ДИНАМИКА
НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ
В
КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ
БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
в 2008 г. -10 мес. 2011 г., млрд.руб.
12
13
14
15
16
17
18
НАЛОГОВАЯ
СИСТЕМА ГЕРМАНИИ
19
- Полезным для Российской Федерации может оказаться опыт реформирования налоговой системы Германии. Как федеративное государство оно прошло различные стадии политического и экономического устройстсва, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами и выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией.
- Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти.
- В результате крупнейшей налоговой реформы в 1919 году был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за государством. Налоговая система стала централизованной.
ВАЖНЕЙШИЕ
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В ГЕРМАНИИ
20
- налоги по возможности должны быть минимальны,
- минимальны затраты необходимые на их взимание,
- налоги не могут препятствовать конкуренции,
- налоги соответствуют структурной политике,
- налоги нацелены на более справедливое распределение доходов,
- налоговая система исключает двойное налогообложение,
- величина налогов соответствует размеру гос.услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.
21
В Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли
(Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям
(Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы.
Цели налоговой политики страны определил еще канцлер Германии Отто Бисмарк
(1815-1898) в своей речи в рейхстаге
2 мая
1879 г., где потребовал перенесения бремени налогов с доходов на потребление
(расходы). Отсюда пошла крылатая фраза о налоговом сюртуке Бисмарка.
В настоящее время в Германии два крупнейших налога
- подоходного с физических лиц и налога на добавленную стоимость. Удельный вес НДС в доходах бюджета страны составляет 28 %, второе место после подоходного налога.
В общих доходах бюджета налоги составляют около 80%.
НАЛОГОВАЯ
СИСТЕМА ШВЕЦИИ
22
Налоговая система Швеции двухуровневая, децентрализованная: налоги взимаются как центральной властью, так и региональными (земельными) органами власти.
Виды налогов определяет парламент страны, а ставки устанавливают местные власти.
Налогообложение ориентировано на потребление. Налоги на личные налоги граждан и взносы (налоги) по социальному страхованию находятся на довольно высоком уровне, а за счет НДС и налогов на потребление обеспечивается до 2/3 всех налоговых доходов бюджета и еще примерно 20 % дают прямые налоги.
Одной из крупнейших статей дохода бюджета Швеции составляют социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда.
23
Исходя из анализа опыта западных стран по организации налоговой системы, можно констатировать, что однозначного копирования опыта какой-то отдельной страны быть не может, т. к. на создание любой системы, в том числе и налоговой, играют огромное количество факторов. Поэтому можно говорить только об адаптации опыта зарубежных стран в условиях российской действительности.