Виды доходов: государственный (национальный), доходы предприятий и организаций, доходы населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:45, реферат

Описание

Государственные доходы - это совокупность денежных отношений по формированию финансовых ресурсов государства путем распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства для выполнения задач по обороне и управлению страной, социально-экономического развития.

Работа состоит из  1 файл

Политика доходов.docx

— 34.79 Кб (Скачать документ)

Вопрос 1. Виды доходов: государственный (национальный), доходы предприятий и организаций, доходы населения.

Государственные доходы - это совокупность денежных отношений по формированию финансовых ресурсов государства путем распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства для выполнения задач по обороне и управлению страной, социально-экономического развития.

     Государственные  доходы объединены в определенную  систему. Основными видами доходов  бюджетов являются: 

  - налоговые доходы (к ним относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, а именно: НДС, акцизы, ввозные и вывозные таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и т. д.); 

  - неналоговые доходы (к ним относятся: доходы от  использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности; доходы от продажи  или иного безвозмездного отчуждения  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;  доходы от платных услуг, оказываемых  соответствующими органами власти, органами власти местного самоуправления, бюджетными учреждениями, находящимися  в ведении соответственно федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти  субъектов РФ, органов власти  местного самоуправления; средства, полученные в результате применения  мер гражданско-правовой административной  и уголовной ответственности,  разного рода штрафы, конфискации,  компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда,  причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным  образованиям, и др).

     Доходы бюджетов  субъектов РФ формируются за  счет собственных и налоговых  доходов, за исключением доходов,  передаваемых в порядке регулирования  местным бюджетам. Неналоговые доходы  бюджетов субъектов РФ формируются  в соответствии со ст. 41-46 Бюджетного  кодекса, в том числе за счет  прибыли, остающейся после уплаты  налогов и иных обязательных  платежей в бюджет субъекта  РФ. К налоговым доходам субъектов  РФ относятся: доходы от региональных  налогов и сборов в соответствии  с Федеральным законом «О финансовых  основах местного самоуправления  в РФ» и отчисления от федеральных  регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению  в бюджеты субъектов РФ по  нормативам, определенным федеральным  законодательством на текущий  финансовый год.

     Источником  государственных доходов является  национальный доход. 

     Государственные  доходы - это часть национального  дохода страны, получаемая в процессе  его распределения/перераспределения  через различные виды денежных  поступлений в собственность  государства с целью создания  финансовой базы для выполнения  его задач по осуществлению  социально – экономических, политических  планов, а также обеспечению оборонной  безопасности страны, а также  необходимой для финансирования  государственных органов.

     Виды государственных  доходов: 

   1. Доходы бюджетов.

   2. Доходы отдельных  государственных и муниципальных  предприятий. 

   3. Доходы внебюджетных  фондов.

   4. Доходы отраслевых/межотраслевых  фондов.

     В зависимости  от формы собственности: 

   - Доходы от государственного  сектора. 

  а) Неналоговые доходы - доходы от производственной  деятельности предприятий. 

  б) Плата за природные  ресурсы. 

  в) Отчуждение государственного (движимого/недвижимого) имущества. 

  г) доходы по оказанию  услуг государственными/муниципальными  органами.

  - Платежи от предприятий/организаций. 

   - Поступления от  населения. 

      По форме  изъятия: 

  1. Добровольные платежи  (таможенные пошлины).

  2. Обязательные платежи  (налоги).

Доходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на:  
• доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи);  
• прочие доходы. 

Доходами  от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг. Выручка отражается в системе учета в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. 

Выручка от продаж (Вп) определяется по формуле:  
В П = ДС + ДЗ 

где ДС  — поступления денежных средств и иного имущества;  
ДЗ  — величина дебиторской задолженности, образовавшейся при продаже продукции, товаров (работ, услуг) на условиях коммерческого займа.  
Поступления и дебиторская задолженность определяются исходя из цены (тарифа), установленной договорами между предприятием и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации. При продаже продукции, выполнении работ, оказании услуг на условиях коммерческого кредита, предоставленного в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка учитывается в полной сумме дебиторской задолженности.  
Доходы, отличные от доходов по обычным видам деятельности, считаются прочими поступлениями. К прочим доходамотносятся:  
• поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации (когда это не является предметом деятельности организации);  
• поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;  
 
• поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); 

• прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества); 

• поступления от продажи  основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме  иностранной валюты), продукции, товаров; 

• проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств  организацией, а также проценты за пользование банком денежных средств, находящихся на счете организации  в этом банке; 

• штрафы, пени, неустойки  за нарушение условий договоров (присужденные или признанные); 

• активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения (принимаются к учету по рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету); 

• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; 

• суммы кредиторской и  депонентской задолженности, по которым  истек срок исковой давности; 

•курсовые разницы; 

• сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов); 

• прочие доходы. 

К прочим доходам относятся  также поступления, возникающие  как последствия чрезвычайных обстоятельств  хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.): страховое возмещение,стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т. п.

Доходы населения – это совокупность денежных и натуральных средств, полученных за определенный период населением и предназначенных для потребления и сбережения.

По вещественной форме  доходы подразделяются на денежные и натуральные.

Денежные доходы населения

– все поступления денежных средств в виде оплаты труда работающих лиц; пенсии, стипендии, различные пособия  и социальные трансферты; доходы от собственности виде процентов по вкладам, дивидендов, ренты; поступления денег от продажи ценных бумаг, продукции личного подсобного хозяйства, различных изделий и других товаров; оплата услуг, оказанных на сторону, а также страховые возмещений, ссуды, доходы от продажи валюты и др.

Натуральные доходы населения

– все поступления продуктов  сельского хозяйства: продуктов  земледелия, скотоводства, птицеводства; различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме, получаемых с приусадебных, садово-огородных  участков, личного подворья, домашнего  хозяйства, самозаготовки даров  природы, предназначенных для личного, семейного потребления (т.е. не имеющих  товарной формы), а также все виды оплаты труда и социальных трансфертов  в виде товаров.

Роль доходов в жизнедеятельности  человека определяется тем, что уровень  и структура потребления непосредственно  зависят от величины дохода. Показателем  материальной обеспеченности населения  являются совокупные доходы. Это стоимостной показатель, включающий денежные доходы, стоимость натуральных поступлений из личных подсобных хозяйств и стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств бюджетов разного уровня и социальных фондов.

Денежные доходы подразделяются на первичные и располагаемые. Первичные доходы населения включают все поступления, полученные от собственности на факторы производства. Располагаемые доходы населения – результат перераспределительных процессов. Они представляют собой сумму первичных доходов и социальных трансфертов, уменьшенную на величину обязательных платежей и сборов. Располагаемые доходы корректируются с учетом натуральных социальных трансфертов. Скорректированные располагаемые доходы населения включают располагаемые доходы и сальдо натуральных трансфертов. В составе доходов населения необходимо учитывать и средства, взятые в долг – это находит отражение в показателях конечных и общих доходов населения. Конечные доходы населения – это располагаемые доходы плюс чистые долги населения. Чистые долги отражают изменение задолженностей по ссудам, выданным гражданам кредитными организациями и предприятиями на потребительские цели. Среднедушевой денежный доход – сумма конечных доходов, деленная на численность населения страны. Общие доходы населения включают скорректированные располагаемые доходы и чистые долги. Доходы населения зависят от уровня потребительских цен, поэтому следует также различать номинальные и реальные доходы. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов без учета изменения цен, то есть включают сумму полученных конечных доходов. Реальные располагаемые доходы рассчитываются с учетом индекса цен, тарифов.

Вопрос 2. Коллективный договор, действующий на предприятии, его основные положения.

Понятие и стороны коллективного  договора

Понятие, стороны, содержание коллективного договора и порядок  его заключения установлены Законом  РФ от 11 марта 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ) "О коллективных договорах и соглашениях" (далее - Закон) и ст.7 КЗоТ РФ. 
Коллективный договор, в отличие от трудового договора, является инструментом регулирования коллективных отношений, возникающих в сфере труда, а также локальным источником трудового права. 
В соответствии со ст. 2 Закона под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работодателем и работниками предприятия, учреждения, организации либо их филиала и представительства.

