Влияние денежного предложения на экономическую активность (стабильность, развитие)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:11, реферат

Описание

Денежное обращение является важным составным элементом экономического механизма, а его устойчивость — необходимым условием общехозяйственной сбалансированности. Длительное нарушение устойчивости денежного обращения негативно влияет на развитие экономики, затрагивая в той или иной степени практически все экономические процессы.

Работа состоит из  1 файл

Денежное обращение является важным составным элементом экономического механизма.docx

— 23.34 Кб (Скачать документ)

2. Влияние денежного  предложения на экономическую  активность

(стабильность, развитие)

 

Денежное обращение является важным составным элементом экономического механизма, а его устойчивость —  необходимым условием общехозяйственной  сбалансированности. Длительное нарушение  устойчивости денежного обращения  негативно влияет на развитие экономики, затрагивая в той или иной степени  практически все экономические  процессы.

Устойчивость денежного  обращения проявляется в относительной  стабильности покупательной способности  денег, что выражается в постоянстве  или росте количества пользующихся спросом товаров и услуг, которые  можно приобрести на денежную единицу.

Исходя из этого обычно выделяют следующие необходимые  условия стабильности покупательной  способности денег:

- поддержание экономически  обоснованного соотношения между  денежной массой в обращении  и массой реализуемых товаров,  определяемого в соответствии  с законами денежного обращения.  Это означает, что объем обращающихся  денег должен соответствовать  действительной потребности общественного  хозяйства в орудиях обращения  и средствах платежа, а имеющемуся  денежному предложению должно  противостоять соответствующее  количество товаров; 

- обеспечение эластичности  денежного обращения, то есть  способности денежной массы расширяться  и сокращаться в зависимости  от потребностей товарного оборота,  динамики развития общественного  хозяйства; 

- обеспечение стабильности  курса национальной валюты.

Покупательная способность  национальной валюты зависит не только от внутренних, но и от внешних факторов. Влияние внешних факторов находит  отражение в платежном балансе  страны, состояние которого во многом определяет динамику валютного курса. В свою очередь валютный курс оказывает  существенное воздействие на формирование условий устойчивости национальных денег. Его изменения влияют на величину экспорта и импорта (а значит, на уровень товарного предложения), на инфляционные ожидания экономических  агентов, на движение денежных ресурсов между валютным рынком и другими  секторами финансового рынка  и т.д. Чем выше уровень интеграции страны в мировое хозяйство, чем  больше открыта ее экономика, тем  важнее для нее поддерживать стабильность обменного курса национальной валюты в антиинфляционных целях. Однако понятие  стабильности обменного курса зависит  от действующего в стране валютного  режима.

При фиксированном обменном курсе его количественные параметры  устанавливаются законодательно. Соответственно стабильность фиксированного валютного  курса зависит от изменений установленного паритета, а, следовательно, в значительной мере — от решений государственных органов. Такие решения, как правило, принимаются достаточно редко, при серьезном изменении экономической ситуации и развитии валютного кризиса.

При плавающем обменном курсе  его динамика определяется в основном соотношением рыночного спроса и  предложения валют. В этих условиях стабильность валютного курса не означает неизменность его количественных параметров и предполагает возможность  незначительных колебаний — ревальвации  или девальвации — в зависимости  от соотношения темпов внутренней инфляции и инфляции в других странах19.

Для поддержания устойчивости денежной единицы очень важно  правильно определить оптимальный  объем денежной массы в обращении, то есть обеспечить соответствие денежного  предложения обоснованной потребности  общественного хозяйства в деньгах. Динамика денежной массы прямо или  косвенно влияет на достижение основных целей развития национальной экономики  — экономического роста, высокого уровня занятости, стабильности цен, сбалансированности платежного баланса и т.д. Количество денег, необходимых для обращения, определяется общим законом денежного  обращения, который действует в  любых типах денежных систем и  требует обязательного сбалансирования  денежной и товарной масс. Однако формы  денег, эмиссионный механизм, а также  условия формирования спроса на деньги в процессе экономического развития претерпевали значительные изменения, что оказывало существенное воздействие  на механизм реализации этого требования.

Устойчивость денег в  металлических денежных системах. В  металлических денежных системах роль всеобщего эквивалента выполнял денежный товар, обладающий стоимостью, причем эта стоимость подвергалась минимальным колебаниям по сравнению  с колебаниями стоимости остальных  товаров. Для развитого рыночного  хозяйства таким товаром являлось золото. Обладание внутренней стоимостью обеспечивало абсолютную устойчивость обращения полноценных денег. Однако такая абсолютная устойчивость могла  существовать лишь при условии постоянного  совпадения цены золота как товара и его меновой стоимости в  сфере обращения, что гарантировалось  только при слитковой форме золотых  денег.

