Валютная
система - это организационно-правовая
форма реализации валютных отношений
в рамках определенного экономического
пространства. Эти границы совпадают
с границами соответствующих
валютных рынков. Поэтому валютные
системы тоже делятся на три вида:
национальные, международные (региональные)
и мировую. Совпадение границ отдельных
валютных рынков и валютных систем обеспечивает
их внутреннюю единство: рынок создает
экономическую основу для системы, а система
механизмом обеспечения функционирования
и регулирования рынка. Национальные валютные
системы базируются на национальных деньгах
и, по сути, являются составляющими денежных
систем отдельных стран. Как и эти последние,
они определяются общегосударственным
законодательством. Международные и мировая
валютные системы основываются на многих
валютах ведущих стран мира и международных
(коллективных) валютах (евро, СДР и др.)
и формируются на основании межгосударственных
соглашений и мировых традиций.
Как организационно-правовое явление
национальная валютная система состоит
из целого ряда элементов. Основными из
них являются:
1
Название, купюрность и характер
эмиссии национальной валюты. В
Украину национальная валюта
называется гривней.
2.
Степень конвертируемости национальной
валюты. Украинская национальная
валюта гривня является частично конвертируемой.
Верховная Рада Украины ратифицировала
соглашение о присоединении к VIII статье
Устава МВФ, которой предусмотрено свободную
конвертируемость национальной валюты
в иностранную с операций по текущим платежам.
3.
Режим курса национальной валюты. Законодательное
определение режима валютного курса Верховная
Рада Украины возложила на Кабинет Министров
и НБУ. Режим валютного курса постепенно
менялся от жесткой фиксации через регулируемое
плавание (в пределах «валютного коридора»)
к свободному плавания, было введено в
2000 г.
4. Режим использования иностранной
валюты на национальной территории
в общем экономическом обороте.
Обычно этот режим сводится
к полной запреты, или к запрету
с некоторыми исключениями для
отдельных видов платежей. В Украине запрет
на использование инвалюты во внутренних
платежах была введена лишь в 1995 г., хотя
по некоторым платежам разрешено ее использование
и сейчас: предоставление инвалютных ссуд
банками, оплата услуг, связанных с внешнеэкономической
деятельностью (оплата авиабилетов на
международных авиалиниях, оплата таможенных
услуг и т.п.) и в других, определенных НБУ
случаях.
5.
Режим формирования и использования
государственных золотовалютных
резервов. Он устанавливается для
обеспечения стабильности национальных
денег и может проявляться двояко:
- В форме жесткой привязки
национальной валюты к определенной
иностранной (Национальной или
коллективной) с установлением фиксированного
курса ее к этой валюты. При
таком режиме иностранная валюта
превращается в обеспечение национальных
денег, то есть государственные запасы
ее должны на 100% обеспечивать имеющуюся
в обороте массу национальных денег. Эмиссия
последних осуществляется только через
покупку этой валюты на внутреннем рынке,
а изъятие из оборота - через ее продажу.
При таком режиме курс национальной валюты
«плавает» вместе с курсом базовой иностранной
валюты, а центральный банк страны теряет
отдельные свои функции, в частности функцию
кредитора последней инстанции, в известной
мере теряет свой статус органа монетарной
политики. Не случайно денежную систему
при таком режиме в мировой практике называют
системой «валютного бюро», а центральный
банк становится органом такого бюро;
- В форме использования валютных
запасов для поддержания равновесия
на национальном валютном рынке с целью
стабилизации внешней и внутренней стоимости
денег при сохранении независимости центрального
банка в проведении национальной монетарной
политики и выполнении им всех традиционных
функций. Украина ввела раз этот режим
использования золотовалютных резервов.
6.
Режим валютных ограничений, которые
вводятся или отменяются законодательным
органом в зависимости от экономической
ситуации в стране. Если экономика
разбалансирована, национальные деньги
не стабильны, в стране вводятся
определенные запреты, ограничения, лимитирование
и т.д. на операции с иностранной валютой.
Так, в Украине в период обострения экономического
и финансового кризиса было введено ограничение
на открытие юридическими лицами счетов
в иностранных банках и запрещено перевода
на них инвалюты; экспортерам запрещалось
свободно распоряжаться своей валютной
выручкой, и они обязаны были полностью
или частично продавать ее на валютном
рынке т.д. По мере улучшения экономической
ситуации подобные ограничения ослаблялись
или вовсе отменялись. Развитые страны
в последние десятилетия вообще отменили
валютные ограничения.
7.