 

 
Сторонами коллективного договора являются:

  1. работники в лице их представителей - органов профсоюзов и их объединений, уполномоченных на это уставами, органов общественной самодеятельности, создаваемых и уполномоченных общим собранием (конференцией) трудового коллектива. При этом профсоюзы представляют интересы всех работников, а не только своих членов;
  2. работодатель или уполномоченный им руководитель предприятия, другие лица, определенные уставом или иным правовым актом, в том числе полномочные органы объединений работодателей и иные органы.

Принципы заключения коллективных договоров

Статьей 4 Закона предусмотрены  следующие основные принципы заключения коллективных договоров:

  1. соблюдение законодательства;
  2. равноправие сторон;
  3. полномочность представителей сторон;
  4. свобода выбора и обсуждение условий, являющихся содержанием договоров и соглашений;
  5. добровольность принятия обязательств;
  6. реальность обеспечения принимаемых обязательств;
  7. систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

Порядок заключения коллективного  договора

Заключению коллективного  договора на предприятии предшествуют коллективные переговоры сторон по разработке, условиям заключения и изменения коллективного договора. Инициатором этих переговоров может выступить любая из сторон, причем другая сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров, не вправе уклониться от них и обязана в 7-дневный срок к ним приступить. Указанное письменное уведомление представляется в течение 3 месяцев до окончания срока действия прежнего договора либо в другие сроки, предусмотренные им. 
Процедуру ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора можно подразделить на несколько этапов. 
1 этап. Принятие решения о необходимости заключения коллективного договора и направление письменного уведомления другой стороне о начале коллективных переговоров (ст. 10 Закона). Указанное решение принимается представителями работников или общим собранием (конференцией) работников организации. Исходя из равенства сторон коллективного договора, аналогичное решение вправе принимать и представители работодателя. Это решение может быть принято в любое время - при отсутствии действующего коллективного договора в организации, а при его наличии - в течение 3 месяцев до окончания срока его действия. 
2 этап. Издание согласованного с соответствующим представителем работников приказа по организации о формировании комиссии для ведения коллективных переговоров (ст. 12 Закона). Приказ издается в 7-дневный срок с момента получения уведомления, приведенного в 1 этапе (ст. 6 Закона). Одновременно с приказом по этому же вопросу принимается решение представителями работников (например, на заседании профкома профсоюза). Перечисленными документами определяются порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав названной комиссии. 
Комиссия образуется на паритетной основе в составе полномочных представителей сторон (ст. 7 Закона). Если со стороны работников одновременно выступают несколько представителей, в течение 5 календарных дней ими формируется единый представительный орган для ведения переговоров, разработки и заключения единого коллективного договора. Если единый орган не создан, представители работников самостоятельно ведут переговоры и заключают договор от имени представляемых работников. Они также вправе заключать единый договор с приложением к нему (являющимся неотъемлемой частью договора), защищающий специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку (ст. 12 Закона). 
3 этап. Обсуждение подготовленного комиссией проекта коллективного договора в подразделениях предприятия, учреждения, организации и последующая его доработка с учетом поступивших замечаний и предложений (ст. 121 Закона). Обсуждение проекта договора осуществляется в сроки, определенные его сторонами. При этом неурегулированные в ходе коллективных переговоров разногласия сторон разрешаются в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров". 
4 этап. Утверждение разработанного единого проекта коллективного договора на общем собрании (конференции) работников организации и подписание его сторонами. Утверждение проекта производится в сроки, установленные сторонами. Со стороны работников договор подписывают все участники единого представительного органа. Подписанный коллективный договор действует от 1 до 3 лет. Изменения и дополнения в него в течение этого срока вносятся по договоренности сторон в порядке, предусмотренном в договоре (ст. 12,14 и 15 Закона). 
По истечении определенного в нем срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят или дополнят действующий. При этом он сохраняет свое действие в случае изменения состава, структуры, наименования органа управления организации либо расторжения трудового договора (контракта) с руководителем организации. 
В случае реорганизации предприятия, учреждения, организации имеющийся коллективный договор сохраняет свое действие на весь ее период, а затем может быть пересмотрен по инициативе одной из сторон. При ликвидации организации коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации.

Информация о работе Виды доходов: государственный (национальный), доходы предприятий и организаций, доходы населения