Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:56, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью настоящей курсовой работы является разработка и апробирование методики комплексного статистического анализа внешнеэкономической деятельности регионов Российской Федерации, которая могла бы быть использована при обосновании планов основных направлений развития экономической деятельности страны.
Для достижения цели в ходе исследования поставлены и решены следующие задачи:
- экономико-статистический анализ особенностей и направлений развития современных внешнеэкономических связей республик, краев и областей России;
- анализ основных факторов, определяющих активность внешнеэкономической деятельности регионов;
- анализ отраслей промышленности России по эффективности их внешнеэкономической деятельности;
- выделение типообразующих факторов и описание групп однородных объектов, полученных в результате классификации регионов и отраслей России;
- анализ эффективности использования регионами РФ своего внешнеэкономического потенциала;
- проведение сравнительного анализа региональной структуры внешнеэкономической деятельности страны в различные периоды времени.
1. Введение. 3
2. Федерально-региональные аспекты внешнеэкономической деятельности России и ее регионов. 6
3. Перспективы экономического участия России на основных мировых товарных рынках (на примере топливно-энергетического и машиностроительного комплексов). 11
4. Перспективы российского машиностроения на внешних рынках. 16
5. Управление и регулирование внешнеэкономических связей России. 20
6. Заключение. 27
7. Использованная литература: 30
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему:
«Внешнеэкономические связи России. Состояние
и перспективы развития»
МОСКВА 1999 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение. 3
2. Федерально-региональные аспекты внешнеэкономической
деятельности России и ее регионов. 6
3. Перспективы экономического участия
России на основных мировых товарных рынках
(на примере топливно-энергетического
и машиностроительного комплексов). 11
4. Перспективы российского машиностроения
на внешних рынках. 16
5. Управление и регулирование внешнеэкономических
связей России. 20
6. Заключение. 27
7. Использованная литература: 30
1. Введение.
Актуальность темы исследования. Внешнеэкономические
связи явились катализатором экономических
преобразований в России. Они активно
воздействуют на формирование в стране
рыночных структур и механизмов, способствуют
первоначальному накоплению капитала,
созданию конкурентной среды и определению
рыночной мотивации в отечественном бизнесе,
приобщению его к зарубежному опыту предпринимательства.
Поворот к рыночной экономике открытого
типа, ликвидация государственной монополии
на внешнеэкономическую деятельность
позволили сделать более доступным внутренний
рынок для конкуренции иностранных товаров
и капиталов, и, в принципе, создали возможности
для осуществления прогрессивных сдвигов
в российской экономике, ее реальной интеграции
в мировое хозяйство. Однако на практике
эти возможности реализуются непоследовательно
и противоречиво, положительные тенденции
переплетаются с негативными, по сути
дела, отодвигающими сроки решения проблемы
экономического роста в целом на долгие
годы.
В курсовой работе доказывается, что расширение
непосредственного участия регионов РФ
во внешнеэкономической деятельности
является одним из важных факторов, оказывающих
влияние на развитие внешнеэкономических
связей России.
Особенностью России среди стран переходной
экономики является то, что широкая либерализация
экономической жизни пока сопровождается
падением производства. Свобода предпринимательской
деятельности не смогла компенсировать
потерь , вызванных "шоковой терапией".
Инерция унаследованной государственной
экономики оказалась слишком сильной.
Среди немногих секторов российской экономики,
имевших в 1995-1999 г.г. положительную динамику,
особое место занимает внешнеэкономическая
деятельность. Прежде всего это касается
экспорта. В условиях уменьшения внутреннего
спроса поставки на внешний рынок выступают
одним из важных условий выживания промышленности.
Реализация принципов открытой экономики
обусловила резкое возрастание значения
внешнеэкономической деятельности для
субъектов РФ. Однако из-за структурных
особенностей народного хозяйства они
сильно различаются по объемам экспорта
хозяйства, вовлеченности во внешнеэкономические
связи в целом.
В условиях переноса центра тяжести экономических
реформ в регионы и расширения их полномочий
в сфере внешнеэкономической деятельности
развитие внешнеэкономических связей
России во многом зависит от деятельности
регионов, что свидетельствует об актуальности
темы курсового исследования, в котором
обоснована необходимость комплексного
экономико-статистического анализа и
оценки внешнеэкономической деятельности
как России в целом, так и ее регионов.
Цель и задачи исследования. Целью настоящей
курсовой работы является разработка
и апробирование методики комплексного
статистического анализа внешнеэкономической
деятельности регионов Российской Федерации,
которая могла бы быть использована при
обосновании планов основных направлений
развития экономической деятельности
страны.
Для достижения цели в ходе исследования
поставлены и решены следующие задачи:
- экономико-статистический анализ особенностей
и направлений развития современных внешнеэкономических
связей республик, краев и областей России;
- анализ основных факторов, определяющих
активность внешнеэкономической деятельности
регионов;
- анализ отраслей промышленности России
по эффективности их внешнеэкономической
деятельности;
- выделение типообразующих факторов и
описание групп однородных объектов, полученных
в результате классификации регионов
и отраслей России;
- анализ эффективности использования
регионами РФ своего внешнеэкономического
потенциала;
- проведение сравнительного анализа региональной
структуры внешнеэкономической деятельности
страны в различные периоды времени.
Объект и предмет исследования. Объектом
исследования в курсовой работе являются
области, края и республики Российской
Федерации.
Предмет исследования - количественные
закономерности внешнеэконо-мической
деятельности регионов России. В качестве
исходного материала были использованы
данные статистических ежегодников по
внешнеэкономической деятельности РФ
в 1995-1999 годах, публикуемых Государственным
Комитетом по Статистике Российской Федерации,
а также статистические данные, публикуемые
в периодической печати.
Методологическая база исследования.
Методологической базой курсовой работы
послужили труды ведущих российских и
зарубежных ученых - экономистов и статистиков.
В исследовании широко использованы. такие
многомерные статистические методы, как
корреляционный, компонентный и кластерный
анализы.
Обработка исходной информации проводилась
на персональной ЭВМ IBM PC с использованием
пакетов прикладных программ "Statistica",
“Microsoft Word».
Сочетание различных экономико-статистических
методов позволило получить разностороннюю
и подробную картину развития внешнеэкономических
связей регионов Российской Федерации.
Научная особенность курсового исследования
состоит в разработке методов анализа
показателей внешнеэкономической деятельности
республик, краев и областей России, социально-экономических
и политических факторов, влияющих на
место отдельных регионов во внешнеэкономической
деятельности страны в целом.
В результате проведенного исследования
в курсовой работе сформулированы и обоснованы
следующие положения:
- обоснование направлений анализа изменения
региональной ситуации внешнеэкономической
деятельности России в различные периоды
времени;
- комплексная оценка тенденций развития
внешнеэкономической активности субъектов
РФ с учетом специфики исследуемой совокупности
наблюдений;
- методика анализа потенциальных возможностей
регионов, позволяющая оценить позиции
отраслей промышленности, республик, краев
и областей в сфере внешнеэкономической
деятельности страны.
Практическая значимость курсовой работы
заключается в возможности применения
результатов исследования для планирования
экономики внешнеторговых связей, разработки
мер по совершенствованию внешнеэкономической
деятельности, как отдельных регионов,
так и России в целом.
В курсовой работе выявлены факторы, влияющие
на объективную оценку внешнеэкономической
ситуации на региональном и федеративном
уровнях, что представляет интерес для
принятия управленческих решений, освещены
современные проблемы российских внешнеэкономических
связей, определена роль регионов во внешнеэкономической
деятельности страны. Рассмотрены основные
проблемы регулирования совместной деятельности
на внешнем рынке регионов и центра.
2. "Федерально-региональные аспекты
внешнеэкономической деятельности России
и ее регионов".
