Валютное регулирование в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:34, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - исследовать практику государственного регулирования в целях создания эффективного и соответствующего мировым стандартам механизма валютного сотрудничества с другими странами; проанализировать механизм и проблемы валютного регулирования; рассмотреть процесс унификации действующего валютного законодательства с российским.

Содержание

Введение
1. Законодательные основы валютного регулирования в РБ
2. Сферы применения валютного регулирования
3. Основные инструменты валютного регулирования
4. Особенности регулирования валютного рынка на современном этапе
5. Тенденции и факторы изменения чистого спроса населения на иностранную валюту
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Валютное регулирование в Республике Беларусь 2 htabrf.doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

 

значительная часть внешней  торговли осуществляется со страной, к  валюте которой привязана национальная валюта (для создания стабильных условий  торговли для национальных производителей);

 

макроэкономическая политика ориентирована  на поддержание инфляции на уровне страны, к валюте которой предполагается осуществлять привязку (при условии  низких уровней инфляции);

 

в стране осуществляются структурные  реформы, и обеспечивается реальная независимость Центрального банка.

 

 

При этом фиксированный валютный курс без проведения ощутимых реформ не может обеспечить длительной макроэкономической стабилизации. Поэтому с введением  фиксированного курса правительству  необходимо одновременно уравновесить такие макроэкономические показатели, как объем денежной массы, объем товаров и услуг и уровень цен. Очень важно не допустить роста номинальной заработной платы, так как иначе ее рост будет съедать прибыли предприятий-экспортеров, которые не смогут соответственно повысить свои цены ввиду необходимости сохранения конкурентоспособности на мировом рынке.

 

Т.о., при использовании механизма  Валютного Совета и единой валютной зоны, фиксированного обменного курса, стране необходимы значительные иностранные  резервы для завоевания, а затем поддержания доверия к национальной валюте, а также обеспечения полной конвертируемости национальной валюты в иностранную валюту, с которой она объединена в случае режима Валютного Совета.

 

Механизм валютных ограничений  предусматривает ускорение валютных поступлений на корреспондентсткие счета Центрального банка и уполномоченных банков, сдерживание вывоза валютных ценностей из страны, так как механизм валютных ограничения, как правило, распространяется на движение капитала. Основанная на этом режиме экономическая политика руководящих органов страны обеспечивает постепенность экономического подъема и перехода к рыночной экономике, стабилизацию потоков сбережений резидентов на стадии, когда доверие к валютной стратегии руководства еще не вполне установилось.

 

 

Фиксированный валютный курс эффективен [6]:

 

при значительных резервах иностранной  валюты у центрального регулирующего  органа;

 

при отсутствии неожиданных ценовых  шоков;

 

в случае привязки к корзине валют.

 

 

В странах с переходной экономикой использование номинального валютного курса ограничено тем, что в этих странах инфляция имеет не только монетарное происхождение, но также связана с деформацией механизма ценообразования, сильным монополизмом в экономике и кризисом неплатежей.[6]

 

Фиксированный валютный курс, как  правило, не является эффективным при  кризисе платежного баланса ввиду  неизбежности макроэкономической корректировки. При фиксированных валютных курсах эффективность фискальной политики относительно выше, чем монетарной, так как весь эффект от изменения объема денежной массы уходит на цели поддержания валютного курса и не затрагивает уровней занятости и выпуска.

 

 

2.2. Влияние теневого валютного  рынка на выбор валютного режима

 

 

Неотъемлемым сегментом официального валютного рынка при данном валютном режиме обменного курса является наличие теневого валютного рынка.

 

Оптимальность валютного режима и  механизма валютного регулирования  проявляется в следующем[3]:

 

минимизации спекулятивных факторов, влияющих на динамику валютно-обменного курса национальной валюты, как на сегментах внутреннего валютного рынка, так и на внешнем валютном рынке «FOREX»;

 

в повышении конкурентоспособности  экспортной отечественной продукции, выражающейся как в сокращении дефицита текущего счета платежного баланса, так и минимизации оттока капитала.

 

 

Валютно-обменные котировки теневого рынка ориентируются на котировки  неорганизованного рынка нерезидентов, на котором используется механизм валютного  режима свободного плавания обменного  курса. В конечном итоге валютно-обменные котировки теневого рынка окончательно подрывают доверие субъектов хозяйствования (резидентов и нерезидентов) и физических лиц к национальной валюте. По этим причинам с середины 70-х годов развивающиеся страны начали постепенно менять системы методов расчета обменного курса. От привязывания валютно-обменного курса национальной валюты к одной валюте они переходят к ориентации курса национальной валюты к корзине валют, либо к применению более гибкой системы расчета валютных курсов, при которой курс национальной валюты часто пересматривается.

