  медицинских услуг могут быть сведены в три большие взаимообусловленные классификационные группы.

Первую группу составляют особенности услуг здравоохранения, связанные со спецификой проявления самого результата профессиональной деятельности яиц, занятых в рассматриваемой нами области человеческой деятельности.

1. Результат профессиональной деятельности в здравоохранении, как правило, воплощен в самом человеке. Материальные услуги -- скорее исключение для здравоохранения (например, это рентгеновские снимки, электрокардиограммы, рецепты, на которых зафиксировано клинико-диагностическое мышление врача и которые, будучи выписаны, начинают, подобно книгам, жизнь, независимую от воли и сознания автора, и т.д.). При этом стоит обратить внимание на то, что между материальными и чистыми услугами вовсе не лежит непреодолимая грань. Напротив, они во многих случаях взаимопроникают и дополняют друг друга, образуют переходные, пограничные, смешанные формы и модификации.

2. Услуга, как отраслевой  результат здравоохранения, всегда  носит индивидуальный характер. Хотя само оно имеет дело с миллионами людей, в здравоохранении нет не только массового, но и мелкосерийного производства. Нельзя также произвести (оказать) услуги здравоохранения заранее, так сказать, впрок, а затем дождаться возникновения спроса и реализации этого своеобразного товара. На рынок услуг здравоохранения (и это характерно для многих видов чистых услуг) «выносятся» отнюдь не сами услуги, а лишь информация о тех услугах, которые могут быть оказаны пациентам.

3. Рассматриваемый нами результат, несмотря на всю свою индивидуальность, может быть разнообразным по своему физическому объему. В связи с этим в здравоохранении реально осуществление различных вариантов. Мы можем представить себе врача, который имеет дело только с одним пациентом, - личный врач какой-нибудь знаменитости. В этом случае результат его труда будет индивидуален в буквальном смысле. Впрочем, для поддержания собственной квалификации и этому врачу, очевидно, необходимо будет иметь более обширную практику.

4. Результат здравоохранения имеет сложную структуру и может распадаться на много подрезультатов. Отсюда следует важность осознания того, что для достижения общего истинного результата - здоровья - необходимы усилия как врачей - узких специалистов, так и врачей общей практики, а также и других категорий работников здравоохранения.

При этом целесообразно остановиться на самом понятии здоровья как  результата медицинской деятельности.

5. Результативность в здравоохранении напрямую не связана с величиной затрат.

6. Результат разнообразен по сроку проявления и необходимости повторного воздействия. Диапазон этого разнообразия может быть весьма значителен: от мгновенного достижения результата, как это бывает, например, при снятии болевых ощущений, и до долговременных, зачастую мучительных, повторяющихся с определенной периодичностью врачебных воздействий, которые только в своей совокупности могут привести к достижению поставленной цели.

7. Характер расчетов за достигнутый результат (оказанную услугу) также может быть различным. Это и прямая оплата, и оплата через бюджетные средства, и оплата из фондов, формирующихся в страховых организациях.

Вторая группа определения особенностей услуг здравоохранения связана с выражением количественных характеристик ее стоимости. Здесь важно выделить несколько моментов:

1. Услуга может предоставляться как в товарной (и именно в этом случае она начинает обладать стоимостными параметрами), так и внетоварной форме. Товарный характер услуг здравоохранения, а, следовательно, и первоначальный рынок медицинских услуг возник уже в эпоху древних цивилизаций (6-8 тыс. лет назад). С появлением эквивалента стоимости товарные отношения в здравоохранении трансформировались в товарно-нежные, которые являются господствующими в отрасли и сегодня, хотя еще отец медицины Гиппократ советовал врачу чтобы тот «не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание не на обилие средств у больного и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы».

2. Исходя из уже приведенных  положений, можно отметить, что  определение величины стоимости услуг здравоохранения может иметь несколько вариантов, при выборе которых врач неизбежно сталкивается с необходимостью решения комплексной клинико-экономической задачи. Далее отметим, что стоимость услуги здравоохранения не есть некая постоянная, данная раз и навсегда величина. Наоборот, она имеет тенденцию к изменению, причем чаще в сторону увеличения (особенно при длительном лечении).

