Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:09, реферат
Миграция представляет собой часть современной мировой глобализации. Существующая в громадных масштабах миграция вовлекает в свой оборот миллионы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конкурентную борьбу, на мировом рынке труда. Миграция – явление, неизбежным следствием которого становится усложнение экономической и общественной жизни. И в тоже время она открывает новые возможности.
Трудовая
миграция в Россию продолжает оставаться
в значительной степени мужским
занятием. По данным социологических
обследований, 70% мигрантов — мужчины.
В официальной статистике доля мужчин
еще выше — 82,4%. Это связано, в первую очередь,
с отраслевой структурой занятости трудовых
мигрантов, поскольку 39% мигрантов работают
в строительной отрасли. Кроме того, есть
основания предполагать, что женщины далеко
не полно представлены как в официальной
статистике, так и в социологических исследованиях,
потому что чаще остаются «невидимыми»
из-за особенностей своего труда (высокая
доля работающих в домохозяйствах и других
неформальных секторах занятости). Поскольку
сфера услуг развивается высокими темпами
и сегодня дает 2/3 рабочих мест в развитых
странах, можно предположить дальнейший
рост женской составляющей миграции.
Средний возраст мигрантов — 32–33 года,
причем более 75% из них моложе 40 лет. За
последние годы трудовая миграция помолодела:
повзрослевшая молодежь в странах выезда
(особенно в странах Центральной Азии)
все чаще идет по дороге миграции, проторенной
старшим поколением.
Несмотря на молодой возраст, более половины
мигрантов имеют собственную семью и детей.
Более половины мигрантов являются единственными
кормильцами в семье; при этом многие (35–40%)
имеют трех и более иждивенцев. Только
четверть респондентов не имеют семьи
и иждивенцев. Именно безысходность, вплоть
до прямой угрозы голода, заставляет многих
мигрантов соглашаться на рабские условия
труда в России.
Сильные
выталкивающие факторы, которые
в основном носят экономический
характер, являются характерной чертой
современной миграции в Россию. Первые
волны миграции в конце 1990-х и начале
2000-х охватывали наиболее социально активных
людей, которые по своим личным качествам
могли осилить этот тогда еще пионерский
путь. Это были не самые бедные или совсем
не бедные люди, с достаточно высоким уровнем
образования, часто имевшие высшее или
иное профессиональное образование. С
началом действительно массовой трудовой
миграции (а по данным социологических
исследований, три четверти трудовых мигрантов
начали приезжать в Россию после 2000 года)
за ними последовали гораздо более бедные
социальные группы населения, поведение
которых в значительной степени диктуется
необходимостью обеспечивать семью.
По данным обследования МОМ 2006 года, около
половины опрошенных мигрантов не имели
стабильной занятости на родине (были
безработными, имели разовую или временную
работу).
В
течение последних нескольких лет
произошли и другие существенные
сдвиги в характеристиках потоков
трудовой миграции в Россию.
Появилась устойчивая тенденция к увеличению
доли мигрантов, приезжающих из стран
Центральной Азии, которая охватила практически
все принимающие мигрантов регионы России.
Если в Карелии пока таких мигрантов немногим
более 10%, то в московской выборке их около
40%, а в Астраханской области — около 60%.
Причем если потенциал трудовой миграции
из Таджикистана и Киргизии в большой
степени уже использован (хотя он и будет
расти, учитывая высокие темпы роста населения
в этих странах), то «осваивание» потенциала
узбекской миграции только начинается.
Все больше мигрантов прибывает из малых городов и сел. Если в Москве таких мигрантов около 60%, то в Астраханской области — уже более 80%.
Растет культурная дистанция между мигрантами и местным населением. Они все хуже знают русский язык. В Москве 20% мигрантов знают русский «не очень хорошо», а 3% — «плохо»; в Астрахани таких соответственно 42% и 17%. Снижается образовательный уровень трудовых мигрантов: около 40% мигрантов в Москве и 55% в Астраханской области не имеют профессионального образования.
Как следствие, «новые» мигранты все труднее адаптируются к российским условиям, и на рынке труда, и в быту. Такие мигранты (с низким образованием, приехавшие из отдаленных и сельских районов) вообще менее социально адаптивны, менее склонны пользоваться действующими социальными институтами и сервисами — правовыми, образовательными, медицинскими, национально-культурными и т. п. Большинство социальных транзакций они осуществляют через неформальные связи, в основном через родственников и друзей, а также через сложившийся теневой институт посредничества в сфере организации миграции и трудоустройства мигрантов. Все это увеличивает «миграционные риски» и незащищенность мигрантов. С другой стороны, такие мигранты обладают неразвитым правосознанием и предпочитают либо вовсе не отстаивать свои права, либо делать это через тех же неформальных (или попросту криминальных) агентов.
В
дальнейшем экономическое благополучие
России будет еще сильнее зависеть
от ее способности привлечь в нужном
количестве мигрантов и оптимизировать
их качественный состав. Объективные
закономерности и современный геополитический
и геоэкономический контекст, определяющие
развитие миграционной ситуации в регионе
— в первую очередь миграция между Россией
и государствами СНГ и Юго-Восточной Азии,
— пока складываются благоприятным для
нее образом. Однако сама по себе эта ситуация
не сохранится вечно. Есть страны, которые
уже сейчас конкурируют с Россией «за
мигрантов», например Казахстан. И эта
конкуренция будет обостряться. В ближайшее
время на пространстве СНГ в нее могут
включиться и Украина, и Азербайджан. Поэтому
задача «сделать нашу страну миграционно
привлекательной» требует от России реальных
действий, направленных на разработку
сбалансированной миграционной политики,
включая политику приема мигрантов, правового
и институционального обеспечения их
пребывания и занятости (в случае временной
трудовой миграции), интеграции и натурализации
(в случае постоянной миграции).
Заключение
Роль миграции в развитии производительных сил страны чрезвычайно велика. Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека и т.д. Для различных принимающих стран существуют неодинаковые источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а, с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов.
В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства - это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.
Современная
международная миграция населения
представляет собой многогранное явление,
влияющее на все стороны развития общества,
будь то экономика или политика, демографические
процессы или национальные отношения,
идеология или религия. Современное положение
требует четкой миграционной политики
на уровне страны, а также отлаженной системы
управления миграционными процессами.
Список
литературы