Регламентация внутреннего валютного
рынка и рынка драгоценных
металлов. Нормативными актами определяется
в Украине порядок функционирования
биржевого рынка, межбанковского валютного
рынка; центральный банк осуществляет
лицензирование деятельности коммерческих
банков по валютных операций, выдает разрешения
юридическим лицам-резидентам на открытие
счетов в иностранных банках, контролирует
поступление выручки экспортеров в страну.
Регламентируется режим текущих и срочных
вкладов в иностранной валюте. До 1998 г.
в Украине не разрешалось осуществлять
на рынке операции с драгоценными металлами.
По мере оздоровления экономической ситуации
в Украине режим валютного рынка становится
все более либеральным.
8. Регламентация международных расчетов
и международных кредитных отношений.
Нормативными актами Украины
четко регламентируется: порядок
открытие в наших банках корреспондентских
счетов иностранных банков и,
наоборот, порядок осуществления платежей
по отдельным видам коммерческих операций
и форм расчетов, порядок перевод иностранной
валюты за границу физическими лицами.
9. Определение национальных органов,
на которые возлагается проведение
валютной политики, их прав и обязанностей
в этой сфере. Такими органами в Украине
являются: Кабинет Министров Украины;
Национальный банк Украины; Государственная
налоговая администрация; Государственный
таможенный комитет; Министерство связи
Украины. В определении целей и задач валютной
политики на определенный период, кроме
Кабинета Министров и НБУ, участвуют Администрация
Президента и Верховная Рада Украины.
Валютное регулирование и валютный контроль
в стране осуществляет НБУ, который имеет
право делегировать часть этих функций
на выбранные коммерческие банки, предоставив
им лицензии на осуществление валютных
операций и статус агентов по валютному
контролю (уполномоченных банков). Органы
Государственной налоговой администрации
осуществляют контроль за валютными операциями,
которые проводятся на территории Украины
резидентами и нерезидентами. Органы Государственного
таможенного комитета контролируют соблюдение
правил перемещения валютных ценностей
через таможенную границу Украины. Органы
Министерства связи контролируют соблюдение
правил почтовых переводов и пересылки
валютных ценностей через государственную
границу. Указанные государственные органы
и коммерческие банки создают инфраструктуру
валютной системы, в центре которой находится
НБУ как орган государственного валютного
регулирования и контроля. Общая схема
элементной структуры и назначения национальной
валютной системы приведена на рис 6.3.
Рис. 6.3. Схема элементной структуры и
назначения национальной валютной системы
По мере интеграции национальных экономик
в международные (региональные) структуры
и в мировую экономику сформировались
и успешно функционируют международные
(региональные) и мировая валютные системы,
которые взаимодействуют между собой
и с национальными валютными системами
стран-участниц (структура и механизм
функционирования этих систем и связи
с ними Украина будут рассмотрены в разделе
6.6). Важным назначением национальной валютной
системы является разработка и реализация
государственной валютной политики как
совокупности организационно-правовых
и экономических мер в сфере международных
валютных отношений, направленных на достижение
определенных государством целей. Конечными
целями валютной политики являются стратегические
цели монетарной политики вообще - рост
занятости и производства ВВП, стабилизация
цен. Механизм валютной политики связан
также с промежуточными и тактическими
целями монетарной политики, поскольку
имеет возможность влиять своими инструментами
на основные монетарные индикаторы - массу
денег в обороте и процентную ставку. Кроме
загальномонетарних целей, валютная политика
имеет свои специфические цели, которые
реализуются преимущественно в валютной
сфере, и тоже производят существенное
влияние на развитие реального сектора
экономики. Это, в частности: либерализация
валютных отношений в стране; обеспечение
сбалансированности платежного баланса
и стабильных источников поступления
иностранной валюты на национальный рынок;
обеспечение высокого уровня конвертируемости
национальной валюты; защита иностранных
и национальных инвестиций в стране; обеспечение
стабильности курса национальной валюты.
Достижение целей валютной политики обеспечивается
через законодательное регулирования
валютных отношений (валютное регулирование)
и контроль за выполнением установленных
требований, норм и правил (валютный контроль).
Поэтому понятие валютной политики и валютного
регулирования тесно между собой связаны.
