Виды взаимодействие субьектов рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 16:59, доклад

Описание

Обьекты и субъекты рынка.

Работа состоит из  1 файл

Виды взаимодействие субъектов рынка.doc

— 33.00 Кб (Скачать документ)

Виды  взаимодействие субъектов рынка

В современной  экономической литературе нередко  параллельно используются два понятия  «товарное хозяйство» и «рыночное  хозяйство». В принципе, здесь нет  особого противоречия, поскольку  рынок – неотъемлемый компонент  товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, равно как без рынка нет товарного производства, т.е. в данном случае одно предполагает другое. Соответственно, возникновение рынка определяется теми же условиями, которые обеспечили формирование товарного производства.  

При рассмотрении рынка как системы экономических  отношений логично выделить объекты  и субъектов рынка (экономических  агентов).  

Объектами рынка  являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.  

Субъектами рынка  в самом общем виде являются все продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).  

Взаимодействие  всех субъектов наглядно реализуется  в модели кругооборота ресурсов, продуктов  и доходов1.

Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой –  имеют в своем распоряжении факторы  производства (труд, землю, которую  они могут продать или сдать  в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей (прежде всего путем потребления товаров и услуг).  

Фирмы, имея в  своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли (максимального дохода). Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.  

Государство –  еще один участник модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов. Оно  предоставляет домохозяйствам и  фирмам свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т. д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.

Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов  наглядно иллюстрирует взаимосвязь  всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка  зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.  

Все участники  рыночных отношений являются реальными  собственниками и имеют свои экономические  интересы, которые могут совпадать  или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений.  

Анализируя взаимодействие основных субъектов (экономических  агентов), следует иметь, что их отношения не всегда имеют чисто рыночный характер.  

В самом общем  виде экономические агенты – это  субъекты экономических отношений, принимающие непосредственное участие  в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических  благ.

отребности экономических субъектов (агентов) в обществе могут удовлетворяться различными способами. Для этого используются три основных способа экономической координации, которые основаны на трех эволюционно сложившихся механизмах обмена. Такими обменными механизмами являются:

формы обмена на рынках (покупка продуктов на местном  рынке);

властно-принудительный обмен (поставка продукции согласно плановым заданиям в командной экономике);

формы взаимного, социально установленного обмена (подарки, обменные отношения в семьях и т. п.).  

В зависимости  от того, какой механизм обмена используется хозяйствующими субъектами для удовлетворения своих потребностей, различают рыночные и нерыночные продукты (блага).  

Рыночные продукты (блага) – блага, которые производятся и распределяются в обществе с помощью рыночного механизма.  

Нерыночные продукты (блага) – блага, торговля которыми невозможна, так как не существует рынков для их сбыта; продукты, торговать  которыми неэффективно за пределами  ограниченной зоны, так как их объем или вес делают очень дорогой их транспортировку и торговлю за границами этой зоны.  

Рыночные блага  предусматривают существование  рыночного механизма обмена, нерыночные блага, в свою очередь, являются объектами  властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов.  

В процессе хозяйственной  деятельности экономические агенты могут вступать в отношения производства, распределения, обмена и потребления  как рыночных, так и нерыночных благ. Поэтому тех экономических  субъектов, которые удовлетворяют свои потребности посредством рыночного обмена и рыночных благ, называют рыночными агентами. 

Соответственно, к нерыночным агентам относятся  экономические субъекты, удовлетворяющие  свои потребности с помощью властно-принудительного  и взаимного, социально установленного обменов и, следовательно, нерыночных благ.

Информация о работе Виды взаимодействие субьектов рынка