Нынешнее состояние внешнеэкономических
связей России требует решения ряда сложных,
но неотложных задач, прежде всего , восстановления
и развития экспортного потенциала страны,
повышения конкурентоспособности российских
товаров на мировых рынках, формирование
рациональной структуры экспорта и импорта,
привлечения иностранных инвестиций на
взаимовыгодных условиях, обеспечение
экономической безопасности России.
Во внешнеэкономической политике Россия
руководствуется принципами, являющимися
сейчас общепризнанными в мире. В числе
этих принципов развитие экономических
отношений со всеми странами мира на основе
взаимной выгоды и равноправия, невмешательство
во внутренние дела партнера, уважение
принятых международных обязательств.
Россия взяла курс на активное участие
в международных финансовых и торговых
организациях, соглашениях и конвенциях,
отвечающих ее интересам и потребностям,
пошла на преобразование валютной и внешнеторговой
систем с учетом международных норм и
правил.
Рыночные преобразования в России затронули,
в первую очередь, внешнеэкономическую
деятельность. Реформы в этой сфере начались
еще в 1986 году, а к концу 80-х годов была
фактически ликвидирована государственная
монополия внешней торговли. По оценкам
экспертов Европейского банка реконструкции
и развития , успехи России в области либерализации
внешнеторгового и валютного режима значительно
превосходят аналогичные достижения стран
СНГ и вполне сопоставимы с прогрессом
реформ в странах Центральной и Восточной
Европы. В работе доказано, что внешнеэкономическая
деятельность ( при всех своих проблемах
и противоречиях ) стала своеобразным
отображением рыночных преобразований
в России, а потому анализ динамики и тенденций
ее развития представляет большой научный
и практический интерес.
Резкое сокращение внешнеторгового оборота
страны в начале 90-х годов - практически
вдвое в стоимостном выражении - привело
к заметному ослаблению позиций России
на мировом рынке. Стабилизация и увеличение
товарооборота в 1994-1996 годах не смогли
изменить геоэкономическую ситуацию для
России, в том числе по причине опережающего
расширения международной торговли. Например,
если сопоставить динамику физических
объемов внешней торговли, то за период
с 1994 по 1996 годы мировая торговля возросла
почти на четверть, в том числе на 6% в 1996
г., тогда как российский товарооборот
в реальном выражении сократился на 4%.
Отличительной чертой всего последнего
пятилетия стало неуклонное наращивание
положительного сальдо торгового баланса
страны за счет опережающего роста экспорта
и сужающегося внутреннего рынка для импортных
товаров В целом за период 1995-1999 гг актив
торгового баланса России увеличился
почти в 4 раза (в 7,4 раза по странам дальнего
зарубежья) при среднегодовых темпах его
прироста свыше 40%.
Важным фактором, влияющим как на содержание
и формы вхождения России в мировые хозяйственные
связи, так и на развитие единого рыночного
пространства внутри страны, становится
расширение непосредственного участия
регионов РФ во внешнеэкономической деятельности.
Другой немаловажной и неотъемлемой частью
внешнеэкономической деятельности РФ
является распределение экспортно-импортных
связей как по зарубежным странам и странам
СНГ, так и по внутренним регионам России.
Экономическое пространство России - это
совокупность регионов, отличающихся
друг от друга уровнем экономического
развития, отраслевой специализацией,
природно-климатическими условиями И
несмотря на это они тесно между собой
связаны, причем не столько торговлей,
сколько современным глубоко специализированным
высокотехнологичным производством Это
объективно обусловило в каждом из регионов
высокую долю продукции, производимой
для других регионов и получаемой оттуда.
В настоящее время проблема изучения вкладов
отдельных регионов во внешнеэкономическую
деятельность всей страны стоит особенно
остро, т. к. этому вопросу уделяется мало
внимания правительством страны и он остается
в стороне, а зачастую от товарооборота
одного региона зависит объем экспорта
или импорта в целом по стране
Как видно из рис 1., в 1995 г объемы экспорта
значительно превышали объемы импорта,
а опережают остальные регионы по активности
внешнеэкономической деятельности Западно-Сибирский,
Поволжский и Уральский экономические
районы, что подтверждает то, что преимущества
в исследуемом направлении имеют регионы,
богатые природными ресурсами. В последнее
время наиболее вовлечены во внешнеэкономическую
деятельность регионы, имеющие большой
природно-сырьевой потенциал
Рис 1. Структура экспорта и импорта по
экономическим районам РФ в 1995 году, где
1 - Северный район,
2 - Северо-Западный район,
3 – г. Москва,
4 - Центральный район ( без учета г Москвы),
5 - Волго-Вятский район,
6 - Центрально-Черноземный район,
7 - Поволжский район,
8 - Северо-Кавказский район,
9 - Уральский район,
10 - Западно-Сибирский район,
11 - Восточно-Сибирский район
12 - Дальневосточный район,
13 - Калининградская область
В настоящее время из имеющихся статистических
показателей наиболее достоверным индикатором,
отражающим привлекательность регионов
для зарубежного капитала, является деятельность
предприятий с иностранными инвестициями
(или совместных предприятий), поскольку
в данном случае речь идет об уже имеющихся
либо достаточно перспективных объектах.
Наиболее привлекательны для инвесторов
Московский регион (г.Москва и область),
а также Санкт-Петербург и Тюменская область.
Значительно им уступает группа из 13-15
регионов с долей производства СП в пределах
1-3% от общероссийского. Лидирующая тройка
регионов на протяжении 1995-1997 годов упрочила
свой рейтинг и в 1998 г. имела наибольшие
по стране показатели объема производства
продукции и услуг СП .
Большое значение в последние годы имеет
резкая переориентация внешнеэкономических
связей регионов в пользу стран дальнего
зарубежья. Эта особенность проявляется
в торговле, а еще резче в использовании
зарубежного капитала. Так, на 1 сентября
1998 г. в России было зарегистрировано около
17,2 тыс. совместных предприятий, созданных
с участием инвесторов из стран дальнего
зарубежья и только 1,1 тыс. таких предприятий
- с бывшими союзными республиками. Подробнее
динамика изменения количества и распределения
СП по экономическим районам России (каждый
из которых состоит из ряда республик,
краев и областей) показана в табл. 1, из
которой видно, что г.Москва занимает прочное
первое место по количеству совместных
предприятий по сравнению с остальными
экономическими районами России. Также
следует отметить, что за исследуемый
период укрепили свои позиции в этом плане
Западно-Сибирский, Дальневосточный и
Северо-Западный экономические районы.
Фактически произошла переориентация
российских внешнеэкономических связей.
Удельный вес бывших союзных республик
во внешнеторговом обороте России снизился
с 24% в 1994 г. до 18% в 1998 г., причем на долю
стран СНГ приходится 16,8%. Как в России,
так и в других странах СНГ основные экспортные
ресурсы топлива, металла и другого сырья
стали направляться в первоочередном
порядке на рынки дальнего зарубежья.
Во внутренней торговле государств СНГ
все возрастающую роль играют товары,
закупаемые за пределами Содружества.
Динамика и распределение СП по экономическим
зонам РФ в 1991-1996 г.г.
Таблица 1.
