Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:28, контрольная работа
Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.
Финансово-экономический контроль – это составная часть осуществляемого в стране контроля, который подразумевает наличие различных способов и приемов проверок и ревизий, а так же способов построения учета и документооборота.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. Виды внутреннего финансово-экономического контроля……………...4
2. Виды внешнего финансово-экономического контроля…………………9
3. Общее и различия в целях и задачах внешнего и внутреннего финансово-экономического контроля…………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………19
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Виды внутреннего финансово-экономического контроля……………...4
2. Виды внешнего финансово-экономического контроля…………………9
3. Общее и различия в целях и задачах внешнего и внутреннего финансово-экономического контроля…………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………19
ВВЕДЕНИЕ
Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.
Финансово-экономический контроль – это составная часть осуществляемого в стране контроля, который подразумевает наличие различных способов и приемов проверок и ревизий, а так же способов построения учета и документооборота. Проверки и ревизии бывают внутренними и внешними. Внутренний финансово-экономический контроль предусматривает контроль за производственно-хозяйственной деятельностью со стороны предприятия. Он направлен на укрепление финансового состояния предприятия и росту эффективности его работы. Внутренний финансово-экономический контроль могут осуществлять как само предприятие, так и независимые органы. Внешний контроль осуществляется государственными органами, независимыми службами и банками по решению государственных органов. Он направлен на проверку внешних финансовых отчетов, то есть отчетов, используемых внешними пользователями: собственниками предприятия, инвесторами и т.д.
Принципы системы финансово-экономического контроля:
- единство содержания и постановка задачи,
- регулярность осуществления контроля как внутреннего, так и внешнего с целью предупреждения и своевременного устранения недостатков.
Контроль как внутри одного предприятия, так и всех хозяйствующих субъектов в целом способствует эффективности производственно-хозяйственной деятельности, сохранности имущества, законности и правомерности всех финансово-экономических операций в стране.
1. Виды внутреннего финансово-экономического контроля.
Внутренний финансово-экономический контроль — это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.
Целями организации системы внутреннего контроля на предприятии являются:
- осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия;
- обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия;
- обеспечение сохранности имущества предприятия.
Для достижения вышеперечисленных целей необходимым условием является согласованность системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, так как система двойной записи, лежащая в основе любой системы бухгалтерского учета, определяет порядок регистрации хозяйственных операций и обеспечивает надлежащий контроль.
Для достижения целей организации системы внутреннего контроля необходимо решение отдельных задач. Руководство предприятия обязано обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннею контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:
- в бухгалтерскую (финансовую) отчетность было включено все, что должно быть в нее включено, и не включено ничего из того, что не должно быть в нее включено, а то, что включено в отчетность, было бы правильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;
- бухгалтерская (финансовая) отчетность давала верное и объективное представление о предприятии в целом;
- компьютерные программы, контролирующие функционирование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфальсифицированы;
- средства предприятия не могли быть незаконно присвоены или неэффективно использованы;
- все отклонения от планов своевременно выявлялись, анализировались, а виновные несли ответственность;
- внутренняя отчетность оперативно передавалась лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для ее оптимального использования.
Важнейшей функцией внутреннего контроля является обеспечение соблюдения работниками предприятия своих должностных обязанностей,
Методы, используемые при осуществлении внутреннего контроля, весьма разнообразны и включают элементы таких методов, как:
- бухгалтерский финансовый учет (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение);
- бухгалтерский управленческий учет (выделение центров ответственности, нормирование издержек);
- ревизия, контроль, аудит (проверка документов, проверка арифметических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризация, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание);
- теория управления.
Все вышеперечисленные методы интегрируются в единую систему и используются в целях управления предприятием.
Исходя из целей, задач и методов внутреннего финансово-экономического контроля можно выделить следующие его виды: внутрихозяйственный бухгалтерский, ревизионный и аудиторский.
Внутрихозяйственный контроль представляет собой наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.
По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные. По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих проверки), комплексными (проводимыми совместно с несколькими контролирующими органами).
Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.
Следовательно, ревизия – это способ последующего контроля за производственной и хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий (объединений), организаций и учреждений, в процессе которого устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершённых хозяйственных операций, ведения бухгалтерского учёта в соответствии с действующими положениями и нормативно-законодательными актами, а также достоверность учётных и отчётных показателей.
Основными задачами ревизии являются: выявление хозяйственных и финансовых нарушений, хищений, бесхозяйственности; установление причин и условий, способствующих хозяйственным нарушениям, злоупотреблениям и хищениям, виновных в этом должностных лиц; принятие мер по возмещению причинённого ущерба, как в процессе ревизии, так и после неё; выявление неиспользованных резервов, повышения эффективности производства.
Результаты ревизионных проверок оформляются соответствующим актом. Акт проверки имеет целью указать, прежде всего, на неэффективное, нерациональное использование государственного имущества.
Основной задачей ревизионного контроля является осуществление последующего контроля за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью федеральных средств, что включает в себя:
- усиление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;
- осуществление контроля за целевым и рациональным использованием государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
- проведение ревизий и проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использование внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящихся в федеральной собственности;
- проведение документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов.
Внутрихозяйственный аудиторский контроль представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита – помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме.
Внутрифирменный аудит направлен на повышение эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли. В его задачи входит: проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учёта при подготовке ежегодной отчётности; проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надёжности и точности финансовой информации, подготовленной для руководства филиалами центральных органов; анализ адекватности и эффективности мероприятий по обеспечению сохранности активов; выявление резервов экономии ликвидных средств; определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы и филиалов и т.п.
Внутренний аудиторский контроль включает в себя:
- проверку, постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности, бухгалтерское и налоговое консультирование согласно нормативным документам;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности;
- проверка оценки стоимостного имущества, проверка правильности проведения инвентаризации и т.д.
Таким образом, внутренний аудиторский контроль предполагает не только выявление ошибок и искажений в ведении финансово-хозяйственных операциях предприятия, но и помощь предприятию в виде консультаций, разъяснений, основанных на законодательные и нормативные документы.
2. Виды внешнего финансово-экономического контроля.
Внешний финансово-экономический контроль это процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям и направленный на успешное достижение поставленных целей. Основная цель контроля состоит в объективном изучении фактического положения дел различных областей общественной и государственной жизни, в выявлении факторов и условий, которые принципиально сказываются на выполнении принятых решений и достижении поставленных целей.
Внешний финансово-экономический контроль подразделяется на государственный (вневедомственный), ведомственный и аудиторский.
Государственный контроль осуществляется государственными и административными органами контроля и охватывает все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности и ведомственного подчинения. К основным его задачам относятся: контроль за образование и использованием государственных средств, контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитно-денежной, налоговой и валютной политики. Основные функции включают: проверку правильности образования и сохранности государственных средств, контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов. При выявлении нарушений, за которые предусмотрено уголовная ответственность, органы государственного финансово-экономического контроля должны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.
Ведомственный контроль проводится министерствами, комитетами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий, организаций и учреждений. Такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок в подведомственных предприятиях и организациях. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций.
Информация о работе Виды финансово – экономического контроля