Влияние государства на рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 05:52, контрольная работа

Описание

Проблема государственного вмешательства в экономику, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть
а) Закон спроса и предложения
б) Равновесная цена
в) Потоварный налог, потоварная дотация, фиксированная цена
3. Заключение
4. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Влияние государства на рыночное равновесие(Микроэкономика).doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)


       МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИИ, ЭКОНОМИКИ И

    ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

             

                            Кафедра экономики и финансов

 

 

 

 

 

 

                                      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Микроэкономика»

                            на тему:

«Влияние государства на рыночное равновесие»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент

группы ИТ-50-10

Мамутов Азат

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1.      Введение

2.      Основная часть

а) Закон спроса и предложения

б) Равновесная цена

в) Потоварный налог, потоварная дотация, фиксированная цена

     3. Заключение

     4. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема государственного вмешательства в экономику,   по моему мнению,  является основной  для  любого  государства,   независимо  от того,   рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике  все  проще: государство  берет   на   себя  все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и  способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?" одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на   основной экономический вопрос строгой централизацией и распределением.    Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается  рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится   постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов,   товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами,     капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике.

По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то  увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это  прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны потребителей, так и со стороны производителей.  Государственная политика просто не имеет права отставать  от изменений в рыночной системе, иначе  оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики. Вмешательство государства в экономику преследует определенные цели. Как правило это корректирует "несовершенства" рыночного механизма, с которыми он сам неэффективен или не в состоянии справиться.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Закон спроса и предложения

Основные вопросы рыночной экономики Что? Как? Для кого? производить – решаются через механизм спроса и предложения. Любое экономическое решение имеет качественную и количественную оценку. Цены составляют качественную сторону механизма спроса и предложения.

Спрос – это желание и возможность покупателей приобретать товары и услуги (или платежеспособная потребность в определенном товаре).

Предложение – желание и готовность производителей поставлять на рынок определенный товар при определенных условиях.

Количественная сторона отражается понятиями объема спроса и объема предложения, изменение которых фиксирует соответственно закон спроса и закон предложения.

Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на данный товар и его ценой при прочих равных условиях, то есть

Qd = f(P-).

Это частный случай функции спроса, отражающий изменение ценового фактора. Графически влияние изменения цены на данный товар на объем спроса на него при прочих равных условиях показывается движением вдоль кривой спроса (меняется только значения, величина функции спроса).

Рис. 1

Отрицательный наклон кривой спроса объясняется следующими факторами:

- покупатели приобретают больше дешевых товаров

- потребление связано с законом убывающей предельной полезности (продажа дополнительной единицы данного товара возможно только по более низкой цены)

- действие эффекта замены и дохода

Оба эффекта вызываются изменением цены одного из товаров, входящих в потребительскую корзину, и действуют одновременно. Но каждый из эффектов имеет собственную форму проявления. Эффект замены вызывает изменение объема спроса в результате изменения относительной цены одного из товаров из потребительского набора при неизменном реальном доходе. Это значит, что потребитель приобретает больше дешевых товаров взамен более дорогим. Эффект дохода вызывает изменение объема спроса вследствие изменения реального дохода при неизменности относительных цен товаров. Это значит, что потребитель будет приобретать больше подешевевшего товара  и у него останутся средства для дополнительных покупок.

Закон предложения устанавливает прямую зависимость объема

предложения данного товара от его цены при прочих равных условиях (ПРУ), то есть

Qs = f(P+).

Кривая предложения имеет положительный наклон, который выражает:

- реакцию производителя на рыночные стимулы: произвести и продать больше продукции по более высокой цене

- растущие затраты на производство дополнительной продукции при фиксированных производственных мощностях (действие закона возрастающих альтернативных затрат).

Рис. 2

Кроме ценового фактора функции спроса и предложения отражают влияние неценововых факторов (или изменение прочих равных условий), что графически показывается сдвигом кривых спроса и предложения вправо или влево при той же самой цене. В этом случае меняется сама функция:

Qd = f(P; доход, налоги, ожидания, цены на товары – субституты и комплементы, число покупателей на рынке, вкусы и предназначения, прочие)

Qs = f(P; издержки, отражающие влияние технологии и цены на ресурсы, налоги или дотации, цены на товары – субституты и комплементы, ожидания, количество продавцов, прочие).