Годы 1991 1992 1993 1994 1995
Число СП по РФ 1224 2533 6359 10433 14550
Всего РФ % в т.ч. 100 100 100 100 100
Северный 7,0 10,3 6,8 4,8 4,0
Северо-Западный 8,9 8,3 15,7 15,6 15,0
Центральный (без учета г.Москвы) 4,2 5,8 4,5
2,9 2,9
г. Москва 51,1 32,6 37,0 43,1 45,6
Волго-Вятский 2,1 3,0 2,0 1.8 1,6
Центрально-Черноземный 1,5 1,8 1,4 2,0 2,2
Поволжский 4,25 5,4 4,0 4,1 4,0
Северо-Кавказский 4,25 5,8 5,4 4,9 4,7
Уральский 3,3 4,1 3,7 4,8 5,3
Западно-Сибирский 3,4 5,5 5,3 5,1 5,1
Восточно-Сибирский 1,4 3,2 2,1 1,9 1,8
Дальневосточный 7,6 9,5 8,8 6,4 5,4
Калининградская обл. 1,0 4,7 3,3 2,7 2,4
Центральное место в региональных предпочтениях
всех стран-партнеров России занимает
Москва в силу ее столичных функций, исключительной
роли в информационном и денежном обороте
и значительно более комфортного предпринимательского
климата. В столице реализованы и реализуются
разномасштабные проекты сотрудничества,
среди которых, однако, преобладают некапиталоемкие
и быстроокупаемые, с невысоким предпринимательским
риском, Москва выступает плацдармом освоения
России зарубежными компаниями и банками.
В 1997 г., по имеющимся оценкам, иностранные
инвестиции в акции и государственные
ценные бумаги составили 2 - 2,5 млрд. долларов.
Здесь имеют свои представительства 95%
крупнейших западных банков и концернов,
работающих на российском рынке.
Внешнеэкономическая деятельность, в
частности иностранные кредиты и инвестиции
оказывают все более сильное воздействие
на социально - экономическое положение
регионов, выступая фактором их деления
на сравнительно благополучные и депрессивные.
В этой связи недостатки российского законодательства,
регулирующего кредитно-инвестиционную
сферу, способствовали отрыву Москвы от
остальных регионов.
В целом экономическое благополучие страны
во многом зависит от двух десятков регионов,
которые дают около 3/4 общей прибыли и
обеспечивают еще большую долю в доходной
части федерального бюджета. Эти же регионы
занимают ключевое положение во внешнеэкономических
связях России.
Современный этап развития политической
и экономической ситуации в Российской
Федерации характеризуется началом формирования
новой системы взаимоотношений федеральных
органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов РФ
на основе конституционного закрепленного
принципа разделения предметов ведения
и полномочий центра и регионов. При этом
связанные с формированием этой системы
политические и экономические процессы
идут с разной скоростью, под влиянием
противоположно направленных интересов
и факторов.
Тем не менее , в настоящее время наработан
определенный механизм регулирования,
созданы соответствующие структуры . Например,
работа с регионами осуществляется через:
- институт уполномоченных МВЭС России
в регионах;
- через систему взаимодействия с межрегиональными
ассоциациями;
- через систему информационных обменов,
что очень важно в условиях огромной территории
и большого числа субъектов РФ;
- через помощь, оказываемую регионам в
реализации их программ и конкретных проектов
в области развития экспортоориентированных
программ.
Следует отметить также возможности действующих
межправительственных комиссий по торгово-экономическому
и научно-техническому сотрудничеству.
Внутри страны требуется разработка единой
политики, позволяющей регионам осуществлять
свою внешнеэкономическую деятельность
без ущерба для собственных интересов
и интересов страны в целом. Для этого
необходимо всеобъемлющее статистическое
исследование положения каждого отдельного
региона и всей совокупности регионов
в области их внешних связей, а также разработка
методологии такого исследования, которую
можно было бы систематически применять
в дальнейшем.
3. Перспективы экономического участия
России на основных мировых товарных рын¬ках
(на примере топливно-энергетического
и машиностроительного комплексов).
Продукция топливно-энергетического комплекса
на внешних рынках. По доле в общем объеме
промышленного произ¬водства России топливно-энергетический
комплекс (ТЭК) в 1994 году впервые вышел
на первое место. Однако по существу он
занимает это место уже целый ряд лет,
поскольку данный комплекс отраслей является
экспортно-ориентированным и мировые
цены на его продукцию существенно выше
внутренних. На ТЭК приходится почти половина
экспорта России.
Основу комплекса образует нефтегазовая
про¬мышленность, в значительной мере
определяющая роль России в международном
разделении труда и, несомненно, наиболее
привлекательная сфера вложений для зарубежных
инвесторов. В 1997 г. в суммарном экспорте
из России на сырую нефть пришлось 18,6%,
нефтепродукты — 7,1%, природный газ — 16,5%.
За период реформ все меньшая доля энергоносителей
стала направляться по заниженным ценам
в страны СНГ и все большая доля — в страны
дальнего зару¬бежья. Доля ближнего зарубежья
в экспорте российс¬кой нефти только за
1997 г. упала с 37 до 26% .
Наилучшие перспективы реализации на
внешних рынках имеет природный газ. Резервы
его очень велики; по некоторым оценкам,
доля нашей страны в общемировых доказанных
запасах газа 35%, а в вероят¬ностных даже
60% ЦП. Природный газ обеспечивает свыше
половины всех энергоресурсов России
и может поставляться на внешний рынок
без ущерба для рынка внутреннего в течение
25, а может быть и 30-35 лет. В 1998 году в стране
было добыто 697 млрд.куб.м при¬родного
газа; и хотя добыча падает, само это падение
гораздо меньшее, чем в других топливных
отраслях,
Россию вполне можно считать естественным
мо¬нополистом на газовом рынке. Круг
стран-поставщи¬ков, обладающих большими
ресурсами при относи¬тельно невысокой
стоимости добычи и тесной привяз¬ке региональных
рынков к магистральным трубопрово¬дам
(стоимость же транспортировки газа на
судах очень высока), относительно невелик.
Поэтому конкуренция на европейском рынке
(где доминируют наша страна и Норвегия,
а возможности третьего крупного продуцен¬та
— Алжира ограничены) не столь жесткая.
Кроме того, у России есть шансы стать
крупным поставщиком газа на рынок Азиатско-Тихоокеанского
региона. Ввоз российского газа мог бы
быть весьма выгоден для Японии, что позволило
бы снизить цены на газ на внутреннем рынке
этой страны и повысить потребле¬ние.
Реально и вытеснение ближневосточного
газа с японского рынка.
Развитие газовой
Второй главный козырь России на внешних
рын¬ках — нефть. По оценке специалистов
Роскомнедр, геопого-разведочные работы
позволяют рассчитывать на выявление
новых запасов нефти 0,8-1 млрд. т в год; уровень
же добычи может быть поднят до 400-450 тыс.
т (для сравнения, в 1997 г. было добыто 358
млн. т нефти, включая газовый конденсат)
.
Геологам предстоит обновить исследования
рос¬сийских нефтяных ресурсов и провести
ревизию запа¬сов, поскольку, как правило,
глубокие нефтеносные слои в имеющихся
балансах не учтены. Специалисты призывают
к тому, чтобы доразведать давно эксплуати¬руемые
месторождения, в том числе и в европейской
части страны, где возможны крупные находки
нефти (и газа). Более того, если не пустить
во вторичную эксплуатацию старые нефтяные
месторождения, взяв на во¬оружение передовые
методы добычи, России может грозить относительный
нефтяной дефицит. Безуслов¬но, потребуются
не только современные методы добы¬чи,
но и широкое освоение новых месторождений
в Сибири и в Северном Ледовитом океане.
В последнем случае — это крайне сложно
технически, поскольку требуется добывать
и вывозить нефть в условиях ледя¬ного
панциря арктических морей, что потребует
ис¬ключительно крупных капиталовложений.
Однако перспективы нефтяной промышленности
менее радужны, чем газовой. Вновь выявленные
запасы нефти обнаружены в мало- или вовсе
неосвоенных частях России, а это означает
рост стоимости добычи. Не исключена ситуация,
при которой нам будет не хватать дешевой
нефти для успешной конкуренции на мировом
рынке с другими странами.
