Валютное регулирование в системе управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 09:45, реферат

Описание

Развитие полноценного валютного рынка в нашем государстве и его эффективное регулирование является необходимым условием формирования открытой рыночной экономики со всеми необходимыми средствами стимулирования работы субъектов хозяйствования во внешнеэкономической сфере. Важная роль в этом процессе принадлежит механизму разработки и эффективной реализации центральным банком полноценной валютной политики, которая охватывает все необходимые инструменты влияния на валютные отношения и является одним из важнейших элементов в общей системе мероприятий по поддержанию макроэкономической и финансовой стабильности и стимулирования экономического роста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1. Международные валютные отношения и валютные системы…………...
1.1. Понятие валютных отношений и валютных систем. Мировая валютная система……………………………………………………………...
1.2. Виды валютных систем………………………………………………..
1.3. Задачи и функции международной валютной системы (МВС)……..
1.4. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование. Ревальвация и девальвация валюты………………………………………….
2. Регулирование международных валютных отношений. Валютная политика………………………………………………………………………..
2.1. Валютное регулирование как элемент экономической политики…..
2.2. Регулирование величины валютного курса. Валютная политика и валютные ограничения………………………………………………………..
2.3.Международный валютный фонд (МВФ)…………………………….
3.Валютное регулирование и валютный контроль в РФ……………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Valyutnoe_regulirovanie_v_sisteme_upravlenia_eko.docx

— 54.82 Кб (Скачать документ)

Валютная политика и валютные ограничения.

 

 Существует рыночное  и государственное регулирование  величины валютного курса. Рыночное  регулирование, основанное на  конкуренции и действии законов  стоимости, а также спроса и  предложения, осуществляется стихийно. Государственное регулирование  направлено на преодоление негативных  последствий рыночного регулирования  валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики - комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами.

 К мерам государственного  воздействия на величину валютного  курса относятся:

 А) валютные интервенции;

 Б) дисконтная политика;

 В) протекционистские  меры.

 Важнейшим инструментом  валютной политики государств  являются валютные интервенции  - операции центральных банков  на валютных рынках по купле-продаже  национальной денежной единицы  против ведущих иностранных валют.

Цель валютных интервенций - изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов  и пассивов по разным валютам или  ожиданий участников валютного рынка. Действие механизма валютных интервенций  аналогично проведению товарных интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать  иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос  на иностранную валюту, а, следовательно, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает  национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит к повышению курса  иностранной валюты и снижению курса  национальной валюты.

 Для интервенций, как  правило, используются официальные  валютные резервы, и изменение  их уровня может служить показателем  масштабов государственного вмешательства  в процесс формирования валютных  курсов.

 Официальные интервенции  могут проводиться разными методами - на биржах (публично) или на межбанковском  рынке (конфиденциально), через брокеров  или непосредственно через операции  с банками, на срок или с  немедленным исполнением.

 Кроме того, официальные  валютные интервенции подразделяются  на «стерилизованные» и «нестерилизованные».  «Стерилизованными» называют интервенции,  в ходе которых изменение официальных  иностранных нетто-активов компенсируется  соответствующими изменениями внутренних  активов, т.е. практически отсутствует  воздействие на величину официальной  «денежной базы». Если же изменение  официальных валютных резервов  в ходе интервенции ведет к  изменению денежной базы, то интервенция  является «нестерилизованной». 

 Для того чтобы валютные  интервенции привели к желаемым  результатам по изменению национального  валютного курса в долгосрочной  перспективе, необходимо:

1.Наличие необходимого  количества резервов в центральном  банке для проведения валютных  интервенций;

2.Доверие участников  рынка к долгосрочной политике  центрального рынка

3.Изменение фундаментальных  экономических показателей, таких  как темп экономического роста,  темп инфляции, темп изменения  увеличения денежной массы и  др.

Дисконтная политика - это  изменение центральным банком учетной  ставки, в том числе с целью  регулирования величины валютного  курса путем воздействия на стоимость  кредита на внутреннем рынке и  тем самым на международное движение капитала. В последние десятилетия  ее значение для регулирования валютного  курса постепенно уменьшается.

Протекционистские меры - это  меры, направленные на защиту собственной  экономики, в данном случае национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения . Валютные ограничения - законодательное или административное запрещение или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями. Видами валютных ограничений являются следующие:

1.Валютная блокада

2.Запрет на свободную  куплю-продажу иностранной валюты

3.Регулирование международных  платежей, движения капиталов, репатриации  прибыли, движения золота и  ценных бумаг

4.Концентрация в руках  государства иностранной валюты  и других валютных ценностей.

 Государство достаточно  часто манипулирует величиной  валютного курса с целью изменения  условий внешней торговли страны, используя такие методы валютного  регулирования, как двойной валютный  рынок, девальвация и ревальвация.

 

2.3.Международный валютный фонд (МВФ)

 

Международный валютный фонд (МВФ), равно как и МБРР, был  создан в 1944 году в Бреттон-Вудсе (США) и является межправительственной валютно-кредитной  организацией содействия развитию международной  торговли и сотрудничества в валютной сфере. Имеет статус специализированного  учреждения ООН. В настоящее время  членами МВФ являются более 180 государств.

