Власть. субъекты и объекты власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:01, реферат

Описание

Власть, оказывает воздействие на тело, душу и ум, пронизывает их, подчиняет закону своей воли. По существу своему она подобна авторитету. Коррелятом её является уважение; этическую ценность она представляет тогда и только тогда, когда так направляет уважающего её, что тот оказывается на в состоянии осуществлять большее количество более высоких ценностей, на подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти. Власть нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть политической истории.

Концепция власти - одна из ведущих теоретических концепций, способствующая исследованию политических отношений и пониманию механизма деятельности государства и политической системы.

Содержание

Введение …………………………………………………………….3
1. Субъекты власти…………………………………………………4
2. Объекты власти……………………………………….………….6
Заключение ………………………………………………...………..9
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

рефератик.docx

— 25.40 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ

     Введение  …………………………………………………………….3

  1. Субъекты власти…………………………………………………4
  2. Объекты власти……………………………………….………….6

    Заключение  ………………………………………………...………..9

     Список  использованной литературы……………………………..10 

 
 
 
 
     

 

      ВВЕДЕНИЕ

            Власть, оказывает  воздействие на тело, душу и ум, пронизывает  их, подчиняет закону своей воли. По существу своему она подобна авторитету. Коррелятом её является уважение; этическую  ценность она представляет тогда  и только тогда, когда так направляет уважающего её, что тот оказывается  на в состоянии осуществлять большее  количество более высоких ценностей, на подвергаясь непосредственно  воздействию со стороны власти. Власть нуждается в оправдании, и эти  попытки составляют существенную часть  политической истории.

     Концепция власти - одна из ведущих теоретических  концепций, способствующая исследованию политических отношений и пониманию  механизма деятельности государства  и политической системы.

    Среди крупнейших теоретиков, имеющих исследования по проблеме власти, необходимо в первую очередь отметить Б. Рассела, который  трактует власть как «создание намеченного  эффекта», М. Вебера, согласно мнению которого «власть есть возможность того, что  одно лицо внутри социального отношения  будет в состоянии осуществить  свою волю, несмотря на сопротивление  других, участвующих в действии, Х. Арендт, которая полагала, что  «власть означает способность человека не столько действовать самому, сколько  взаимодействовать с другими  людьми», П. Морриса, который определяет власть как 2не просто способ воздействия  на кого-то или что-то, а действие  как процесс, направленный на изменение [кого-то или чего-то]». Ф. Бурлацкий  в философском словаре 1986г. придерживается мнения, мнения, что «власть есть в общем смысле способность и  возможность осуществлять свою волю, оказывает определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия»1.  

  1. СУБЪЕКТЫ  ВЛАСТИ
 

    Основными компонентами власти являются её субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все её элементы и характеризующиеся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.

    Субъект власти воплощает её активное направляющее начало. Им может быть отдельный  человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое  сообщество, объединённое в ООН.

    Для возникновения властных отношений  необходимо, чтобы субъект обладал  рядом качеств. Прежде всего, это  желание властвовать, проявляющееся  в приказах или распоряжениях. Большинство  людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью, власть сама по себе не является для  них ценностью, многие вообще предпочли  бы уклониться от руководящих должностей и связанных с ними психологической  и социальной ответственностью, если бы власть не открывала широкие возможности  для получения различного рода благ. Для них стремление к власти имеет  инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.

    Помимо  желания руководить и готовности брать на себя связанную с этим ответственность, субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчинённых, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Конечно, в реальной жизни  власть имущие наделены всеми вышеперечисленными качествами в разной степени.

    Субъекты  политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: её первичными факторами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъекты наиболее высокого уровня, непосредственно  представляющими во всех властных отношениях различные общественные группы и  весь народ, - политические элиты и  лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться, лидеры нередко  отрываются от масс и даже от приведших  их к власти партий.

    Отражением  первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространённое отождествление власти с её носителем. Так, говорят о решениях власти, о  действиях властей и т.п., подразумевая под властью управленческие органы.

    Субъект определяет содержание властного отношения  через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение  объекта власти, указываются (или  подразумеваются) санкции, которые  влекут за собой выполнение или невыполнение данного распоряжения. От приказа, характера  содержащихся в нём требований во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти2.