Во-первых, уже в самое ближайшее время
на мировом рынке нефти Россия может столкнуться
с конкуренцией «возвращенного» в мировое
сообщество Ирака.
Во-вторых, не усиливает российские позиции
в ближайшие 15-20 лет наличие у Китая нефтяных
месторождений Тарима. Китай с крупными
месторож¬дениями на шельфе и в Синьцзяне
может на период бурной эксплуатации этих
месторождений в течение десятка лет оказаться
нашим конкурентом на мировом рынке. Хотя
добыча нефти в КНР растет, темпы роста
замедлились и по мере увеличения спроса
на энергоно¬сители во внутренних, пока
что менее развитых рай¬онах, наш, юго-восточный
сосед может перейти из числа стран, имеющих
излишки нефти, в круг ввозя¬щих ее (в том
числе и из России) .
В-третьих, в это же время на мировом рынке
весьма весомо заявят о себе два потенциально
крупных поставщика нефти Вьетнам и Туркменистан.
Первая из этих стран пока что добывает
менее 7 млн. т нефти в год, но к указанному
сроку, судя по прогнозам, может поднять
объем нефтедобычи раз в десять. Двумя
гиган¬тскими месторождениями нефти мирового
класса рас¬полагает Туркменистан: одно
из них — каспийское — уже осваивается,
а второе — на полуострове Мангышлак,
считающееся третьим в мир после саудоаравийских
и тюменских, относится к очень перспективным.
Поскольку условия добычи на новых туркменс¬ких
месторождениях гораздо более благоприятные,
чем у нас в Западной Сибири, то вполне
вероятно, что они будут освоены быстрее
сибирских, и «новая» туркмен¬ская нефть
выйдет на рынок раньше «новой» сибирс¬кой.
Вдобавок, туркменская нефть, перекачиваемая
через Иран, может оказаться дешевле сибирской
(в силу меньшей протяженности трубопроводов).
Есть шансы на выход на мировой рынок в
качестве продавца нефти и еще У одной
постсоветской страны — Азербай¬джана
(разумеется, при условии, что будут освоены
месторождения на Каспийском море).
В-четвертых, дефицит государственного
бюджета Саудовской Аравии может привести
к тому, что этот крупнейший в мире экспортер
нефти вынужден будет пойти на форсирование
вывоза даже несмотря на падение цены.
В - пятых, специалисты считают весьма
вероятным открытие крупных нефтяных
месторождений в странах и регионах, чьи
недра еще недавно не считались перспективными
в отношении нефти — в Монголии, в поясе
пустынь Северной Африки, в шельфовом
поясе Восточной Азии.
Таким образом, учитывая возможность совпа¬дения
двух факторов — расширения круга перспективных
экспортеров нефти и низкой конъ¬юнктуры
в мировой экономике, в ближайшие четверть
века конкурентная борьба стран-экспортеров
нефти будет исключительно острой, причем
в условиях сравнительно низких цен на
жидкое топливо. Поскольку многие наши
покупатели это сравнительно бедные страны
(например, Польша, Словакия, Венгрия),
то общемировая стагнация может оказаться
для экономики России весьма серьезным
испытанием. .Ухудшение ситуации на мировом
рынке нефти способно затормозить освоение
шельфа Северного Ледовитого океана. Это
означает, что эксплуатация арктических
нефтяных ресурсов может начаться не ранее
2025 года.
Поскольку Россия в течение длительного
срока будет сильно зависеть от нефтегазового
сектора, следу¬ет приложить усилия для
повышения степени перера¬ботки экспортируемого
сырья, а также расширить со¬бственное
производство нефтепромыслового оборудо¬вания,
труб и других изделий для этого сектора.
Несколько иначе выглядят перспективы
России на мировом рынке каменного угля.
В ближайшее время они достаточно безрадостны.
Однако, если учитывать общемировую дальнесрочную
перспективу перехода на уголь как на
основное энергетическое сырье и сравнительную
дешевизну нашей рабочей силы, следует
предположить, что Россия со временем
станет одним из основных поставщиков
угля на мировой рынок. Предстоит провести
тщательную ревизию националь¬ных запасов
угля и сосредоточить изыскательские
работы на ограниченном количестве наиболее
перспективных участков. Этот выбор должен
строиться с учетом запасов, горно-геологических
условий, транспортно-географического
расположения бассейнов, стоимости вывоза
угля. Необходимо переоценить наши северные
месторождения и возможности арктических
портов, как потенциальных мест вывоза.
Кузнецкий бассейн останется ведущим
ареа¬лом добычи, но ему придется заметно
«потесниться» в пользу северных бассейнов,
расположенных ближе к портам вывоза.
Если Россия хочет удержаться на миро¬вом
рынке угля, придется найти новые нестандартные
решения двух труднейших задач — организации
угле¬добычи в северных условиях и схемы
транспортировки угля в Арктике.
Запасы каменного угля в нашей стране
весьма велики, но разработка новых месторождений
требует колоссальных инвестиций, прокладки
новых железных дорог. Разведанные же
ресурсы конкурентоспособного угля у
нас ограничены. Кузбасс расположен слишком
далеко от морей. В 1998 г. было добыто 311
млн. т каменного угля . Нынешний экспорт
каменного угля в условиях жесткой конкуренции
на мировом рынке невелик (17,4 млн. т в 1998
г.) и гораздо ниже экспортных возможностей
страны. Подавляющая часть угля потребляется
внутри страны, причем спрос на уголь ежегодно
резко снижается — с 369 млн. т в 1990 г. до
241 млн. в 1997 г. .
4. Перспективы российского машиностроения
на внешних рынках.
Машиностроение — до недавних пор лидирую¬щая
отрасль отечественной обрабатывающей
промыш¬ленности — переживает ныне глубочайший
спад. По «сжатию» производства машиностроение
превзошло любую другую отрасль (падение
на 65% за 1992-1998 гг.), в результате чего в
1998 г. оно оказалось опрошен¬ным с привычного
первого на второе место в структуре промышленного
производства России (16%; беспреце¬дентное
сокращение за годы реформ — на 10 процентных
пунктов). Доминирующую роль в маши¬ностроении
играли и играют крупные предприятия военно-промышленного
комплекса (ВПК). По оцен¬кам специалистов,
машиностроительный экспорт Советского
Союза на 80% состоял из военной техники
и изделий военно-технического назначения
.
При этом как раз машиностроение более
других отраслей страдает от своей недостаточной
конкурен¬тоспособности и низкой эффективности,
очень плохо приспосабливается к работе
в новых экономических условиях. На большинстве
предприятий, включая при¬ватизированные
и проводящие конверсию, не про¬изошло
кардинальных изменений в структуре и
номен¬клатуре выпускаемых изделий. Приходится
констати¬ровать, что переход к рыночным
отношениям самый серьезный ущерб нанес
именно машиностроительно¬му комплексу.
Объем производства в оборонной про¬мышленности,
согласно некоторым оценкам, упал за период
с 1991 по 1998 г. в 10 и более раз .
Вместе с тем, машиностроительная промышлен¬ность
Россия обладает немалыми возможностями
по выпуску конкурентоспособной высокотехнологичной
продукции, прежде всего авиаракетнокосмической.
Несколько в меньшей степени это относится
к атомно¬му машиностроению, отдельным
подотраслям судос¬троения, производству
криогенной техники, лазерных приборов
и некоторым другим.
Ныне российское военное машиностроение
не в состоянии поддерживать объемы производства
80-х годов. Во-первых, это уже не тот жестко
контролируемый государством, прекраснообеспечиваемый,
приви¬легированный сектор хозяйства
с гарантированными крупными госзаказами.
Без опеки государства сегод¬няшняя оборонная
отрасль хиреет, теряя к кадры, и престиж
.
