Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 13:57, курсовая работа
Цель курсовой работы - оценить состояние и выявить перспективы развития валютной системы мирового хозяйства.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы государственного регулирования валютной системы.
2. Изучить закономерности развития процессов регулирования в валютной сфере.
Предмет исследования - валютная система современного мирового хозяйства.
При написании курсовой работы были использованы работы российских и зарубежных авторов, справочная литература, методическая литература, периодическая литература, а также ресурсы глобальной сети Интернет.
Введение 2
1 Теоретические основы государственного регулирования валютной системы 4
1.1 Состояние и перспективы развития валютной системы современного мирового хозяйства 4
1.2 Валютное регулирование: необходимость и сущность 8
1.3 Роль и место Центрального банка Российской Федерации в формировании и осуществлении валютного регулирования и валютного контроля……………………………………………………………………………12
2 Закономерности развития процессов регулирования в валютной сфере 14
2.1 Тенденции и различия валютного регулирования в мировой практике 14
2.2 Современное состояние валютного регулирования и валютного контроля в РФ 16
2.3 Политика валютного регулирования в период валютного кризиса 19
3 Концепция дальнейшего совершенствования и развития системы валютного регулирования и валютного контроля в России 23
3.1 Мероприятия совершенствования и развития системы валютного регулирования и валютного контроля в России 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Основные элементы национальной и мировой валютных систем представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1 - Основные элементы национальной и мировой валютных систем [7, c. 320]
№ | Элементы национальной и мировой валюты |
1 | Национальная валютная система. |
2 | Международная валютная система. |
3 | Национальная валюта. |
4 | Резервные валюты, международные счетные валютные единицы. |
5 | Условия конвертируемости национальной валюты. |
6 | Условия взаимной конвертируемости валют. |
7 | Условия взаимной конвертируемости валют. |
8 | Паритет национальной валюты. |
9 | Унифицированный режим валютных паритетов |
10 | Режим курса национальной валюты. |
11 | Регламентация режимов валютных курсов. |
12 | Наличие или отсутствие валютных ограничений, валютный контроль. |
13 | Межгосударственное регулирование валютных ограничений. |
14 | Национальное
регулирование международной |
15 | Межгосударственное
регулирование международной |
16 | Регламентация
использования международных |
17 | Унификация правил использования международных кредитных средств обращения. |
18 | Унификация основных форм расчетов страны. |
19 | Режим мировых валютных рынков и рынков золота. |
20 | Национальные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения страны. |
21 | Международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование. |
Основой
национальной валютной системы является
национальная валюта - установленная законом
денежная единица данного государства.
Деньги, используемые в МЭО, становятся
валютой. В международных расчетах обычно
используется иностранная валюта - денежная
единица других стран. С ней связано понятие
девиза любое платежное средство в иностранной
валюте. Иностранная валюта является объектом
купли-продажи на валютном рынке, используется
в международных расчетах, хранится на
счетах в банках, но не является законным
платежным средством на территории данного
государства (за исключением периодов
сильной инфляции). Категория «валюта»
обеспечивает связь и взаимодействие
национального и мирового хозяйства.
2.2
Современное состояние
валютного регулирования
и валютного контроля
в РФ
Валютное регулирование операций, связанных с кредитами и займами (кредиты отличаются от займов тем, что выдаются банками и другими кредитными организациями, имеющими соответствующую лицензию) определяется в основном двумя обстоятельствами:
- сроком кредита (до или свыше 180 дней);
- субъектным составом (резидент или нерезидент, физическое или юридическое лицо, имеет банковскую лицензию или нет, сторона по договору или третье лицо).
По определению, данному Законом «О валютном регулировании...», все финансовые кредиты и займы в валюте, выдаваемые на срок до 180 дней, относятся к текущим операциям и, соответственно, выдаются и получаются резидентами без особых разрешений (не говоря уже о нерезидентах). Никаких ограничений по субъектному составу в данном случае также не предусмотрено: вернуть валютный кредит может, в том числе, и третье лицо по договору (то есть не тот, кто занимал деньги, а, например, поручитель).
Начиная
с 2001 г. резидентам (юридическим лицам)
также разрешено без
Кроме того, некоторые виды капитальных операций, связанных с кредитами и займами, разрешены упоминавшимся выше Положением 39 ЦБР. Сюда относятся валютные кредиты от уполномоченных (российских) банков, получаемые резидентами на срок свыше 180 дней. Разрешены, естественно, и возврат такого кредита, выплата процентов и неустоек по нему, а также валютные выплаты по договорам поручительства по таким кредитам. Кроме того, там же разрешены без ограничений валютные выплаты резидентов нерезидентам по договорам поручительства (по любому кредиту или займу, предоставленному нерезидентом другому резиденту).
Итак, с точки зрения субъектного состава ситуация выглядит следующим образом.
- Если кредитор - уполномоченный банк, то никаких ограничений для кредитования в валюте нет (согласно Положению 39 и валютной лицензии банка). Должником может быть как резидент, так и нерезидент.
- Если кредитор - резидент (но не банк), он может предоставить заем в валюте любому субъекту (нерезиденту, резиденту, даже, при желании, банку) на срок до 180 дней, согласно Закону.
- Если кредитор - нерезидент, он может предоставить резиденту - юридическому лицу кредит или заем на любой срок (а резидент, соответственно, получить и возвратить его), в том числе свыше 180 дней, согласно Указанию 1030-У. А вот резидент - физическое лицо не может получать таких долгосрочных (свыше 180 дней) кредитов и займов от нерезидентов.