 

 

Решение возрастающего числа развивающихся  стран перейти от привязки к отдельной  валюте к методу корзины валют, частично, вызвано желанием максимально снизить  неблагоприятное воздействие на экономику колебаний валютного курса основных валют, которые происходят с момента всеобщего признания плавающих валютных курсов в 1973 году и особенно в 80-е годы. Курсовые колебания создали для развивающихся стран массу проблем, начиная от неопределенности доходов от инвестиций в сектор от экспортируемых товаров, до управления государственными финансами, внешним долгом и резервами в иностранной валюте.

 

Развивающиеся страны стали также  все более активно обращаться к режиму с более гибким установлением  обменного курса национальной валюты, при котором валютный курс часто пересматривается. Эти системы именуются в официальных документах как «приспособление к индексам», «управляемое плавание» или «независимое плавание», но эти термины не соответствуют действительности, так как в большинстве случаев валютный курс устанавливается органами государственного валютного регулирования, хотя его достаточно часто пересматривают. Одна из проблем для развивающихся и не слишком стабильных экономик состоит в том, что внешние обменные рынки многих таких стран слишком слабы, чтобы предотвратить чрезмерную изменчивость курсов.

 

 

2.3. Использование свободно плавающего  валютного курса

 

 

Своевременно учитывающим соотношение  спроса и предложения на национальную валюту является режим свободного плавания валютно-обменного курса.

 

В случае отсутствия достаточных резервов для интервенций в целях поддержания  объявленного фиксированного уровня обменного  курса, для Центрального банка наиболее приемлемым становится вариант выбора валютного режима свободно плавающего курса. Однако принятие такого решения отпугивает необходимостью частого изменения валютного курса и проведения валютных интервенций со стороны государства по открытым правилам. Государственные органы валютного регулирования лишаются возможности распределения иностранной валюты директивным способом. При валютном режиме свободно плавающего курса происходит частое изменение валютного курса под влиянием изменений реального спроса и предложения на иностранную валюту на внутреннем и внешнем валютных рынках.

 

Центральный банк, как правило, следит за обменным курсом и определяет его  влияние на изменение внутренних цен. В странах с переходной экономикой складывается ситуация, когда внутренние цены ориентируются на обменный курс. В промышленно развитых странах обменный курс зависит от уровня цен. Центральный банк может влиять на динамику обменного курса посредством изменения процентной ставки. Для успешного применения валютного режима свободноплавающих обменных курсов нужно гораздо меньше резервов в иностранной валюте, чем для успешной реализации режима с фиксированным обменным курсом.

 

 

Гибкие валютные курсы наиболее благоприятны для стран со стабильной и планируемой денежной и бюджетной  политикой. Устранение нестабильности экономической политики как  источника внутренней нестабильности означает, что наибольшее влияние будет оказывать внешнеторговый сектор, гибкие валютные курсы помогут преодолеть их отрицательное влияние с наименьшими потерями для экономики.

 

Если экономика страны широко диверсифицирована, то ценовая эластичность спроса будет достаточно высока, и система плавающего валютного курса будет способна нормально функционировать и более эффективно реагировать на потребности, как внутреннего регулирования, так и внешнего. Чем выше открытость экономической системы, тем сильнее воздействие регулирования валютных курсов на стабильность местных относительных цен в национальной валюте и распределение ресурсов.

 

Валютный режим, ориентированный  на плавающий валютный курс наиболее эффективен [6]:

 

в странах со стабильной экономикой с многосторонними внешнеторговыми отношениями и прогнозируемой фискальной и денежно-кредитной политикой;

 

в условиях гиперинфляции;

 

при системе управляемого плавания;

 

для урегулирования кризиса платежного баланса.

 

 

Выбор свободноплавающего курса снимает проблему определения уровня обменного курса национальной валюты, так как проблема определения стоимости национальной валюты разрешается на рынке. К преимуществам такого режима также относится и тот факт, что в такой ситуации не возникает проблема дисбаланса платежного баланса в результате истощения резервов государства в иностранной валюте, имеющая место при режиме фиксированного обменного курса.

