Внешнеэкономический комплекс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:50, контрольная работа

Описание

Из-за низкой конкурентоспособности позиции России на мировых рынках продолжают ухудшаться. Помимо сокращения ее доли в мировом товарообороте, происходит всё больший отрыв динамики и товарной структуры российского экспорта от главных тенденций развития мировой торговли и международного разделения труда. Импорт не ориентирован на обновление производственного аппарата, изношенность которого достигла критического уровня. Новые вызовы для внешнеэкономического комплекса несет нарастающий процесс глобализации мировой экономики. В этих условиях выбор долговременной стратегии развития ВЭК, реализация существующих и потенциальных конкурентных возможностей страны, повышение вклада внешнеэкономических связей (ВЭС) в модернизацию экономики - актуальная народнохозяйственная задача.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Внешнеэкономический комплекс России на фоне современного развития мирохозяйственных связей…………………………………5
Производственный потенциал развития внеэкономических связей России…………………………………………………………………..9
Проблемы развития внешнеэкономических связей России на многостороннем уровне……………………………………………....13
Перспективы международной специализации российской экономики……………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………....17

Работа состоит из  1 файл

Введение2.docx

— 42.75 Кб (Скачать документ)

     Инвестиционный  кризис является основным фактором резкого  снижения производственного потенциала России. За годы реформ доля валового капитала, в том числе накопления основного  капитала, в структуре ВВП страны снизилась более чем на 60% в этом отношении Росси я стала уступать многим своим конкурентам.

     Снижение  возможностей для роста капиталовложений изменило производственную и технологическую  структуры инвестиций в основной капитал. Удельный вес активной части основного капитала, главная составляющая которой является машины и оборудование, снизился в 90-е годы почти на треть.

     На  высокую степень изношенности производственного  аппарата указывают существенные изменения  возрастной структуры, основного капитала. Средний возраст производственного  оборудования в промышленности России, составляющий в 1990 г менее 11 лет, к  концу 90-х достиг почти 18 лет. Дол  производственного оборудования в  возрасте до 5 лет упала более  чем в 7,5 раза – с 29,4% в 1990г до 3,9% в 1999г. Доля оборудования старше 20лет возросла более чем в 2,3 – с 15 до 34,9%. Преобладающей является доля оборудования в возрасте от 11 – 20лет – почти 46%, тогда как в 1990г. таковой была доля оборудования с возрастом до 5 лет.4

     Износ основного капитала превысил 50%. Наиболее высок он в химической и нефтехимической  промышленности – более 60%, легкой –  почти 56, в машиностроении – свыше 53, топливной промышленности и черной металлургии – 53,в отраслях лесопромышленного  комплекса – почти 52%. 5 Старение основных фондов в российской промышленности и их выбытие из производственного процесса за годы реформ не было компенсировано вводом новых. Если в 1990 г. коэффициент обновления основных фондов промышленности достигал почти 7% при коэффициенте их выбытия менее 2%, то 1999г. их соотношение оказалось на уровне 1 и 1,5%.

     Чтобы обновить производственный капитал, повысить его конкурентоспособность и  технический уровень, необходимы крупные  инвестиции в  технико – технологическую реконструкцию предприятий. По расчетам специалистов Института макроэкономических исследований, модернизация неконкурентоспособных мощностей займет не менее 9 лет, но сравнительно новое оборудование в этот период будет интенсивно устаревать, и потребуются дополнительные капиталовложения.

     Приведенные оценки получены при достаточно оптимистическом  прогнозе условий инвестиционно-хозяйственной  деятельности в России и скорого  начала реального экономического подъема. В случае сохранения кризисно –  депрессивного состояния хозяйства  и неблагоприятного инвестиционного климата в течении ряда лет возможности обновления производственного аппарата обрабатывающей промышленности будут существенно ограничены. Это чревато дальнейшей потерей части производственного и экспортного потенциала отечественной промышленности и с большей вероятностью – падением её конкурентоспособных позиций. При это данная проблема должна рассматриваться не только в «экспортном варианте» , но и с учетом необходимости противостояния иностранной конкуренции у себя дома.

     Оценки наметившиеся после дефолта роста экономики, в первую очередь ее инвестиционного сектора, который в 2000г. вошел в число лидеров по темпам подъема, не должны быть чрезмерно оптимистичными. Загрузка простаивающих до этого мощностей в промышленности способна в условиях роста спроса на отечественную продукцию обеспечить некоторый подъем производства в отдельных отраслях. Но этого совершенно недостаточно, чтобы создать долговременные условия для выпуска востребованной на мировом рынке, конкурентоспособной продукции – материально – техническая база отечественной промышленности безнадежно устарела и физически, и морально.

  1. Проблемы развития внешнеэкономических связей России на многостороннем уровне.
 

         России, так или иначе, предстоит внедрить принятые в мире правила в свои внутренние и внешние экономические отношения. Другое дело, как и с как и скоростью это делать. Необходимо переходить на международные правила игры, но нельзя позволять втягивать себя в логику бюрократического аппарата международных организаций.

         Одной из важнейших задач провозглашенного Россией стратегического курса  на ее интеграцию в мировую экономику  является вступление во Всемирную торговую организацию. В стратегическом плане Россия заинтересована в присоединении е ней в целях равноправного участия в международных экономических отношениях, которые в значительной степени регулируются нормами и правилами данной организации.

         Вместе  с тем присоединение к ВТО  сопряжено с решением комплекса  сложных проблем, охватывающих не только наши внешнеэкономические связи, но и экономику страны в целом. Возникают, в частности большие сомнения в том, что до завершения структурных  преобразований в экономике ( а это при самых оптимистических прогнозах потребуется не менее 10 лет) Россия сможет реально воспользоваться выгодами от участия в ВТО. В то же время плата за членство, очевидно, будет высокой.