    Власть  никогда не является свойством или  отношением лишь одного действующего лица (органа). Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие её субъекта и объекта. Она невозможна без  подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект  обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счёте у объекта  властной воли всегда есть пусть крайний, но всё же выбор - погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло своё практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, что широко используется во всём мире.  
 
 
 

  1. ОБЪЕКТЫ ВЛАСТИ

    Масштабы  отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточённого  сопротивления до добровольного, воспринимаемого  с радостью повиновения. В принципе, подчинение так же естественно присуще  человеческому обществу, как и  руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных  качеств объекта, от характера предъявляемых  к нему требований, от ситуации и  средств воздействия, которыми располагает  субъект, а также от того, как исполнитель  воспринимает субъект в зависимости  от наличия у него авторитета.

    Качества  объекта властвования определяются его политической культурой. Наибольшую покорностью обеспечивают патриархальный и подданнический типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих «твёрдой руки», является благоприятной питательной  средой авторитарных и тоталитарных режимов.

    Мотивация подчинения достаточно сложна. Она  может основываться на страхе, на привычке к повиновению, на убеждении в  необходимости подчинения, на авторитете, на заинтересованности в повиновении  и т.д. Все эти мотивы влияют на силу власти.

    Сила  власти, основанная на страхе, прямо  пропорциональна тяжести наказания  и обратно пропорциональна вероятности  избежать его в случае неповиновения. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению.

    Сравнительно  безболезненно принимается людьми власть, основанная на привычке, обычае повиноваться. Она была присуща государству  в традиционных обществах. Она - надёжный фактор стабильности власти до тех  пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если же это происходит, то она быстро разрушается как только люди замечают, что она изжила себя, и её представители  недостойны повиновения.

    Наиболее  стабильной является власть, построенная  на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчинённых к добровольному  выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей  других типов мотивации подчинения: на основе убеждённости, авторитета и  идентификации. Такое подчинение связано  с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоёв сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок. Убеждённость людей в необходимости  подчиняться государству или  другому носителю власти ради высоких  целей - важный источник силы власти.

Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убеждённости подчинённых в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчинённые наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение  без угрозы санкций или убеждения. Авторитет основывается на согласии, он означает уважение к руководящей  личности (институту), доверие к ней.

     Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчинённые, и ложным, основанным на заблуждениях. В зависимости от тех качеств, которые лежат в его основе, авторитет бывает:

     -научным  (качество учёности)

     -деловым  (компетентность, навыки и опыт)

     -моральным  (высокие нравственные качества)

     -религиозным  (святость) и т.д. 

     Без авторитета власть не может быть прочной  и эффективной.

     Субъективная  идентификация исполнителей с руководителем  может объясняться двумя причинами:

  1. быть следствием реального двойственного положения людей в отношении власти, как это имеет место в демократических организациях, где индивиды выступают и субъектом власти (выбирают и контролируют руководство) и её объектом (исполняют решения руководящих инстанций). В этом случае оба агента власти совпадают, хотя и не полностью;
  2. выступать результатом общности интересов и ценностей руководителя и исполнителя и возникновения у последнего чувства единения со всей организацией или группой.

Процесс властвования упорядочивается и  регулируется с помощью специального механизма власти - системы организаций  и норм, их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ) механизмом власти выступают  государственные органы, право, политическая система в целом3.  
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Власть - понятие правовое, означающее созидание  и распределение ценностей согласно общественным интересам. Власть - это  законное право принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, и использовать принуждение во имя  торжества законов. Правители всегда стремятся создать впечатление  правомерности своей власти и  законности правления. В обществе, в  котором народ с уважением  относится к закону и доверяет правительству, требуются минимальные  условия для принуждения. Там  же, где законность власти не бесспорна, воцаряется беззаконие  и сохраняется  опасность социальных потрясений.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Болл Т. Власть. Полис, 1993, №5.
  2. Пугачёв Е. Н. Политология.-М., 1995.
  3. Шаран П. Сравнительная политология.-М.,1992.
 
 
 
 
 
 
 

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Власть. субъекты и объекты власти