Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:48, курсовая работа
Анализ – расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие (мысленные или реальные).
Экономический анализ – это система специальных знаний, связанных с исследованием экономических процессов и явлений, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и субъективных факторов:
: Виды экономического анализа и их роль в управлении предприятием.
Анализ – расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие (мысленные или реальные).
Экономический
анализ – это система специальных
знаний, связанных с исследованием
экономических процессов и
общетеоретический
(политэкономический)
анализ:
изучает экономические явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей |
конкретно-экономический
анализ или анализ
хозяйственной деятельности
предприятия:
применяется для экономически отдельных предприятий (на микроуровне). Занимается комплексным изучением состояния и тенденций развития хозяйственной деятельности предприятия для оценки эффективности его работы, степени выполнения заданных показателей с целью улучшения его деятельности |
Предмет - причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, возникающие в хозяйственной деятельности предприятия.
Объектами являются конкретные экономические показатели, отражающие результаты хозяйственной деятельности, финансовое состояние, производство и продажу продукции, использование ресурсов и т.д.
Функции комплексного анализа хозяйственной деятельности:
- планирование (т.е. научное обоснование планов, разработка мероприятий по использованию выявленных резервов, улучшению достигнутых результатов);
- контроль (за выполнением
планов и управленческих
- поиск
резервов повышения
- оценка
результатов деятельности (по выполнению
планов, достигнутому ровню развития
экономики, использованию
Виды экономического анализа:
1. По признаку времени экономический анализ принято подразделять на:
1) предварительный (прогнозный, перспективный): проводится для осуществления хозяйственных операций и необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов;
2) последующий (ретроспективный, исторический): проводится после осуществления хозяйственных операций и используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.
а) оперативный (ситуационный) анализ, который проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки). Он основывается на данных первичного учета и непосредственного наблюдения за экономическим процессом и имеет целью - оперативное выявление недостатков и осуществление воздействия на хозяйственные процессы;
б) итоговый (заключительный, текущий) анализ – проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период, что позволяет разрабатывать эффективные мероприятия по улучшению работы предприятия. Этот вид анализа получил наибольшее распространение.
2. По пространственному признаку:
1) внутрихозяйственный анализ – изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений;
2) межхозяйственный сравнительный анализ, при котором сравниваются результаты двух и более предприятий, что позволяет выявить резервы, недостатки либо, наоборот, передовой опыт и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
3. По объектам управления анализ хозяйственной деятельности предприятия подразделяется на:
1) технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия. Он изучает взаимодействие технических и экономических процессов и устанавливает их влияние на экономические результаты деятельности предприятия;
2) финансовый (финансово-экономический) анализ, который осуществляют финансовые службы предприятия. Основное внимание этот вид анализа уделяет финансовым аспектам деятельности предприятия.
3) управленческий анализ, проводимый всеми службами предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по всем областям деятельности предприятия;
4) экономико-статистический анализ, применяемый для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;
5) экономико-экологический анализ, исследующий взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;
6) маркетинговый анализ: применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
4. По охвату изучаемых предметов экономический анализ подразделяется на:
1) сплошной анализ, при котором для анализа используются все без исключения объекты;
2) выборочный анализ, когда исследуется только часть объектов.
5. По субъектам (пользователям) анализ подразделяется на:
1) внутренний: проводится руководителями предприятия. Его информационная база гораздо шире внешнего и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений;
2) внешний: проводится всеми остальными пользователями, являющимися в основном посторонними для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информации предприятия. Пользователи внешнего анализа ограничены в информации в большей мере, чем пользователи внутреннего анализа, и потому внешний анализ носит более вероятностный, прогнозный характер, чем внутренний анализ.
Пользователи экономической информации, которые являются субъектами экономического анализа:
6. По содержанию программы анализ может быть:
1) Комплексный (полный) анализ всей хозяйственной деятельности, при котором деятельность изучается всесторонне;
2) Тематический анализ отдельных вопросов экономики, представляющих в данный момент наибольший интерес;
3) Локальный анализ деятельности отдельных подразделений.
Кроме того, виды экономического анализа классифицируются по:
Экономический анализ необходим в жизни любого предприятия, значение анализа финансово-экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия, и от того насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений.
Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций:
- планирования,
- учета и контроля,
- анализа хозяйственной деятельности,
- принятия управленческих решений.
Планирование начинается и заканчивается анализом результатов деятельности предприятия, поскольку эк.анализ обосновывает решения и действия по управлению организацией, обеспечивает им максимальную эффективность.
Учет необходим для получения полной и точной информации об осуществлении запланированного решения. Анализ конечных результатов помогает проконтролировать степень отклонения внедренного решения от плана. В то же время эти данные являются основой для составления нового плана для принятия следующего решения. На основе результатов анализа разрабатываются управленческие решения. Анализ должен показать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его работе, предоставить сведения, необходимые для оценки его финансового состояния, как на текущий момент, так и его прогноз на ближайшую или более отдаленную перспективу.
Информация о работе Виды экономического анализа и их роль в управлении предприятием