 

При этом следует отметить, что  замедление темпов инфляции и стабилизация экономики с помощью регулирования объема денежной массы и использования свободно плавающего валютного курса требуют от Центрального банка страны осуществления определенных интервенций с целью недопущения чрезмерных колебаний валютного курса. Как показывает опыт наиболее прогрессивных в реформах бывших социалистических стран, управляемое плавание возможно только в случае, если Центральному банку удается накопить достаточный объем валютных резервов либо за счет достижения положительного сальдо текущего счета, либо за счет займов международных организаций.

 

 

Как и любой другой режим, режим  свободноплавающего курса должен рассматриваться  с учетом национальных особенностей экономики страны, в которой планируется  его применение, так как наличие  форм внутреннего теневого рынка и спекулятивных проявлений на неорганизованном рынке национальной валюты могут привести к отрицательным последствиям. Полная свобода движения капиталов в условиях перестройки экономики может вызвать рост спекулятивных операций с национальной валютой, которые носят особенно разрушительный характер на начальной стадии процесса реформ, на этапе отсутствия достаточного доверия к политике правительства. Значительное движение капиталов может вызвать большие колебания уровня официальных валютных запасов и, тем самым, воздействовать на денежную массу. Данные колебания, в свою очередь, делают процентную ставку по депозитам очень неустойчивой и создают атмосферу еще большего недоверия, не способствующую развитию производства и росту капиталовложений.

 

В этих условиях (экономика страны испытывает период структурных преобразований) валютные ограничения могут содействовать стабильности и независимости денежной политики государства. Центральным банком должны быть разработаны четкие принципы организации валютного контроля, как одного из направлений валютного регулирования, позволяющего минимизировать дестабилизирующий фактор спекулятивных ожиданий.

 

Валютный контроль должен предшествовать валютному регулированию на экономических  принципах. Ограничивая движение капитала, государственные органы валютного контроля получают возможность маневра для установления процентной ставки по депозитам в зависимости от внутренних целей государства, а не от уровня процентных ставок за рубежом. [9]

 

 

2.4. Преимущества и недостатки  альтернативных режимов валютного курса и условия, определяющие выбор одного из них.

 

 

Выбор валютного режима определяется в немалой степени экономическими целями правительства, причинами кризиса  экономики:

 

режим фиксированных валютных курсов в большей мере сдерживает правительства с отрицательным сальдо в международных расчетах. Следовательно, при переходе к режиму плавающих валютных курсов страны с дефицитом платежного баланса получают больше свободы;

 

для стран с дефицитом платежного баланса рекомендуется дефляционная политика, для стран с активным сальдо – инфляционная. При этом отказ от фиксированных курсов и переход на режим плавающих приводит к инфляционной политике.

 

В случае кризисных явлений экономики  внутри страны необходимо рассматривать  и учитывать причины их возникновения – в финансовой сфере, либо в сфере товарного производства.

 

В случае если кризисные явления  вызваны потрясениями на финансовых рынках в результате краткосрочных  конъюнктурных колебаний, как правило, применение валютного режима фиксированного курса позволит в течение краткосрочного периода стабилизировать кризисные явления, при условии наличия сильной валютно-резервной позиции Центрального банка.

 

В случае возникновения причин кризиса  в сфере материального производства, применение режима фиксированного курса без кардинальной структурной перестройки хозяйственного механизма приведет к истощению валютных резервов государства и к усилению внешнеэкономических диспропорций в форме дефицита платежного баланса.

 

 

Можно заключить, что выбор оптимального варианта режима валютного курса  должен осуществляться с учетом национальных особенностей состояния экономики:

 

система фиксированных валютных курсов является более эффективной в  деле стабилизации денежного обращения и денежного рынка, в то время как гибкие валютные курсы имеют преимущества при стабилизации производства и улучшении платежного баланса;

 

валютный режим Валютного Совета и единой валютной зоны, фиксированного валютно-обменного курса, как правило, применяются в периоды краткосрочных конъюнктурных колебаний на внутреннем финансовом рынке. Длительное использование режима фиксированного обменного курса может привести к неоправданным расходам государства по поддержанию зафиксированного уровня обменного курса и усилению внешнеэкономических диспропорций.

 

 

Кроме того, при выборе системы  валютных курсов важно учитывать  степень инфляции и уровень состояния  резерва иностранной валюты:

Информация о работе Валютное регулирование в РБ