При широкой трактовке валютной политики
валютное регулирование и контроль являются,
по сути, ее составляющими. В состав валютной
политики входит также международное
валютное сотрудничество, в том числе
с международными валютно-финансовыми
организациями. Валютное регулирование
- это деятельность государства и уполномоченных
им органов по регламентации валютных
отношений экономических субъектов и
их деятельности на валютном рынке. Такая
регламентация той или иной степени распространяется
на все составляющие валютных отношений
и валютного рынка, и прежде всего на: процесс
курсообразования; выполнения платежной
функции иностранной валютой на внутренних
рынках страны; деятельность коммерческих
банков и других структур на валютном
рынке; осуществление международных платежей
по текущим операциям платежного баланса;
осуществление международных платежей
по капитальным операциям платежного
баланса и развитие иностранных инвестиций
в экономику страны; ввоз и вывоз валютных
ценностей через государственную границу;
кредитные отношения резидентов с нерезидентами;
формирование и использование золотовалютных
резервов. Эффективность регламентации
валютных отношений по указанным направлениям
значительной степени зависит от количества
и степени определенных ограничений каждого
из них. За введения или усиления, отмены
или ослабления таких ограничений органы
валютного регулирования могут направлять
валютные потоки в выгодных для национальной
экономики направлениях и объемах. Валютные
ограничения являются достаточно мощным,
эффективным и оперативным инструментом
валютной политики. Введя или отменив
то или иное ограничения (в виде нормы,
запреты, правила и т.д.), государство должно
возможность немедленно и довольно ощутимо
повлиять на определенный валютный поток
в направлении, что отвечает современной
ситуации в экономике или на денежном
рынка. Между тем этот инструмент имеет
преимущественно административный характер
и противоречит тенденции либерализации
валютных отношений. При современной ситуации
в Украине это один из ключевых валютных
инструментов, однако в перспективе его
роль снизится. Наиболее жесткими ограничениями,
которые применялись НБУ в его валютной
политике переходного периода, были: введение
обязательной продажи предприятиями экспортной
выручки в инвалюте (на 100% или на 50%); запрет
(или ограничение) предоставление предприятиями-резидентами
коммерческого кредита контрагентам-нерезидентам;
запрет спекулятивных валютных операций
на рынке; запрет резидентам, в том числе
банкам, предоставлять денежные ссуды
нерезидентам за счет ресурсов, мобилизованных
внутри страны. Такие ссуды разрешаются
только за счет средств, одолженных на
внешнем рынка; запрет вывоза валютных
средств юридических лиц без разрешения
НБУ и физических лиц сверх установленной
нормы; контроль за прямыми инвестициями,
направленный на сбалансирование прямых
инвестиций резидентов за рубежом и прямых
инвестиций нерезидентов в Украина; лимитирование
валютной позиции коммерческих банков-резидентов
и контроль за соблюдением установленных
нормативов открытой позиции; жесткая
фиксация валютного курса национальной
валюты. Помимо валютных ограничений,
практика валютного регулирования выработала
еще ряд методов (инструментов), которые
обеспечивают преимущественно экономическое
влияние на валютные отношения. Это, в
частности: курсовая политика; учетная
(дисконтная) политика и другие инструменты
монетарной политики; валютная интервенция
(девизная политика); регулирования сальдо
платежного баланса; формирование и использование
золотовалютных резервов. Курсовая политика
заключается в целенаправленном проведении
комплекса мероприятий с целью коррекции
курса национальной валюты. Если такая
коррекция направлена на снижение обменного
курса, то курсовая политика называется
политикой девальвации. Девальвация национальной
валюты способствует повышению конкурентоспособности
национального производства, усилению
торговых позиций страны на мировом рынке
и стимулирования экспорта. Вместе с тем
политика девальвации может негативно
влиять на позиции импортеров, так им придется
покупать инвалюту по более высокому курсу.
Это может спровоцировать рост цен на
импортные товары. Поэтому при внедрении
политики девальвации нужно хорошо взвесить
как положительные, так и отрицательные
последствия. Если страна много импортирует
производственных ресурсов (энергетических,
сырьевых и т.п.), то потери импортеров
могут полностью перекрыть выигрыш экспортеров
и при этом начнется инфляционный рост
цен. Если целью курсовой политики является
повышение обменного курса, то она называется
политикой ревальвации. Эта политика стимулирует
развитие импорта, поскольку импортеры
для своих платежей за границей покупать
инвалюту по более низкому курсу. Будет
увеличиваться предложение на товарных
рынках, что позитивно скажется на стабильности
цен. Сокращаться производственные затраты
на предприятиях с большим потреблением
импортируемых энергии, сырья, материалов,
комплектующих. Расширяются возможности
внедрение в отечественное производство
новейших техники, технологии, компьютерных
систем, закупленных по импорту. Вместе
с тем предприятия-экспортеры за политики
ревальвации испытывать потери. Если одновременно
они не большие «потребителями импорта»,
то могут ослабить свои конкурентные позиции
на мировом рынке. Поэтому политику ревальвации
нужно применять тоже очень осторожно
и взвешенно. Учетная (дисконтная) политика
центрального банка состоит в целенаправленном
повышении или понижении учетной ставки
и соответствующей изменении ставки депозитного
и ссудного процента. Если процентные
ставки увеличиваются, то уменьшается
масса национальных денег в обороте, снижается
отток свободных капиталов за границу,
растет приток иностранной валюты (свободных
капиталов) из-за рубежа. Все это способствует
росту курса национальной валюты, укреплению
ее позиций на валютном рынка. При снижении
учетной ставки весь процесс влияния на
валютный рынок происходит в обратном
направлении. Таким же образом - через
регулирование массы денег в обороте -
можно влиять на конъюнктуру валютного
рынка с помощью других инструментов монетарной
политики - изменением нормы обязательного
резервирования, операциям на открытом
рынке и т.д. 8 заключается в оперативном
поддержании валютного рынка в состоянии
равновесия путем увеличения или уменьшения
покупки или продажи центральным банком
иностранной валюты за национальную. Чтобы
остановить падение курса национальной
валюты и рост курса иностранной валюты,
центральный банк должен увеличить продажи
иностранной валюты на рынке, подняв тем
самым ее предложение к имеющемуся спросу.