Сдвиг кривой предложения может произойти под влиянием:

        изменения технологии производства – при введении более совершенной технологии снижаются издержки на единицу продукции, что увеличивает ее выпуск;

        изменение цен на экономические ресурсы – снижение цен ведет к расширению производства и увеличению предложения;

        изменение количества товаропроизводителей – их увеличение приводит к росту предложения;

        налоги – рост налогов снижает предложение;

        субсидии – приводят к расширению производства;

        ожидания;

        цены на другие товары.

На положение линии спроса оказывают воздействие и другие факторы:

   Если вкусы покупателей изменяются в пользу какого-то товара, то спрос на него возрастает;

   Если цена на товары заменители повышается, то возрастает спрос на данный товар;

   Если имеет место инфляционное ожидание, то потребители увеличивают свой спрос;

   Если возрастает число покупателей данного товара, то возрастает спрос на него;

  Увеличение дохода покупателей.

2. Равновесная цена

              В условиях рыночной конкуренции взаимодействие рыночного  спроса и рыночного предложения регулирует цену до того момента, когда  величина спроса и предложения совпадают, и устанавливается «равновесная цена».

              В результате свободной конкуренции на рынке формируется  определенный предел роста и снижения цен. Он выступает в виде цены  спроса и цены предложения. Цена спроса - это та максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за товар, а цена предложения - это та  минимальная  цена, по которой продавец все еще согласен продавать свой товар, чтобы не  понести убытка.

Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя (покупателя) задает цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Конечно, цена предложения — только исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, т.е. той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в виде рыночной цены товара, по которой он действительно продается и покупается. Рыночную цену называют еще ценой равновесия, поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка убыточна).

Рис. 3

 

 

 


3. Потоварный налог, потоварная дотация, фиксированная цена

Потоварный налог

Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налогов являются обычно продавцы.

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4.

Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара.

Рассмотрим рисунок 4. Вначале, до введения налога, линия спроса занимала положение D1, а линия предложения - S1. Равновесная цена составляла P1, равновесный объем продаж - Q1.

Допустим теперь, что правительство ввело налог на данный товар в сумме Т единиц на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами.

Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Почему? Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 по цене P1, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена брутто (с включением налога) будет на Т единиц выше, чем P1. В этом случае производители получат цену нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т единиц. Линия предложения займет положение S2.

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q2, P+, P-. Объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1. Цена, которую платит покупатель, P+, окажется выше первоначальной P1.

 

 

 

 

 

 

                           

Рисунок 5.

Цена, которую фактически получает продавец (без налога), P-, окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет соответствовать площади прямоугольника P+АВР -. Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то, что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени возлагается на покупателей.

Можно представить себе такую ситуацию, когда потоварный налог непосредственно вносится в госбюджет не продавцами, а покупателями. Предположим, например, что покупатели, придя в магазин, платят за товар цену без потоварного налога и тут же уплачивают налог присутствующему в магазине налоговому инспектору. В этом случае происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на величину Т (рисунок 5).

Действительно, если ранее покупатели согласны были приобрести количество товара, скажем, Q2 по цене P1, то теперь они согласятся приобрести то же количество товара, если только его цена без налога будет на Т единиц ниже. Тогда покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене.

Нетрудно убедиться, что новый объем продаж О, цены P+ и P- будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Таким образом, не имеет никакого значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижение цены, фактически получаемой продавцами.

Но правительство может отнестись к этой дополнительной прибыли как к "незаслуженному", «не заработанному» доходу и попытаться изъять ее с помощью потоварного налога. Допустим, правительство вводит потоварный налог размером P2 - P1 в расчете на единицу продукции. Вся дополнительная прибыль изымается в госбюджет. Но одновременно исчезают все стимулы к расширению производства данного товара. Линии предложения в коротком и в длительном периодах сдвинутся вертикально вверх на величину налога и займут положения соответственно SS2 и LS2. Точка E2 станет точкой равновесия, как в коротком, так и в длительном периодах. «Справедливость» вроде бы восторжествовала, но, в конечном счете, основная часть налогового бремени оказалась возложенной на потребителей.

Информация о работе Влияние государства на рыночное равновесие