Во-вторых, в условиях общемирового спада
спро¬са на военную технику возможности
российского эк¬спорта неверно и даже
опасно преувеличивать. К тому же, мировой
рынок вооружений уже поделен между блоками,
причем те зарубежные рынки, на которые
шли поставки советской военной техники
после геопо¬литических потрясений конца
80-х годов заметно сузи¬лись. До этих потрясений,
во второй половине 80-х годов СССР направлял
оружие в 36 стран мира (США — в двое большее
число стран). 30% оружия шло в государства-члены
СЭВ и другие социалистические страны,
а остальные 70% — в «дружественные» разви¬вающиеся
страны. Больше всего оружия (пятая часть)
продавалась Индии, 9% — направлялось в
Афганистан, от 4 до 8% военной техники предназначалась
таким «дружественным» или «братским»
станам как КНДР, Ангола, Сирия, Польша,
Чехословакия, ГДР.
Рынок вооружений это «политический»
рынок и прямого отношения к качеству
продукции не имеет. Продажа оружия предполагает,
что покупатель воору¬жений может рассчитывать
на помощь страны-продав¬ца в случае особой
ситуации. Россия потеряла рынки вооружений
в таких платежеспособных странах как
Ливия и Ирак, другие же традиционные покупатели
«советской техники» мало платежеспособны.
Следует иметь также в виду, что те немногие
«нефтяные» страны третьего мира типа
Саудовской Аравии, что могли себе ранее
позволить самостоятель¬ную политику,
теперь в условиях экономического кризиса
оказались экономически весьма зависимыми;
а это привязывает их к блокам крепче,
чем прежде. Объем продаж вооружений за
границу, несмотря на отчаянную внешнеторговую
активность российской стороны, последние
годы находится на низком уровне (2 -2,5 млрд.
долл.; в 1999 г. по прогнозам — 4,8 млрд.).
Существующий в кругах отечественного
ВПК расчет на массовый экспорт вооружений
в развиваю¬щиеся страны, а также в страны
новой индустриализа¬ции (типа Малайзии)
нам представляется не состоя¬тельным,
а неразборчивость в выборе покупателя
(Ира¬на, к примеру) — опасной. Российский
ВПК, даже располагая оружием мирового
класса и к тому же более дешевым, чем западные
аналоги, не может рассчиты¬вать на широкий
выход на рынки тех стран, которые многие
годы ориентируются на западные державы
— своих союзников, а не на Россию, еще
недавно — потенциального противника.
Задача России состоит в том, чтобы удержаться
на традиционных для себя рынках. К их
числу принадлежит прежде всего индий¬ский
рынок: крупные вооруженные силы этой
страны на 70% укомплектованы «советской»
военной техникой, требующей модернизации.
Какой-то период времени покупателем российской
военной техники может быть внеблоковый
Китай, но период этот не станет продол¬жительным
в силу геополитических причин.
Как дополнительные, возможны и выгодные
де¬ловые соглашения с ведущими западными
странами. Россия вполне может предложить
западным странам отдельные совместные
проекты, в том числе лицензии, ноу-хау,
совместное производство преимущественно
вспомогательных видов техники для вооруженных
сил (например, авиатренажеров, учебных
стендов, приборов).
Из сказанного можно сделать вывод, что
объем производства вооружений придется
ограничивать пот¬ребностями самой России
и ее ближайших соседей, а также малого
круга нейтральных государств типа Индии.
Нам представляется, что выживание машинос¬троения
России зависит от того, в какой мере ее
громоздкий, представленный крупными
предприятия¬ми, ВПК готов к перестройке
и переходу на выпуск гражданской, в том
числе импорт заменяющей продук¬ции. Необходимо
отдавать отчет в том, что лишь часть оборонных
предприятий, наиболее высокотехнологич¬ных,
сможет сохранить свой прежний профиль.
Ос¬тальным же заводам неизбежно придется
осуществлять решительную конверсию.
Конечно, если верить приво¬димым статистикой
сведениям, практически все обо¬ронные
предприятия начали конверсию. Так, если
в 1990 г. доля военной продукции на предприятиях
ВПК составляла 52%, то в 1993 г. 31%. За пределы
России в 1993 г. было отгружено 18% продукции
конверсионных предприятий; только треть
экспортных поставок — военная техника
и вооружение . С сожалением приходится
признать, что крайне негибкий российский
ВПК (хотя и теряющий примерно по 10% персонала
ежегодно), фактически не желает принимать
всерьез происходящие изменения, и гораздо
менее подготовлен к конверсии, чем соответствующие
комплексы западных стран, сложившиеся
в рыночных условиях.
Требуется же серьезная конверсия ВПК
по хорошо продуманной государственной
программе. Заметим, что, если бы таковая
последовала в самом начале перестройки,
можно было бы избежать особенно бо¬лезненных
проявлений кризиса ВПК. Цель конверсии
— наладить выпуск такой гражданской
продукции, в которой есть острая и первостепенная
нужда (в том числе, продукции ранее поступавшей
в Россию из других союзных республик
и стран СЭВ). Это будут далеко не самые
наукоемкие изделия, а порой и зауряд¬ная
техника, но нужная и недорогая. При этом
ВПК должен отказаться от идеи любой ценой
сохранить «класс» — суперпродукцию,
имеющую спрос вообще в немногих ведущих
странах, и повернувшись лицом к рынку,
оставить за собой выпуск продукции двух
типов — высококвалифицированной, поставляемой
по госу¬дарственному плану, и относительно
простой, нужной массовому потребителю.
В результате в рамках ВПК сохранится
относи¬тельно небольшой сектор высокотехнологичных
про¬изводств. Некоторые наши фирмы с
мировой репута¬цией, не исключено, во
многом утратят чисто россий¬ский характер
и станут совместными, то есть с участием
иностранного капитала. Иначе их продукция
встретит крайне жесткое противодействие
со стороны Запада . Уже сейчас можно увидеть
в появляющихся партнерс¬ких и кооперационных
связях зародыши будущих ин¬тернациональных
производственных структур (один из примеров
— намечающееся сотрудничество ГКНПЦ
им. Хруничева с корпорацией «Локхид»
в выполнении заказа НАСА).
Основной же части ВПК придется переориенти¬роваться
на выпуск относительно несложных техни¬ческих
изделий, которые будут по карману обычному
фермеру и ремесленнику. Сейчас требуется
достаточно добротные и надежные отечественные
некапиталоем¬кие и неэнергоемкие машины
и оборудование, которые в дальнейшем,
после 10-15 лет работы, могли бы быть заменены
передовой техникой. Ранее же у нас вряд
ли найдутся средства для развития промышленности
на западном уровне. Промышленность же
должна быть «всякой», в том числе и сравнительно
скромного техни¬ческого уровня.
Одновременно может быть придется пойти
на консервацию части лучшей и совершенной
техники (скажем, уникальных станков с
числовым програм¬мным управлением), которая
ныне просто не востребо¬вана. Так сформировался
бы государственный фонд оборудования
высокой технологии, которое по мере подъема
экономической конъюнктуры могло бы быть
быстро запущено в ход. Именно так поступили
в Германии и даже в США в первые послевоенные
годы при создании «депо» неиспользуемых
до поры до времени станков. Фонд неиспользуемых
«военных» станков сыграл большую положительную
роль в дина¬мичном восстановлении германской
индустрии, ее быстром выходе на мировой
рынок.
5. Управление и регулирование внешнеэкономических
связей России.
