Влияние государства на прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:46, доклад

Описание

Прогнозирование и планирование наряду с координацией и контролем являются важными элементами формирования целостной системы управления экономикой. Реальная экономическая политика государства в общих чертах выражается в определении степени и методов воздействия на все субъекты экономических отношений. Особенно важно для государства иметь возможность снизить (или ликвидировать) влияние негативных факторов на социально-экономические процессы и стимулировать воздействие позитивных факторов. Именно прогнозирование может обеспечить выявление таких взаимосвязей.

Работа состоит из  1 файл

Влияние государства на прогнозирование по АДиПЭ.doc

— 43.00 Кб (Скачать документ)


Балапанова Айганым 3 курс ФЭФ, Менеджмент

Влияние государства на прогнозирование

Прогнозирование и планирование наряду с координацией и контролем являются важными элементами формирования целостной системы управления экономикой. Реальная экономическая политика государства в общих чертах выражается в определении степени и методов воздействия на все субъекты экономических отношений. Особенно важно для государства иметь возможность снизить (или ликвидировать) влияние негативных факторов на социально-экономические процессы и стимулировать воздействие позитивных факторов. Именно прогнозирование может обеспечить выявление таких взаимосвязей.

Прогнозирование означает специальное научное исследование, направленное на выявление перспективы развития явления или процесса. Термин «прогнозирование» в переводе с греческого означает знание наперед, т.е. это процесс разработки прогноза, суть которого заключается в том, чтобы определенными методами обработать имеющуюся информацию об объекте прогнозирования и получить представление о направлениях его эволюции на основе анализа тенденций его развития.

В условиях рыночных отношений государство может прямо и косвенно воздействовать на экономику.

Прямое воздействие осуществляется в следующих формах: а) финансовая помощь и финансовое участие государства (в деятельности регионов, предприятий); б) антимонопольный контроль; в) контроль за ценами; г) контроль за трудовым и социальным законодательством и т.д.

Формами косвенного воздействия выступают: а) налоговая политика; б) региональная политика; в) регулирование занятости и профессиональной подготовки и переподготовки; г) планирование и прогнозирование и т.д.

Таким образом, прогнозирование является одной из форм косвенного воздействия государства на экономику.

Экономическое прогнозирование получило широкое развитие почти во всех индустриально развитых странах мира. Причина кроется в том, что в условиях рынка государство вынуждено управлять экономикой, а следовательно, предвидеть последствия принимаемых решений.

Дискуссия о том, возможно ли сочетание плана и рынка, длилась на протяжении многих десятилетий ХХ века. Существуют две противоположные позиции.

1. По мнению известного экономиста Фридриха фон Хайека, в рыночной экономике прогнозировать можно только развитие несложных экономических систем (микроуровень - фирмы, предприятия), но если экономическая система усложняется, то на ее развитие оказывают влияние многие факторы, и учесть их все одному плановому органу невозможно. Выход один - децентрализация планирования именно на уровне предприятия, фирмы. Однако Ф. фон Хайек замечает, что предприятия добьются успеха в том случае, если будут координировать свои планы с планами других предприятий, т.е. координация необходима. По его мнению, координация - это система мер, обеспечивающая отдельные субъекты рынка информацией для согласования их действий. В качестве механизма передачи информации он называет систему цен, чутко реагирующую на изменение спроса и предложения на рынке.

2. Лауреат нобелевской премии известнейший американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев считает, что планирование должно являться неотъемлемой частью рыночного регулирования экономики. Он приводит два довода в пользу своей позиции: а) экономические системы в наше время усложняются, НТП обеспечивает высокие темпы развития, в этих условиях неизбежно стратегическое планирование, особенно на уровне страны, на национальном уровне; б) в мире существует два способа управления экономикой страны (с помощью проб и ошибок, такой метод дает положительные результаты, но имеет большие издержки и с помощью стратегического планирования, на этом пути ошибок меньше, а результаты выше).

На современном этапе индустриального развития страны решают вопрос «план или рынок?» по следующему принципу: рынок - насколько возможно, план - насколько необходимо. Можно выделить страны, где преобладают рыночные начала (США, Германия), и страны, где превалирует плановое начало (Япония, Франция, Южная Корея).

Большинство экономистов современности придерживаются следующей позиции о соотношении плана и рынка: между ними нет противоречия, но план-приказ, план-директива несовместим с рыночной экономикой.

Прогнозирование экономики расширяет базу для устойчивых и долговременных отношений между хозяйствующими субъектами и государственными органами управления. И тем и другим прогнозы необходимы для выработки долгосрочной экономической политики. Во многих странах успешно применяются национальные и региональные программы и стратегические планы развития экономики, в основе разработки которых лежат экономические прогнозы.

В экономическом прогнозировании применяются два принципиально отличающихся друг от друга подхода – поисковый и нормативный.

Поисковый прогноз можно определить как условное продолжение в будущее наблюдаемых тенденций исследуемого явления или процесса, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны. Причем, если возможные организационные решения способны существенно видоизменить наметившиеся тенденции, от них следует абстрагироваться. Основная цель поискового прогноза состоит в том, чтобы выяснить, что может произойти, какие проблемы могут возникнуть при сохранении существующих тенденций развития.