Во всех случаях резиденты осуществляют расчеты по кредиту непременно через свои счета в уполномоченных (российских) банках (это касается и физических лиц!). Для зачисления денег на зарубежный счет требуется особое разрешение ЦБР. Юридические лица зачисляют полученную в долг валюту на свои транзитные счета, но обязательной продаже они не подлежат (о режимах счетов ниже).
Отметим, что выплата резидентом процентов по валютному кредиту от нерезидента (или наоборот) - текущая валютная операция, а потому допускается без ограничений.
Неочевидный вопрос - может ли резидент вернуть полученный в российском банке валютный кредит рублями (нерезидент не может, согласно режиму своих рублевых счетов, о которых тоже ниже). Резиденту же это в принципе не возбраняется, хотя явно такая ситуация инструкциями и не предусмотрена.
С другой стороны, он всегда может купить на эти рубли валюту и ею рассчитаться по кредиту (вариант, неформально рекомендуемый ЦБР).
Как отмечалось, допускается погашение долгосрочного валютного займа (кредита) не самим должником, а его гарантом (или поручителем). Однако при этом дальнейшие расчеты в валюте между самим должником (резидентом) и его гарантом (или поручителем) не предусмотрены. Соответственно, им придется рассчитываться в рублях, хотя это и не всегда удобно (например, когда гарант - нерезидент).
Рублевые кредиты и займы, предоставляемые резидентом нерезиденту (или наоборот) формально относятся к валютным операциям, но они осуществляются без ограничений в соответствии с режимом рублевых счетов нерезидентов (о чем ниже). А именно, получать их нерезидент (юридическое лицо) может только на «неконвертируемый» счет (типа «Н»); выдавать же с любого, но получать возврат долга - только на счет того же типа.
Порядок валютного контроля в отношении валютных кредитов и займов (на любой срок), получаемых резидентами от нерезидентов (и наоборот), описан в Инструкции 101-И ЦБР (Инструкция ЦБР от 10 сентября 2008 г. N 101-И «О порядке учета уполномоченными банками валютных операций резидентов, связанных с получением от нерезидентов кредитов и займов в иностранной валюте и предоставлением нерезидентам займов в иностранной валюте»). [15, c.471]
Важный принцип, заложенный в Инструкции 101-И, - то, что ответственность за сбор необходимых документов лежит прежде всего на самом резиденте (а не на его банке - агенте валютного контроля).
Еще до начала операций клиент предоставляет в свой банк сведения о заключенном договоре. Если нужно, предоставляется и разрешение ЦБР (в частности, на долгосрочный кредит от нерезидента физическому лицу). При этом банк приобретает статус «банка заемщика» (или займодавца). По каждой проведенной валютной операции по договору клиент предоставляет в банк справку по установленной форме.
Расчеты
по договору могут проводиться через
любой банк, не обязательно через
«банк заемщика» (займодавца), но в
этот последний предоставляются
реестры платежей (ежемесячно) и справка
о состоянии задолженности (ежеквартально).
На основании полученных документов банк
ведет базу данных по договору, а о нарушениях
информирует территориальное учреждение
ЦБР. При этом за непредставление документов
резидент несет ответственность как за
нарушение валютного законодательства.
2.3
Политика валютного
регулирования в
период валютного
кризиса
Кризис 2008-2009 г.г . стал очередным тяжелым испытанием в развитии российского валютного рынка. Повысился спрос на доллар, что значительно снизило положение рубля. Рис. 2.1.
После очередного снижения курса рубля 5 декабря 2008 года относительно бивалютной корзины на 1 %, что связывалось с удешевлением основой статьи российского экспорта — нефти (цены на марку Urals 5 декабря снизились до четырехлетнего минимума — $36 за баррель), участники рынка ожидали от ЦБ более резкой девальвации уже в начале 2009 года.
Во
второй половине января 2009 года были обнародованы
новые расчёты
Рис. 2.1 Динамика курса доллара США к российскому Рублю.[16]
Обнародованный в конце января прогноз Международного валютного фонда резко ухудшил прогноз развития экономики России и мира на 2009 год: объём российского ВВП, по расчётам МВФ, должно было упасть на 0,7 %, а не на 0,2 %, как рассчитывали в то время в Минэкономразвития.
Рис. 2.2 График изменения годового реального ВВП России за 1991-2010 г.г.[16]
Данные ВВП-индикатора банка VTB Capital за январь 2009 года свидетельствовали о снижении в годовом исчислении официального российского ВВП в первом квартале, что означало первое снижение экономики в годовом исчислении, начиная с первого квартала 1999 года. (Рис. 2.2)
17 февраля Минэкономразвития скорректировало прогноз на 2009 год до минус 2,2 % ВВП, минус 7,4 % по промышленности и примерно минус 14 % по инвестициям, оставив прогноз по цене нефти прежним — 41 доллар за баррель.
30 декабря 2009 года В. В. Путин заявил, что активная фаза российского экономического кризиса преодолена.
В 2009 году индекс потребительских цен в России повысился на 8,8 %, это самый низкий показатель инфляции в новейшей истории России.
По данным доклада Росстата, обнародованным в феврале 2010 года, падение российского ВВП в 2009 году составило 7,9 %, что явилось наихудшим результатом среди стран «восьмерки» в 2009 году.
Информация о работе Валютная система современного мирового хозяйства