Внешнеэкономические связи представляют
собой целый ком¬плекс различных направлений,
форм, методов и средств пере¬мещения
материальных, финансовых и интеллектуальных
ре¬сурсов между странами. Это одна из
наиболее сложных сфер экономики любой
страны. Отсюда вытекает традиционно боль¬шое
государственное вмешательство в эту
сферу или, иными словами, весьма активное
государственное регулирование внешнеэкономических
связей. Оно определяется государствен¬ной
внешнеэкономической политикой, которая
во многом зави¬сит от состояния платежного
баланса страны. Важнейшими направлениями
государственного регулирования внешнеэконо¬мических
связей страны являются валютное регулирование,
экспортно-импортное регулирование, а
также правовые формы осуществления внешнеэкономических
операций.
Радикальная экономическая реформа, кардинальное
измене¬ние геополитического положения
России после распада СССР существенно
повысили роль внешнеэкономического фактора
в развитии страны. Внешнеэкономическими
стали для России хозяйственные и торговые
связи не только с дальним, но и с ближним
зарубежьем. В результате зависимость
России от внешних рынков более чем удвоилась.
И дело не только в количественных показателях.
Усиление внешнеэкономического фактора
объективно диктуется проводимыми рыночными
преобразованиями, формирующими качес¬твенно
новые основы для взаимодействия отечественной
эконо¬мики с мировой, внутреннего рынка
с внешним.
Для формирования эф¬фективной ВЭП необходимо
четко и ясно определить ее основ¬ные
принципы. Так, центральное место в ВЭП
уделяется эконо¬мико-правовому регулированию
поведения участников ВЭД, с тем чтобы
оно отвечало общенациональным интересам.
Раньше, в условиях государственной монополии
на ВЭД, когда в СССР господствовала государственная
собственность, а число участников ВЭС
не превышало несколько десятков, прак¬тически
вся эта деятельность управлялась из одного
центра на базе государственного плана,
что и приводило к незаинтересо¬ванности
непосредственных производителей в экспорте,
к за¬купкам продукции, в которой нет особой
нужды, и в результате к огромной массе
неустановленного импортного оборудования
и другим негативным последствиям.
В условиях перехода к рынку и плюрализму
форм собствен¬ности, предоставления
всем предприятиям независимо от форм
собственности права заниматься ВЭД Россия
отказалась от государственной монополии
и связанных с ней форм государ¬ственного
регулирования. Главная задача государства
в совре¬менных условиях — выработка
ВЭП, адекватной рыночным "принципам
функционирования российской экономики
и ее по¬следовательной интеграции в мировое
хозяйство.
В принципиальном плане выбор в России
модели «открытой» экономики и либерализации
ВЭС явился, безусловно, правильным. Однако
в толковании самой сути открытости, определении
стратегии и тактики ее достижения с самого
начала осуществле¬ния реформ не было
достаточной ясности и четкости. Сформи¬ровалось
два подхода, две точки зрения: понимание
ее как быстрой «шоковой» либерализации
БЭС и, наоборот, как про¬цесса, имеющего
этапность и требующего активной, преобразу¬ющей
роли государства.
В реальной политике российского руководства
эти два подхо¬да постоянно смешивались
и сталкивались. Меры по «шоковому» открытию
внутреннего рынка и либерализации ВЭД
неупорядоченно чередовались с жесткими
административными мерами, тарифные методы
регулирования экспорта и импорта — с
нета¬рифными. Нескоординированными были
действия в области ценовой, валютной
и внешнеторговой политики, а также прак¬тические
решения, принимаемые различными ведомствами,
центрами и регионами. В результате обострилась
иностранная конкуренция на отечественном
рынке, по ряду направлений неоправданно
подрывая позиции российских производителей.
Кроме того, оказались кардинально ослаблены
их конкурентные возможности на внешних
рынках, что значительно уменьшило объем
национального экспорта.
Все это
заставило отказаться от шоковых
методов и прораба¬тывать приблинсенную
к реальным условиям России модель
ВЭП. Основой регулирования
Следовательно, в сложных отечественных
условиях раскры¬тие национальной экономики
вовне должно быть постепенным, селективным
и опирающимся на продуманную структурную
и промышленную политику (которых пока
нет), при тонком инди¬видуальном сочетании
мер либерализации и протекционизма. Во
всяком случае здесь неприменим как монетаристский
«естественный отбор» предприятий, так
и всеобъемлющий протекци¬онизм, искусственно
закрепляющий монопольные позиции оте¬чественных
производителей независимо от результатов
их деятельности. Поэтому в основе ВЭП
России лежит по крайней мере четыре принципа:
1) преобразующая (а не только сугубо регулирующая)
дея¬тельность государства, вырабатывающего
политику развития отраслей и регионов,
под которую подстраивается ВЭП страны,
включая ее таможенный инструментарий
и режим для ино¬странных инвестиций;
2) изменение ВЭД российских фирм в направлении
от преиму¬щественно разовых внешнеэкономических
сделок к ВЭД как постоянной и органической
части их общей хозяйственной деятельности
с долгосрочной ориентацией на удержание
и расширение внешних рынков;
3) четкое разделение функций осуществления
ВЭП между ветвями власти, ведомствами,
а также Федерацией и ее субъек¬тами;
4) ВЭП является составной частью внешней
политики Россий¬ской Федерации. Если
дипломатия не служит войне, она служит
торговле, и поэтому создание благоприятных
условий для рос¬сийских экспортеров
на мировом рынке призвано стать одной
из центральных задач российской внешней
политики.
Министерст¬во внешних экономических
связей РФ, согласно Положению, утвержденному
постановлением Совета Министров — Прави¬тельства
РФ от 26 февраля 1993 г. № 85:
— участвует в формировании ВЭП и контроле
за ее реализа¬цией;
— участвует в разработке механизма регулирования
валют¬но-кредитных отношений с иностранными
государствами, а также в разработке и
реализации политики привлечения и размещения
иностранных инвестиций;
— участвует в разработке региональных
программ ВЭД;
— разрабатывает предложения по повышению
эффектив¬ности ВЭС РФ и конкурентоспособности
российских товаров на мировом рынке;
— участвует в организации страхования
экспорта, сертифи¬кации и стандартизации
экспортной продукции, в организации экспортного
контроля;
— готовит предложения о заключении международных
дого¬воров РФ по вопросам торгово-экономического
сотрудничества, проводит переговоры
о заключении таких договоров и обеспе¬чивает
их реализацию;
— проверяет выполнение министерствами,
ведомствами, объ¬единениями, предприятиями,
организациями и предпринима¬телями обязательств,
вытекающих из международных догово¬ров
РФ о торгово-экономическом сотрудничестве;
— готовит предложения по совершенствованию
порядка экспорта и импорта товаров;
— осуществляет оперативное нетарифное
регулирование БЭС, включая выдачу в установленном
порядке лицензий на экспорт и импорт
товаров (работ, услуг):
— контролирует экспорт товаров, в отношении
которых при¬меняются меры нетарифного
регулирования;
— вносит в установленном порядке предложения
об измене¬нии ставок и порядка обложения
таможенными пошлинами товаров;
— выдает в установленном порядке лицензии
на экспорт и импорт имущества, технологий,
работ и услуг военного назначе¬ния;
— осуществляет контроль за состоянием
расчетов с зарубеж¬ными странами, за
уровнем внешнеторговых цен по товарам,
закупаемым в счет федеральных нужд и
в счет привлеченных иностранных кредитов,
и т. д.
Совместно с Минэкономики, Минфином и
ГТК МВЭС вносит представления об изменении
импортных и экспортных тамо¬женных пошлин
(изменение осуществляется постановлениями
Правительства РФ). Министерство осуществляет
выдачу им¬портных и экспортных лицензий,
определяет порядок этой выдачи. Лицензии,
как правило, выдаются уполномоченными
МВЭС в регионах. Основанием для выдачи
лицензии является решение соответствующего
министерства или ведомства. Так, например,
вывоз ряда природных материалов требует
разре¬шения Министерства охраны окружающей
среды и природных ресурсов. Уполномоченные
МВЭС совместно с ГТК контролиру¬ют соблюдение
экспортных ограничений. Они принимают
реше¬ние о замене неправильно заполненных
лицензий, не принятых таможней, а также
о внесении в лицензию необходимых изме¬нений
по заявлению владельца.