3. Возможно, несмотря на всю неопределенность и непредсказуемость лечебно-профилактического процесса, создание экономических нормативов, включающих ряд взаимозависимых натуральных, стоимостных и относительных показателей и позволяющих, хотя бы ориентировочно, определить, во что обойдется предполагаемый процесс лечения или охраны здоровья.

Наконец, третья группа особенностей связана с процессом оказания (производства) услуг здравоохранения. К этим особенностям целесообразно отнести следующие черты:

1.Наличие большого количества  инвесторов (пациент, семья, предприятие, работодатель, общественные организации, включая конфессии, страховые компании, государство и международные структуры), оплачивающих процесс оказания услуг. Только совместное использование различных инвестиционных ресурсов позволяет сделать процесс оказания услуг здравоохранения непрерывным, качественным и эффективным.

2.Многообразие хозяйственных  связей, которые проявляются в ходе оказания медицинских услуг и без наличия которых не мыслится деятельность современного, подвергшегося значительной индустриализации здравоохранения.

3.Зависимость хода оказания  услуги здравоохранения от местных  природно-климатических условий, которые могут препятствовать или, наоборот, быть благоприятными для осуществления процесса лечения или профилактики различных заболеваний.

4. Наличие активной взаимосвязи по линии «врач-пациент». 
В процессе оказания услуг здравоохранения используются все известные методы воздействия на предмет труда: механические, физические, химические, биологические, социально-психологические. Пациент же, как объект медицинского воздействия, обладает наибольшей активностью, которая также может быть направлена как во вред ему, так и на благо. При этом в необходимых случаях сознательная активность пациента отключается (наркоз, гипноз).

5.Возможность территориальных  перемещений в процессе оказания услуг здравоохранения также отличает отрасль от многих видов деятельности в сфере материального производства, где процесс создания благ, как правило, территориально происходит в одном определенном месте.

6.В процессе оказания  услуг здравоохранения существует возможность ограничения усилий достижением промежуточного результата с последующим возобновлением оказания услуги при соответствующем изменении условий осуществления этого процесса.

7. Длительность процесса оказания услуги здравоохранения может быть разной. В целом же она охватывает всю жизнь, 
а в определенных случаях даже выходит за рамки пределов жизни конкретного человека.

Возможно оценить эффективность рынка услуг здравоохранения, специфические особенности которого определяются своеобразием самого объекта данной группы рыночных отношений - т. е. услуги. Различают следующие виды эффективности здравоохранения:

1. Медицинская эффективность - это степень достижения поставленных задач в области-профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

2. Социальная эффективность - оценка улучшения здоровья

населения.

3. Экономическая эффективность - прямые и косвенные показатели влияния здравоохранения на экономику страны за счет улучшения показателей здоровья населения и проведения профилактических мероприятий.

 

Заключение

 

Таким образом,

Здравоохранение - это одна из ведущих отраслей сферы производства услуг. Развитие рыночных отношений в целом не могло не сказаться на развитии экономических процессов в здравоохранении. Наблюдается коммерциализация дела охраны здоровья населения. Воздействие рынка на изменение экономических процессов в здравоохранении. Развитие рыночных отношений в целом не могло не сказаться на развитии экономических процессов в здравоохранении. Наблюдается коммерциализация дела охраны здоровья населения. Одним из проявлений коммерциализации является возрастающее увеличение объема платных медицинских услуг.

Само экономическое  содержание хозяйственной деятельности медицинских учреждений в условиях рыночных отношений ставит его в  разряд самостоятельных хозяйствующих  субъектов, специализированных на медицинских  услугах. Следствием изменения статуса  медицинских учреждений является изменение  характера экономических связей медицинских учреждений.

Услуги здравоохранения  имеют множество экономических  особенностей, так как, в большинстве  своем, нематериальны и тесно  связаны с человеческим фактором.

Здравоохранение, как сложная система, включающая ряд подсистем, имеет многообразные  по содержанию, взаимному расположению, иерархии экономические связи. Поэтому  и результат услуги здравоохранения  имеет сложную структуру и может распадаться на много подрезультатов.

Возможно оценить эффективность рынка услуг здравоохранения с точки зрения медицинской эффективности, социальной эффективности и экономической эффективности.

 


Информация о работе Услуги в области здравоохранения