При обращении монет указанное  совпадение уже не являлось автоматическим, так как изменение цены золота приводило к отклонению собственной  стоимости золотой монеты от ее номинала. В этих условиях возникала возможность  нарушения устойчивости денежного  обращения: при снижении цены золота монеты обесценивались, что приводило  к соответствующему росту цен. Обращение  полноценных денег было достаточно эластично по отношению к товарному  обороту. В условиях золотого стандарта  это достигалось свободной чеканкой золотых монет и выпуском банкнот  в порядке учета коммерческих векселей20. По условиям сжатия эластичность была практически полной: при уменьшении объемов товарного оборота избыточная денежная масса покидала сферу денежного обращения и накапливалась в форме сокровища (банкноты предварительно разменивались на золото). В то же время на рост производства обращение полноценных денег реагировало менее гибко, так как увеличение денежной массы было ограничено, с одной стороны, размером накопленных запасов золота, с другой — объемом его добычи. Неполная эластичность обращения полноценных денег по условиям расширения тормозила развитие общественного воспроизводства.[1]

Механизм влияния банковской системы на денежное предложение  через банковский (денежный) мультипликатор:

при увеличении нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы банков и это приводит к мультипликативному уменьшению денежного предложения;

при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное  расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является наиболее долгим по времени, но достаточно сильнодействующим, поскольку затрагивает основы банковской системы и движения денежной массы. Самое незначительное изменение  нормы обязательных резервов вызывает сильные изменения в объеме банковских депозитов и всей денежной политики.

В современных условиях обязательные резервы выполняют обычно функцию  страхования банковских депозитов  и всей системы расширения банковского  капитала. Банки хранят не только обязательные, но и избыточные резервы для целей  поддержания необходимого уровня ликвидности. С помощью резервных требований Центральный банк регулирует не только объем денежной массы, но и процесс  осуществления межбанковских расчетов. Норму обязательного резервирования следует рассматривать как инструмент наиболее долговременного действия.

Их влияние на ситуацию на денежном рынке обычно дополняет  рост ставки рефинансирования. Под  влиянием роста процентной ставки снижается  уровень избыточных резервов. Изменение  нормы обязательного резервирования используется довольно редко.

В настоящее время важной задачей центрального банка Республики Беларусь является достижение информационной состоятельности рынка.

Предусматривается обеспечение  устойчивости белорусского рубля, в  том числе его покупательной  способности и обменного курса  по отношению к иностранным валютам, как одной из мер поддержания  экономической стабильности и снижения уровня инфляции. Темпы наращивания  денежного предложения в национальной валюте будут выдерживаться в  соответствии со спросом экономики  на деньги и целевым параметром инфляции, допустимый уровень которой в 2010 году не должен превысить 5 процентов. Основными каналами наращивания денежного предложения со стороны Национального банка будут покупка иностранной валюты, операции рефинансирования банков на рыночных принципах. В инструментах рефинансирования банков предпочтение будет отдаваться операциям Национального банка на аукционной основе. Роль обменного курса в области регулирования конкурентоспособности белорусских производителей будет постепенно уменьшаться в связи с перемещением в ней акцента на некурсовые факторы (повышение качественных характеристик продукции, снижение себестоимости, эффективная маркетинговая политика и т.д.). Долгосрочная стратегия на укрепление реального курса белорусского рубля будет способствовать повышению покупательной способности национальной валюты, стимулировать процесс трансформации валютных сбережений населения и хозяйствующих субъектов (включая наличную валюту, которая хранится вне банковской системы) в рублевые вклады и их вовлечение в хозяйственный оборот. Стратегическими направлениями развития банковской системы Республики Беларусь остаются повышение устойчивости банков, доверия к ним со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, интеграция банков в региональную и мировую банковскую систему.

В условиях трансформации  белорусской экономики отдельные  институты рыночной инфраструктуры уже созданы, другие находятся в  стадии становления (рынок корпоративных  ценных бумаг, страховые, лизинговые, факторинговые организации, трастовые компании).

Процентные ставки, устанавливаемые  центральными банками по своим операциям, представляют собой один из важнейших  инструментов, с помощью которого осуществляется внутренняя экономическая  политика, денежно-кредитная политика.