И наоборот, чтобы остановить повышение
курса национальной валюты и падение курса
иностранной, он должен уменьшить продажа
или увеличить покупку последней. Применяя
то один, то другой из этих инструментов,
центральный банк может длительное время
поддерживать валютный рынок и курс в
состоянии равновесия. Для этого он должен
иметь достаточный объем валютных резервов.
Валютные интервенции очень широко применяются
в мировой практике валютного регулирования.
Активно применяет его также НБУ, периодически
скупая иностранную валюту, а также продавая
ее в случае ухудшения конъюнктуры валютного
рынка. Однако следует иметь в виду, что
валютные интервенции влияют не только
на конъюнктуру валютного рынка и динамику
валютного курса, но и на конъюнктуру рынка
денег и товарных рынков. Ведь продажа
иностранной валюты за национальную приводит
к уменьшению массы денег в обороте и предложения
денег, что вызывает рост уровня процента,
сокращение платежеспособного спроса.
Чтобы не создавать подобных последствий
валютной интервенции на реальный сектор
экономики, одновременно с операциями
валютной интервенции проводят стерилизующие
операции на открытом рынке противоположного
направления: в случае продажи иностранной
валюты на валютном рынке на такую же сумму
на открытом рынке покупают ценные бумаги,
а при покупке иностранной валюты продают
ценные бумаги. Такие операции называются
стерилизованной интервенцией. Особую
роль в валютном регулировании играют
такие инструменты, как платежный баланс
и золотовалютные резервы. Эти вопросы
будут рассмотрены в подразделе 6.5. Особенности
формирования валютной системы Украины.
Формирование валютной долл. США. валютных
отношений. Это инфляции. Особенно По государства.
Украина. Это Это операциями. т.д.
валюте.
позиции. Назначение валюта Валютный
контроль Валютное регулирования политики
Литература
Закон Украины «О Национальном
банке Украины» от 20 мая 1999
Закон
Украины «О банках и банковской деятельности»
от 7 декабря 2000
Закон Украины «О платежных
системах и переводе денег
в Украине» от 5 Апрель 2001
Указ
Президента Украины «О денежной реформе
в Украине» / / Вестник НБУ. - 1996. - №
5.
Гальчинский
А. С. Теория денег. - М.: Основы. - 2001.
Долан
Э. Дж, Кэмпбэлл К. Л., Кэмпбэлл Г. Дж. Деньги,
банковское дело и денежно-кредитная
политика. - М.; Л., 1991.
Деньги, кредит, банки / Под ред.
О. И. Лаврушина. - М., 1998.
Деньги
и кредит / Под ред. Б. С. Ивасива. -
М., 1999. Мышкин Фредерик С. Экономика денег,
банковского дела и финансовых рынков.
- М., 1998.
Усоскин В. М. Современный коммерческий
банк: управление и операции. - М.,
1993.
Фридмен
М. Количественная теория денег. - М., 1996.
Кейнс
Дж. М. Трактат о денежной реформе. Общая
теория занятости, процента и денег. - М.,
1999. Деньги / Под ред. А. А. Чухно. - М., 1997.
Савлук
М. И. Новая национальная валюта гривна
работает на экономику Украины / / Финансы
Украины. - 1997. - № 2.
Савлук М. И., Сугоняко А. Хватает
денег экономике Украины? / / Вестник НБУ.
- 1997. - № 4.
Савлук М. И. Денежно-кредитная
политика Национального банка
Украины и оценка ее эффективности
/ / Вестник НБУ. - 1999. - № 1.