Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:00, курсовая работа
Спрос и предложение – два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей.
Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………….........................................3 3
1.Эластичность спроса ……………..…………………………………………5 5
1.1.Измерение эластичности спроса …………………………………………..8 8
1.2.Факторы, влияющие на эластичность спроса…………………………...11 1
1.3.Перекрестная эластичность спроса ……………………………………..13 1
1.4. Эластичность спроса по доходу ………………………………..............14
2.Эластичность предложения ……………………………………….............16 1
3.Применение теории эластичности ………………………………………..19 1
Заключение …………………………………………………………………...25 2
Список использованной литературы ………………………………………..27 2
СОДЕРЖАНИЕ
С | |
ВВЕДЕНИЕ
………………………………………….............. |
3 |
1.Эластичность спроса ……………..…………………………………………5 | 5 |
1.1.Измерение
эластичности спроса ………………………… |
8 |
1.2.Факторы,
влияющие на эластичность |
1 |
1.3.Перекрестная эластичность спроса ……………………………………..13 | 1 |
1.4. Эластичность спроса по доходу ………………………………..............14 | |
2.Эластичность предложения ……………………………………….............16 | 1 |
3.Применение теории эластичности ………………………………………..19 | 1 |
Заключение …………………………………………………………………...25 | 2 |
Список использованной литературы ………………………………………..27 | 2 |
Введение
Спрос
и предложение – два важнейших
понятия, с помощью которых описывается
взаимодействие продавцов и покупателей,
каждый из которых стремится к
максимально полному
Спрос
и предложение - взаимозависимые элементы
рыночного механизма, где спрос определяется
платежеспособной потребностью покупателей
(потребителей), а предложение - совокупностью
товаров, предложенных продавцами (производителями);
соотношение между ними складывается
в обратно пропорциональную зависимость,
определяя соответствующие изменения
в уровне цен на товары.
Понятно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы – продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов, как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром, а на предложение – уровень развития технологии в данной отрасли.
Поскольку
стремления покупателей и продавцов
удовлетворяются друг за счет друга,
то они неизбежно встречаются
друг с другом, образуется так называемый
рынок, система экономических
В данной работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения, а так же их эластичность.
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом1 и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а, наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.
Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
Разные покупатели и производители по-разному могут реагировать на изменение рыночной цены на товар. Кто-то сильнее, а кто-то слабее. Разная интенсивность реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменении дохода, при изменении моды и при изменении ценовых ожиданий.
Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача предприятия в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет предприятию обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.
Для предприятия при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.
С повышением цен на продукцию предприятия можно ожидать снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия предприятия. В то же время с ростом доходов населения предприятие может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.
Эластичностью называется мера реакции одной величины на изменение другой. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:
где Q — изменение величины спроса, %;
Р — изменение цены, %;
«Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене 2.
Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.
Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).
Например,
снижение цены стирального порошка
на 5% вызвало увеличение спроса на него
на 10%. Показатель эластичности будет
равен:
Если
абсолютная величина показателя ценовой
эластичности спроса больше 1, то мы имеем
дело с относительно эластичным спросом.
Иными словами, изменение цены в
данном случае приведет к большему
количественному изменению
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.
При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.
На рис. 1 изображены два варианта графиков спроса. На рис. 1, а снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. Выручка от реализации продукции увеличится с 3000 (300×10) до 6000 руб. (200×30), т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.
Рис. 1, б графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (300×10) до 2400 руб. (200×12). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов 3.
Рис. 1. Относительно эластичный (а) и относительно неэластичный (б) спрос
Существует два крайних случая 4. Первый случай — существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 2, а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.
Рис. 2. Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен,
б — спрос абсолютно неэластичен
Другой крайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 2,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т. п. 5.
Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:
— спрос эластичен;
— спрос неэластичен;
— спрос с единичной эластичностью.
Для
того, чтобы измерить эластичность спроса
по цене, необходимо подсчитать процентные
изменения величины спроса и цены и соотнести
их:
Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса (см. рис. 1), но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.
Необходимо также учитывать ещё одно обстоятельство при определении эластичности, какой объем продукции, и какой уровень цены следует использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него?
Допустим, что небольшая булочная выпекает батоны и продает их по свободной цене. Чем ниже будет выбрана цена, тем большее количество батонов булочная сможет продать. Зависимость цены и объема продаж известна (табл. 1). Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных интервалах, выбранных нами для анализа 6.
Таблица 1
Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса
Количество проданных батонов, шт. | Цена, руб. | Выручка, руб. | Коэффициент
эластичности |
500 | 3,5 | 1750 | — |
1000 | 3,0 | 3000 | 4,3 |
1500 | 2,5 | 3750 | 2,2 |
2000 | 2,0 | 4000 | 1,3 |
2500 | 1,5 | 3750 | 0,8 |
Информация о работе Виды эластичности и практическое применение коэффициентов эластичности