Нормативный прогноз основан на экстраполяции от будущего к настоящему, т.е. на определении оптимального состояния изучаемого объекта на период прогнозирования с использованием средств целеполагания по заранее сформулированным критериям. При нормативном прогнозе сначала задается некоторая цель развития объекта прогнозирования, а затем определяется траектория движения прогнозируемого процесса или явления. Цель данного подхода – выявление альтернативных путей достижения оптимума.

Поисковый и нормативный прогнозы не взаимоисключают, а дополняют друг друга. Как правило, поисковый прогноз составляет первый этап разработки прогнозного исследования, на котором получается сравнительная оценка возможных вариантов развития. На втором этапе осуществляется разработка нормативного прогноза, который исходит из познанных общественных закономерностей, тенденций, потребностей развития, а также формулировка программы возможных путей, мер и условий для достижения поставленных целей с привлечением необходимых ресурсов и средств.

Прогнозирования спроса и конъюнктуры рынка – важные направления деятельности государственных властей. При грамотном использовании прогнозов государство имеет возможности избежать резких колебаний экономической, политической и социальной ситуации в стране, может, если и не избежать, то сгладить кризисные проявления.

Прогнозирование спроса

Прогнозирование спроса необходимо государству для осуществления контроля над частным сектором, для повышения эффективности работы налоговых служб, а также для поощрения или попыток ограничения этого прогнозного спроса. Необходимо сказать, что здесь речь будет идти о рыночном (совокупном) спросе, который ‘’выражается в таком количестве товара, которое будет куплено определенной группой покупателей в определенном регионе в определенный период на определенных торговых предприятиях’’(Ф. Котлер Управление маркетингом М.: ’’Экономика’’, 1980, стр. 84). Рыночный спрос может быть выражен в натуральных, стоимостных или относительных величинах. Прогноз рыночного спроса делается на определенный период, чем больше этот период, тем сложнее делать прогноз.

На рыночный (совокупный) спрос влияет огромное количество факторов: экономические, социально-культурные, демографические, технологические и многие другие. Все эти факторы должны быть учтены при прогнозировании. Необходимо также отметить, что от уровня спроса зависит потребление, и на него действуют те же факторы, что и на спрос. Конечная цель прогнозирования спроса – оценить то количество товаров и услуг которые будут куплены (а не только то – которое могут и хотят приобрести потребители).

Потребление составляет значительную часть ВВП государства, поэтому ’’колебания в потреблении являются важнейшими элементами подъемов и спадов в экономике’’3. Изменения в потреблении могут усилить воздействие экономический потрясений, также и величина мультипликатора бюджетно-налоговой политики определяется предельной склонностью к потреблению. Функция потребления утверждает, что потребление зависит от располагаемого дохода:

Прогнозирование конъюнктуры рынка

Слово конъюнктура произошло от латинского ’’conjungi’’, означающего соединение, совокупность условий, ситуацию. Это слово вошло во многие языки, в их экономическую и коммерческую лексику. Употребляется оно в таких сочетаниях, как общехозяйственная конъюнктура, конъюнктура рынка. В английском языке слово ’’конъюнктура’’ не привилось. Вместо него используются такие термины, как текущая ситуация в экономике, на рынке.

Конъюнктура хозяйства представляет собой конкретное состояние процесса общественного воспроизводства в определенных временных, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием совокупности конъюнктурообразующих факторов. Конъюнктура включает в себя следующие области: производственный потенциал и его элементы, включая производственные ресурсы и максимальный выпуск продукции, отраслевую и производственную структуру хозяйства; рынок, его емкость и структуру; численность населения, уровень экономического развития, распределение доходов среди слоев населения, разделение труда в обществе, состояние производственных фондов; организационная структура хозяйства, включая фирменную структуру хозяйства, состояние концентрации, комбинирования и специализации производства и сбыта, государственное регулирование хозяйства; соотношение спроса и предложения на рынке; коммерческие условия реализации продукции (Коммерческий портфель Отв. Редакторы Ю.Б. Рубин, В.И. Солдаткин, М., ’’Соминтек’’, 1995, стр. 253).

Можно привести пример из истории США удачного прогнозирования конъюнктуры рынка. В начале войны, когда экономика перестраивалась на военные рельсы. Был сделан прогноз, относительно того, что мировая конъюнктура рынка каучука (в то время основного материала, использующегося для производства покрышек для автомобилей, самолетов и другой техники) резко ухудшится. Однако вовремя принятые меры позволили практически все покрышки и каучук оставить в руках государства (было запрещена продажа новых покрышек частным лицам, компании должны были отчитываться за каждый килограмм каучука государству). Это позволило государству обеспечить себя на период войны необходимым количеством этих товаров (Джон К. Гелбрейт Жизнь в наше время М., ’’Прогресс’’, 1986, стр. 103 – 109).



Информация о работе Влияние государства на прогнозирование