Сферы сотрудничества между федеральными
и региональными властями должны постоянно
расширяться. Уже сегодня намети¬лись
следующие направления взаимодействия:
— координация ВЭС субъектов РФ (в лице
местных админис¬траций, с одной стороны,
федеральных парламентских и испол¬нительных
органов власти — с другой);
— выполнение международных договоров
России в области торгово-экономического
сотрудничества (прежде всего для обеспечения
их реализации на региональном уровне);
— информационное и консультационное
обеспечение ВЭД. В основу региональной
системы внешнеэкономической информа¬ции
необходимо положить банк данных российской
системы «ИнформВЭС», однако дополнительно
она должна содержать более подробные
сведения о рынках основных стран-партнеров
конкретных регионов;
—получение кредитов и ссуд под гарантии
субъектов РФ, их использование и пополнение.
Значительную поддержку мест¬ным властям
в этих вопросах должны оказать формируемые
РБРР и ЭИБ;
— привлечение и определение порядка
инвестирования за¬рубежных средств.
Причем здесь оправдан дифференцирован¬ный
подход к привлечению иностранного капитала
в разные регионы России (в связи с их различными
условиями). Аккуму¬ляторами зарубежных
капиталов смогли бы стать территори¬ально
небольшие свободные экономические зоны
(СЭЗ). Перво¬начально в СЭЗ иностранные
инвестиции могли бы быть ориен¬тированы
на обновление производственных фондов
предпри¬ятий, которые выберет сам зарубежный
партнер. Затем можно обратиться к развитию
инфраструктуры зоны и по мере про¬гресса
способствовать притоку капиталовложений
в экспортные отрасли и иные производства,
имеющие важное экономическое значение
для России;
— формирование и реализация региональных
и межрегио¬нальных программ ВЭД.
Полномочия субъектов РФ. Деятельность
субъектов РФ базируется на следующих
основных принципах:
1) право субъектов РФ в рамках федеральных
законов при¬нимать свои нормативные
акты и положения, которые конкре¬тизируют
федеральные законы с учетом местных условий
и экономических интересов регионов;
2) возможность участвовать в распределении
доходов от ВЭД с учетом реального вклада
региона в ту или иную отрасль, которая
имеет выход на внешний рынок;
3) субъекты РФ имеют право предоставлять
дополнительные по отношению к федеральным
финансовые гарантии зарегис¬трированным
на их территории участникам ВЭД, включая
предприятия с иностранными инвестициями.
Причем федераль¬ные власти не отвечают
по дополнительным гарантиям субъек¬тов
РФ. Кроме того, эти дополнительные льготы
не должны противоречить международным
обязательствам России.
Итак, основными функциями субъектов РФ
в области ВЭД становятся: совершенствование
структуры экономики региона (как путем
участия в реализации общефедеральных
программ, так и самостоятельно); кредитование
и страхование экспортных сделок регионального
значения; налаживание экономического
сотрудничества с зарубежными государствами
и их регионами при наличии обоюдной заинтересованности;
организация сбыто¬вой и информационной
структуры ВЭД (как совместно с феде¬ральными
властями, так и самостоятельно); организация
эк¬спортно-импортных сделок, удовлетворяющих
потребности ре¬гиона.
Активизация ВЭД в регионах — путь к лучшему
использованию ресурсов, местных условий
для достижения целей общественного развития.
Ведется работа по составлению региональных
программ ВЭД, особенно в области экспорта.
В этих рамках целесообразно сформулировать
на региональном уровне систему мер по
поощрению ВЭД. Серьез¬ным недостатком
применяемых сегодня методов внешнеэконо¬мического
регулирования является непроработанность
именно регионального аспекта, наносящая
особый ущерб привлечению иностранных
инвестиций. Можно выделить три типа регионов:
— агропромышленные и трудоизбыточные
районы (Север¬ный Кавказ, Ставропольский,
Краснодарский края, Ростовская область);
— добывающие (Тюменская область, Якутия
и др.);
— урбанизированные промышленные (Центр,
Урал, Юг Си¬бири, Дальний Восток).
Для агропромышленных и трудоизбыточных
регионов пред¬ставляется подходящей
политика стимулирования иностран¬ных
инвестиций, включающая предоставление
местных налого¬вых льгот, кредитов для
создания рабочих мест и стимулирова¬ния
предпринимательской деятельности.
В добывающих регионах следовало бы также
создавать благо¬приятный режим для иностранных
инвестиций, в том числе за счет частичного
освобождения их от местных налогов, использо¬вания
амортизации и других экономических стимулов.
В урбанизированных регионах с их мощным
научно-техни¬ческим потенциалом требуется
поддержка государством кон¬версии и
структурной перестройки, для чего понадобятся
централизованные капитальные вложения.
Здесь, по-видимому, следует создать благоприятный
режим для иностранного капи¬тала с целью
привлечения его в ускоренно развивающиеся
секторы экономики, прежде всего туда,
где имеется высокий экспортный потенциал,
а также в базовые отрасли промышлен¬ности.
Географическая стратегия должна исходить
из максимальной диверсификации экспорт¬ных
рынков и источников импорта, не допуская
их концентра¬ции на отдельных странах
(регионах), что чревато дезорганиза¬цией
торговли в кризисных ситуациях.
Пока здесь отмечается обратное развитие
событий при стяги¬вании товаропотоков
в Западную Европу и Юго-Восточную Азию
за счет зоны СНГ, Восточной Европы и остальных
регио¬нов. Почти 90% товарооборота России
с дальним зарубежьем приходится на долю
лишь 20 стран, а 70— 80% основных видов экспортной
продукции сконцентрировано на рынках
всего 3— 5 стран. Причинами являются отсутствие
четких приоритетов в торговой политике
России, зависимость импорта от иностран¬ных
кредитов, стихийность и сиюминутность
интересов новых участников ВЭД, ориентирующихся
пока на разовые сделки, а не на долгосрочное
сотрудничество, транспортные ограничения,
возникшие для России после распада СССР.
В этих условиях выбор приоритетов ВЭС
должен быть осоз¬нанным и учитывать не
только экономическую сторону дела (конкурентоспособность,
выгодность, платежеспособность, хо¬зяйственная
взаимодополняемость и т.п.), но и геополитическую
(потенциал партнера, наличие общих границ
или интересов, транспортная составляющая,
общеполитические факторы и т. д.). С этой
точки зрения вызывает тревогу последовательное
сокращение товарооборота с СНГ (в 1998 г.
вдвое по сравнению с 1994 г.), а также с Восточной
Европой.
Заключение.
Перспективы экономического развития
России в современном мире во многом будут
зависеть от того, как наша страна впишется
в мировую экономику. Разумеется, на положении
России в системе мирового хозяйства будут
еще долгое время сказываться макро¬экономические
и структурные черты, унаследованные от
эпохи Советского Союза. Быстрым переменам
к лучшему отнюдь не будет способствовать
то, что тепе¬решний экономический потенциал
России составляет лишь немногим более
половины потенциала бывшего СССР, а главное
— что за несколько кризисных лет производство
страны упало вдвое.
В данном курсовом исследовании речь шла
о перспективах России на основных для
нее мировых товарных рын¬ках, причем
анализ был проведен по «комплексам» отраслей
производств и регионов. Особое внимание
уделялось тем отраслевым комплексом,
которые наиболее тесно связаны с мировым
рынком, а значит которые будут определять
экономическое лицо России в мире и наиболее
весомо воздействовать на экономическую
ситуацию в стране.