В задачи МВФ входит:•  содействие развитию международной  торговли;• выработка правил регулирования  валютных курсов и контроль за их соблюдением;•  содействие обратимости национальных валют, устранение валютных ограничений;•  поддержание устойчивости валютных паритетов;• предоставление государствам-членам кредитов для выравнивания их платежных  балансов при валютных затруднениях.

Средства МВФ формируются  за счет взносов членов в соответствии с установленной квотой, величина каждой из которых зависит от уровня экономического развития той или  иной страны и ее роли в мировой  экономике и международной торговле. Для выравнивания платежных балансов государств-членов МВФ предоставляет  кредиты не в национальной валюте каждой страны, как МБРР, а в иностранной. Сами кредитные операции осуществляются исключительно с официальными органами стран-членов МВФ: казначействами, центральными банками, валютными стабилизационными  фондами.

 Из 24 исполнительных директоров  МВФ 7 назначаютсястранами, располагающими  наибольшими квотами (Великобритания, Китай, Франция, ФРГ, Саудовская  Аравия, США,Япония). Остальные исполнительные  директора избираются управляющими  от других стран с соблюдением  принципов регионального представительства.  Штаб-квартира МВФрасположена в  Вашингтоне, отделения фонда также  находятся во Франции и Швейцарии.

 Цели Международного  Валютного Фонда:

1. Способствовать развитию  международного сотрудничества  в

 валютно-финансовой сфере  в рамках постоянного учреждения,

 обеспечивающего механизм  для консультаций и совместной  работы над международными валютно-финансовыми  проблемами.

2. Способствовать процессу  расширения и сбалансированного  роста международной торговли  и за счет этого добиваться  достижения и поддержания высокого  уровня занятости и реальных  доходов, а также развития производственных  ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как  первоочередные задачи экономической  политики.

3. Содействовать стабильности  валют, поддерживать упорядоченный  валютный режим среди государств-членов  и избегать использования девальвации  валют в целях получения преимущества  в конкуренции.

4. Оказывать помощь в  создании многосторонней системы  расчетов по текущим операциям  между государствами-членами, а  также в устранении валютных  ограничений, препятствующих росту  мировой торговли.

5. За счет временного  предоставления общих ресурсов  Фонда государствам-членам при  соблюдении адекватных гарантий  создавать у них состояние  уверенности, обеспечивая тем  самым возможность исправления  диспропорций в их платежных  балансах без использования мер,  которые могут нанести ущерб  благосостоянию на национальном  или международном уровне.

5.В соответствии с  вышеизложенным - сокращать продолжительность  нарушений равновесия внешних  платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы  этих нарушений.

 

3.Валютное регулирование и валютный контроль в РФ.

 

Важная роль в валютном регулировании принадлежит Центральному банку России, который заключает  межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центрального банка России относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения  в стране иностранной валюты и  ценных бумаг, издание нормативных  актов, регулирование курса рубля  к валютам других стран, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

Весьма существенный объем  операций с иностранной валютой  приходится на коммерческие банки, действующие  на основе полного хозяйственного расчета  и валютной самоокупаемости.

Закон РФ "О валютном регулировании  и валютном контроле" установил  не только основные понятия валютного  законодательства, обозначил объекты  и субъекты валютного контроля, но и определил полномочия различных  государственных органов в области  валютного регулирования и валютного  контроля.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного  контроля и их агентами. Органами валютного  контроля по Закону являются:

1.         Центральный банк России;

2.         Правительство РФ;

3.         Государственный таможенный комитет.

Агенты валютного контроля - это организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут  осуществлять функции валютного  контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам  валютного контроля. Так, например, коммерческий банк "Южный регион" является агентом валютного контроля и подотчетен Центральному Банку России по Ростовской области, а региональные таможни, также являясь агентами, подотчетны Государственному таможенному комитету.

В октябре 1992 г. Законом РФ "О валютном регулировании и  валютном контроле" на Центральный  Банк России была возложена функция  основного органа валютного регулирования  в стране.

Центральный Банк России устанавливает  единые формы первичной учетной  документации, отчетности и статистики валютных операций, в том числе  уполномоченными банками.

Валютный контроль направлен  на обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций. Он осуществляет непосредственно  Правительством и Центральным Банком России, а также через агентов  валютного контроля, подотчетные  органам валютного контроля.

Органы и агенты валютного  контроля в пределах своей компетенции  вправе проверять все документы, связанные с осуществлением ими  функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки  и сведения, изымать документы, содержание которых противоречит действующему валютному законодательству. В их функции входит также приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках, лишать лицензий и разрешений на право ведения валютных операций при непредставлении необходимых  документов и информации. В конце 1995 г. функции валютного и экспортного  контроля, помимо Центрального Банка  России, осуществлялись ГТК, Министерством  финансов, Госналогслужбой, Госкомимуществом, Департаментом налоговой полиции, МИД (в части координации с  заграницей по пресечению отмывания  преступных денег), судебными, правоохранительными  органами и Министерством по сотрудничеству со странами участниками СНГ. Координирующим органом деятельности указанных  ведомств и министерств, в данной сфере внешнеэкономической деятельности, является Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России), образованная в соответствии с Указом Президента РФ от 24 сентября 1993 г. № 1444. Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, проводят соответствующие проверки. По представлению агентов валютного контроля органы валютного контроля имеют право налагать установленные законодательством взыскания.

Информация о работе Валютное регулирование в системе управления экономикой