         В создавшихся условиях, вступая в  ВТО, Россия может более или менее  реально рассчитывать лишь на получение  ее поддержки в пресечении недобросовестной практики иностранных поставщиков  на ее внутреннем рынке. Она также  получит гарантию своего участия  в деятельности этого мирового форума, что позволяет ей непосредственно  и на равноправной основе участвовать в выработке правил международной торговли.

         Очевидно, что добиваться приема в ВТО любой  ценой недопустимо. Необходимо, чтобы  «входная плата» перекрывалась реальными  выгодами, а темпы движения России к членству в ВТО должны соизмеряться с ее возможностями.  

  1. Перспективы международной специализации  российской экономики
 

         Принципиальный  является то, что топливно – сырьевая специализация России сохраниться  в обозримой перспективе, и поэтому  задача состоит в повышении эффективности  и народнохозяйственной отдачи топливно-сырьевого  экспорта, обеспечения его устойчивости и предсказуемости.

         В чистом виде инновационной экономики, все чаще принимаемой за ориентир, не существует. В каждом случае активная инновационная деятельность в отдельных  секторах хозяйства сочетается с  сохранением традиционной специализации, в том числе и на добыче и  переработке топливно-сырьевых ресурсов. Такие страны, как Норвегия, Великобритания, Канада, Австралия, в значительной степени  специализируются на экспорте топливно-сырьевых ресурсов, но от этого они не переходят  в разряд слаборазвитых государств, а, наоборот, наращивают свой экономический  потенциал.

         При этом важны не только параметры топливно-сырьевой специализации, сколько возможности ее использования для повышения эффективности национального хозяйства в целом, развития и улучшения технического уровня сложных обрабатывающих стилей. Очевидно сложившийся порядок, а, вернее, беспорядок в экспорте сырья должен быть в той или иной форме поставлен под государственный контроль.

         России  следует ориентироваться на формирование «двухполюсной» международной специализации  страны, основанной на использовании  ее естественных конкурентных преимуществ в природно-ресурсной сфере и сохранившегося высоко технологического потенциала оборонных и других отраслей. Принципиальным условием успешной реализации рассматриваемой модели является эффективной взаимодействие топливно-сырьевого и инновационного секторов: первый мобилизирует  финансовые ресурсы для обеспечения технологического прорыва в критически важных для России областях, тогда как второй способствует формированию высокопроизводительной материально-технической базы добывающих отраслей и отраслей первичного передела продукции. При этом формирование высокотехнологичного сегмента российского экспорта должно стать, безусловно, авторитетом национальной экономической политики и реализоваться через механизм прямой государственной поддержки, включая финансовую.

         Наконец, как бы утопично это ни звучало  сейчас, Россия в перспективе могла  бы занять определенную нишу мирового рынка экологически чистого сельскохозяйственного  сырья и продовольствия, потребность  в которых в зарубежных странах  будет возрастать. Это становится особенно очевидно на фоне тех торговых воин, которые разгораются в последние время между США и Западной Европой и между отдельными странами западноевропейского региона. 
     
     
     
     
     

Заключение

Из непредвзятого  анализа фактов, отсутствующего в  публикуемых документах российского  правительства, вытекает неотложная потребность  пересмотра правительственного курса  и выработки новой повестки дня  реформ с убедительной структурной, промышленной, валютной политикой и  эффективным использованием внешнеэкономических  связей, прежде всего, в интересах  реального социально-экономического подъёма страны, а не нынешнего  гипертрофированного экономического роста, который способен обеспечить, как показывает практика последних  лет, лишь инерционное развитие России. В противном случае внешнеэкономический комплекс Российской Федерации будет по-прежнему оставаться в сильной зависимости от колебаний мировой конъюнктуры и критически влиять на внутреннее экономическое и социальное развитие страны. Подобное положение дел недопустимо с точки зрения пороговых значений обеспечения экономической безопасности России.

Внешнеэкономические связи с США и Канадой используются Россией в основном для импорта  продовольствия, хотя эти страны могли  бы стать одним из главных источников импорта самых передовых технологий. Неоправданный уход России с рынков развивающихся стран после развала СССР существенно сузил возможности её внешнеэкономического комплекса. Чтобы изменить положение, России нужно вернуться на эти рынки и выстраивать свои отношения с этой группой стран на рыночных принципах, а не на идеологической основе, как это было в недалёком прошлом, когда мы накапливали их долги в ущерб себе.

Для повышения  эффективности внешнеэкономических  связей России назрела необходимость  разработки комплексной программы  их развития и диверсификации с учётом насущных потребностей и внутренних факторов социально-экономического прогресса  страны.

Список  использованной литературы:

  1. В.А. Орешкин. Мировая экономика и международные отношения, Журнал, Москва, Издательство "Наука", 2001. -  № 5. - с. 31 - 43
  2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения, Учебное пособие, Москва, ИКЦ "Маркетинг", 2001.- 218 с.
  3. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. Издательство: Дело, 2004. - 32 с.
  4. Оболенский В.П., Асланова Т.О. Внешнеэкономические проблемы повышения конкурентоспособности российского производства // Проблемы прогнозирования. - 2005. -№ 5. -с.88 - 99.
  5. Основы внешнеэкономических знаний / Под. ред. И.П. Фаминского. -М.: Международные отношения, 2001. - 278 с.
  6. Прокушев Е.В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебное пособие. Инфра - М.: Москва 2001. - 397 с.
  7. Спартак А. Государственная поддержка экспорта в России // Внешняя торговля. -2003. -№4. -с.8 - 12.

Информация о работе Внешнеэкономический комплекс России