Не вызывает сомнения, что Российская
Федера¬ция нуждается в широких мирохозяйственных
связях, прежде всего внешнеторговых,
касающихся как эк¬спорта, так и импорта.
Именно спад производства, переход к нормальным
рыночным ценам и либерали¬зация внешней
торговли в последние годы выявили неожиданно
высокую зависимость нашего народного
хозяйства от импорта. Уже одно то обстоятельство,
что Российская Федерация оказалась отрезанной
от мно¬жества производств, оставшихся
в бывших союзных республиках и странах-членах
СЭВ, требует масштаб¬ных экспортно-импортных
операций или/и создания на ее территории
недостающих производств. Даже чисто теоретически,
Россия, чей хозяйственный потенциал по
сравнению с бывшим СССР (даже без учета
спада производства) уменьшился наполовину,
более предрасположена к участию во внешнеторговых
экономических связях, чем прежний СССР.
Оценки, которые даются в данном исследовании,
имеют, разуме¬ется, вероятностный и прогнозный
характер. Общий прогноз условий для выхода
российских товаров на внешний рынок —
далеко не радужный. У нашей страны в ближайшие
5-10 лет нет иной серьезной базы для развития
и выхода из «экономического штопора»,
кроме как ее природные ресурсы, в первую
очередь нефть и газ. Однако, приходя к
такому малоотрадному выводу, мы предпочитаем
его тем неоправданно «розо¬вым» прогнозам,
часто встречающимся в специальной литературе
и в массовых периодических изданиях,
которые гордо уповают на форсирование
отраслей высокой технологии, сложившихся
на основе военно-промышленного комплекса
(ВПК).
При всей важности внешнего рынка, он способен
лишь помочь отечественной экономике
быстрее под¬няться, решающую же роль
в этом подъеме призван сыграть рынок
внутренний. К тому же, благоприятная и
стимулирующая роль внешнего рынка, судя
по всему, сохранится только в ближайшие
5-6 лет. Следует иметь в виду, что процесс
стагнации западной экономики может захватить
и народное хозяйство России, причем в
такой степени, что придется принимать
кардиналь¬ные меры вплоть до смены экономического
курса. Дело в том, что в жестких условиях
Запад, не нашедший действенного средства
против сокращения военных расходов, неизбежно
будет стараться переложить тяго¬ты структурной
перестройки, вызванной новой миро¬вой
ситуацией, теперь уже мирной — на Россию.
Заблуждение — думать, что Запад автоматически
предоставит России за ее «хорошее поведение»
(то есть рыночную экономическую политику)
«место под солнцем» (то есть широко распахнет
двери на рынки товаров). Иллюзии эти, похоже,
развеиваются и становится очевидным,
что борьба, то есть конкуренция, между
капиталистическими про¬изводителями
исключительно жесткая.
Конкуренция на мировом рынке по мере
того, как доля готовых изделий в структуре
производимых в России товаров будет повышаться,
станет для России все более чувствительной.
Чем выше степень перера¬ботки товара,
тем, как правило, труднее этому товару
проникнуть на мировой рынок (продукции
ТЭК в этом плане гораздо легче, чем готовой
продукции отраслей высокой технологии).
Отсюда следует, как это ни огорчительно,
что еще длительное время лицо России
на мировом рынке будут определять отрасли
сырьевые и первого передела. Ко¬нечно,
«роль сырьевого придатка» может быть
и не из завидных, но это реальность, которую
надо принимать такой, какой она есть,
без розовых очков. Неудовлетво¬рение
вызывает не само положение роли поставщика
сырья (в конце концов, и экономически
и технически весьма продвинутые страны
выполняют такую роль) и необходимость
подстраиваться под нужды мирового рынка,
сколько новизна сей роли. Если бы наша
страна ходила в «сырьевых придатках»
Запада и раньше, то можно было бы принять
продолжение сей роли без чрезмерной досады,
но раньше эта роль нам в такой степени
не была свойственна.
В настоящее время народное хозяйство
России отчетливо разбивается на два сектора
— сырьевой (ориентированный на внешний
рынок) и индустриаль¬ный (ориентированный
на внутренний спрос, национальный рынок).
Каждый из этих секторов притягивает характерные
для него отрасли обрабатывающей про¬мышленности,
транспортную, финансовую, внеэконо¬мическую
инфраструктуру. Динамика роста у этих
секторов разная, отсюда и углубляющееся
противоре¬чие между ним.
Сырьевой сектор в гораздо большей мере
связан с Западом, отсюда его определенный
«компрадорский дух», более глубокая переориентация
на западный стиль как в производстве,
так и в потреблении. Внутренний же, индустриальный
сектор заметно более консервати¬вен,
и мало что выигрывая (а то и проигрывая)
от реформ, задетый своей ущемленностью,
способен к «бунту». Каждый из секторов
имеет характерную для него территориальную
«базу». Сырьевой сектор имеет своей столицей
Москву (в гораздо меньшей степени — Санкт-Петербург)
и районы добычи, среди которых выделяется
Тюменская область. Индустриальный сек¬тор
отчетливо провинциален, имеет опору в
крупных промышленных центрах, городах,
живших за счет ВПК.
Однако, нельзя не замечать, как из индустриального
сектора отпочковы¬вается и медленно
растет независимый частнокапита¬листический
сектор, опирающийся на национальный капитал
и ориентирующийся на производство для
внут¬реннего рынка (выпуск изделий для
невзыскательного отечественного потребителя,
которому импортные то¬вары и малопривычны
и, главное, не по карману). Только становящийся
на ноги частнокапиталистичес¬кий сектор
имеет национальную ориентацию, ощущает
конкуренцию импортных товаров, предпочитает
«российские ценности» и с известным подозрением
смотрит на Запад. Этот пока еще небольшой
сектор занимает некое промежуточное
положение между двумя основными на сегодняшний
день секторами отечественной экономики.
Использованная литература:
1. Белоголова Н.В. Восстановление исходных
данных с помощью компонентного анализа
на примере статистического исследования
внешнеэкономической деятельности регионов
России.// Статистический анализ в финансовых,
экономических и социальных задачах. Сборник
научных трудов./ М: МЭСИ, 1998.
2. Корсаков В.К. Место регионов во внешнеэкономических
связях РФ.//Математико-статистический
анализ финансовой и банковской деятельности:
Сборник научных трудов./ М: МЭСИ, 1998.
3. Лугаев П.С. Стратегия возможного развития
регионов.// Математике- статистический
анализ финансовой и банковской деятельности:
Сборник научных трудов./ М: Поскриптум,
1999.
4. Сапраев Л.М. Методология статистического
оценивания депрессивных регионов в сфере
внешнеэкономической деятельности. //Математико-статистический
анализ финансовой, банковской и производственной
деятельности: Сборник научных трудов./М:
МЭСИ, 1997.
5. Юракова Н.В. Некоторые аспекты анализа
привлекательности регионов России для
иностранных инвестиций.//Математико-
6. Из чего сегодня состоит российская
промышленность. — «Комерсанть», 1998, №1,
С.20-23.
7. Сейфульмулюков И. Мировой рынок нефти:
современное состояние и перспективы.
—«Мировая экономика и международные
отношения», 1994, № 6, с. 102-1I8.
8. «Финансовые известия» 1999, 16 февраля,
№ II.
9. «Финансовые известия» 1998, 7 февраля,
№ 8.
10. «Финансовые известия» 1999, 1 декабря,
№ 61.
11. «Сегодня» 1998, 25 марта.
12. «Сегодня» 1999, 25 марта.
13. Два типа промышленного роста для России
— колони¬альный и технологический. —
«Коммерсантъ», 1995, № I, c.l3-18.
Информация о работе Внешнеэкономические связи России. Состояние и перспективы развития