Основой процентных ставок денежного рынка является официальная  ставка центрального банка – ставка рефинансирования.

Ставка рефинансирования – уровень платы за кредитные  ресурсы, предоставляемые центральным  банком другим банкам (небанковским финансово-кредитным  организациям). Одной из традиционных функций центральных банков выполнять роль кредитора в последней инстанции. Кредитование коммерческих банков центральным банком исторически связано с монополизацией банкнотной эмиссии центральными банками. Выпуск ими денег, концентрация официальных золотовалютных резервов и резервов коммерческих банков случат базой для расширения кредитных операций центрального банка.

Долговое обязательство  кредитополучателя (банка) является активом  центрального банка и пассивом для  банка – кредитополучателя. Ставка рефинансирования представляет для  коммерческого банка издержки по приобретению ресурсов, а для центрального банка – источник дохода.

Ставка рефинансирования – это в сущности не рыночная ставка, но регулируемая величина, которая изменяется в соответствии с рыночной, т.е. с учетом спроса на кредит и предложения ресурсов, также с учетом темпов инфляции. На его размер влияют также факторы, вытекающие из особого статуса кредитора - центрального банка, использующего процентную политику как инструмент денежно-кредитной политики. Обычно эта ставка почти всегда ниже других ставок денежного рынка.

Предлагая тот или иной уровень ставки рефинансирования, центральный  банк воздействует на спрос и предложение  на кредитном рынке путем изменения  стоимости предоставленных кредитов, регулирует уровень ликвидности  банков, их кредитную активность, объем  денежной массы в стране. Повышение  размера ставки рефинансирования вынуждает  банки сокращать размеры кредитов, получаемых от центрального банка, и следовательно, уменьшать кредитные вложения в экономику и возможности расширения операций с клиентами. Повышение ставки рефинансирования соответствует стремлению центрального банка ограничить предложение денег, ограничить кредиты.

Снижение уровня платы  за ресурсы центрального банка (ниже расчетного уровня) может быть инструментом кредитной экспансии. Это позволяет  банкам приобретать дополнительные ресурсы путем заимствования  их у центральных банков, увеличивать  денежные предложения субъектам  хозяйствования, расширять объемы кредитных  вложений в экономику. Кроме того увеличение маржи позволяет банкам в рамках того же уровня доходов  больше тратить на оплату привлеченных ресурсов, т.е. увеличивать депозитный процент, расширять депозитные операции.

Процентная политика, которая  связана с изменением ставки рефинансирования, действует на предложение денег  через объемы кредитов, предоставляемых  по ставке рефинансирования, и денежную базу. Прирост объемов рефинансирования увеличивает денежную базу и предложение  денег, сокращение – уменьшает. [1]

 

2.1 Показатели  развития экономики Белоруссии

 

Рост инвестиций в основной капитал в 2011 г. составил 113,3% при  прогнозе 116-117%. Вместе с тем, снижение темпов роста инвестиций в основной капитал по сравнению с итогами 2010 г. (115,8%) в определенной мере обусловлено  осуществлением политики сжатия внутреннего  спроса, оптимизацией финансирования государственных программ и сокращением  расходов бюджета на эти цели.При этом по итогам 2011 г. улучшилась технологическая структура инвестиций. Опережающие темпы роста инвестирования в активную часть основных средств позволил увеличить их долю в общем объеме инвестиций в основной капитал с 39,6% в январе до 44,2% по итогам года и перевыполнить значение годового прогноза (41%).

Высокие темпы развития экономики  в начале года позволили обеспечить прирост ВВП по итогам 2012 г. на 5,3%, а также прирост валового регионального продукта во всех регионах страны. При этом в г.Минске значение данного показателя сложилось выше прогнозного, составив 114,3%.

Как на формирование структуры, так и на динамику ВВП определяющее влияние в текущем году оказывает  внутренний рынок страны. В основе замедления лежат факторы сокращения элементов внутреннего спроса –  объемов розничного товарооборота, доходов населения и инвестиций в основной капитал.

Несмотря на выход темпа  роста ВВП за нижнюю границу годового прогноза (109-110%), его значение в складывающихся условиях остается на приемлемом уровне. Основной вклад в рост ВВП по-прежнему вносят промышленность и торговля, в то время как роль строительной отрасли снижается, что связано  с сокращением жилищного строительства (на 17,2% к уровню 12 месяцев прошлого года). По сравнению с 2010 г. снизилось  поступление чистых налогов на продукты.

Информация о работе Влияние денежного предложения на экономическую активность (стабильность, развитие)