Внешнеторговая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение правового регулирования внешнеторговой деятельности. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи, рассмотрение:
- понятия и видов субъектов внешнеторговой деятельности;
- особенности осуществления внешнеторговой деятельности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……...……....……….…….5
1.1. Понятие и виды субъектов внешнеторговой деятельности……………….5
1.2. Методы регулирования внешнеторговой деятельности………………….15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРОГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………....…..19
2.1. Договоры во внешнеторговой деятельности……………………….……..19
2.2. Основные формы расчетов, применяемые при осуществлении внешнеторговой деятельности…………………………………………….……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….….…..….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИОВ ИНФОРМАЦИИ…...……..29

Работа состоит из  1 файл

Российское предпринимательское право.docx

— 54.01 Кб (Скачать документ)

Резиденты:

 Юридические лица, которые созданы (имеют место государственной регистрации) на территории Российской Федерации, независимо от того, принадлежат они российским или иностранным собственникам. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве юридического лица, которое выдается регистрирующим органом. В настоящий момент таким органом является районная Инспекция ФНС, на территории, где находится место нахождения организации, под которым по общему правилу признается место нахождения ее руководящих органов.

Специальное законодательство, в частности: о  валютном регулировании, налоговое, рассматривает  также в качестве резидентов филиалы  и представительства российских организаций, находящиеся за рубежом. Строго говоря, они не являются самостоятельными субъектами правоотношений, в том  числе и по поводу международного обмена товарами, работами и услугами. Однако, указание в законе, что такие  филиалы и представительства  являются резидентами, связано с  избеганием недоразумений, которые  могли бы возникнуть при толковании соответствующих нормативных актов.

Физические  лица, имеющие постоянное место жительство на территории Российской Федерации (не обязательно граждане России), в  том числе временно находящиеся  на территории иностранных государств. Постоянное проживание означает проживание в России 182 дня и более, однако, на практике этот факт доказать затруднительно. По общему правилу таким доказательством  будет отметка о государственной  регистрации по постоянному месту  жительства на территории России. Однако с этим возникнут проблемы, если такая отметка отсутствует. В  частности, у лица может и не быть постоянного места жительства, по какому либо конкретному адресу в России и т.д. В отношении проживания за рубежом (для доказывания нерезидентного статуса), как правило, достаточно предъявления доказательств наличия жилья за пределами России.

Нерезиденты:

Логично было бы утверждать, что к нерезидентам относятся все остальные субъекты правоотношений, а именно:

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство  за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся  в Российской Федерации;

б) юридические  лица, созданные в соответствии с  законодательством иностранных  государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

в) предприятия  и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных  государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

г) находящиеся  в Российской Федерации филиалы  и представительства нерезидентов, указанных в пунктах «б» и  «в».

При осуществлении внешнеторговой деятельности имеет большое значение вопрос об идентификации иностранного контрагента и установлении его правоспособности.

Иностранные юридические лица и организации, не признаваемые иностранным правом юридическими лицами, но обладающие гражданской  правоспособностью вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории России, если они обладают таким правомочием в соответствии с законодательством страны –  происхождения. Это вытекает из положений  статьи 1202 и 1203 ГК РФ.

Согласно  статье 1201 ГК РФ иностранное физическое лицо или лицо без гражданства  вправе заниматься предпринимательской  деятельностью в России в качестве индивидуального предпринимателя, если такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в стране места жительства. Если регистрация в этой стране не требуется, но предприниматель осуществляет основную часть бизнеса в России, он должен зарегистрироваться в установленном для российских граждан порядке.

Для идентификации  нам необходим перечень определенных документов, доказывающих статус контрагента.

Деятельность  иностранных юридических лиц  на территории РФ может осуществляться или непосредственно головной организацией, или путем открытия представительств или филиалов. Филиалы и представительства не являются самостоятельными юридическими лицами, но налоговое законодательство признает филиалы иностранных юридических лиц на территории РФ российскими налоговыми резидентами. В соответствии со ст.21 закона «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 №160-ФЗ филиалы иностранных юридических лиц в РФ вправе осуществлять свою деятельность только с момента его аккредитации.

В соответствии с постановлением Правительства  РФ от 21.12.199 №1419 (по филиалам) и Приказом Минюста от 25.11.199 №341 (по представительствам – требования об аккредитации представительств в законе нет) аккредитацию осуществляет государственная регистрационная  палата при Минюсте РФ. Видимо, в  связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти следует ожидать передачи этой функции налоговым органам.

Отказ в  аккредитации возможен в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  и безопасности государства. Кроме того, иностранные организации могут участвовать в создании юридических лиц на территории РФ. Раньше существовала самостоятельная организационно-правовая форма – совместное предприятие. В настоящее время такие организации образуются в одной из известных российскому законодательству организационно-правовых форм и они являются резидентами РФ. Тем не менее, законодательство об иностранных инвестициях предоставляет таким российским лицам с иностранными инвестициями определенные льготы, не очень значительные, впрочем.

Вопрос  об участии лиц публичного права  во внешнеторговых отношениях имеет двойственную природу. Во-первых, это государственные органы, которые выступают в административных отношениях при государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В частных отношениях РФ, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в лице их органов. Согласно ст.11 ФЗ «Об основах госрегулирования ВТД» эти субъекты могут участвовать только в случаях, предусмотренных законодательством. В случае самостоятельного выступления государственных и муниципальных образований, в отношении них действуют исключения из общих правил законодательства. Например, существует иммунитет государства, который разделяется на: иммунитет собственности государства, означающий запрет на конфискацию или иное принудительное отчуждение имущества, принадлежащего иностранному государству; судебный иммунитет, который означает невозможность привлечения государства к ответственности на территории другого государства. Традиционно иммунитет является абсолютным, но с некоторых пор распространение получил т.н. «функциональный иммунитет», согласно которому государство не может быть привлечено к иностранному суду за действия, которые являются актами власти, но по делам, связанным с коммерческой деятельностью государства, судебный иммунитет не действует. Ст.251 АПК РФ: «иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти…» кроме того, в отношениях с публичными субъектами действуют ограничения в выборе применимого права. как правило, в таких отношениях применяется собственное право государства, вне зависимости от содержания коллизионных норм.

Дипломатические представительства также выступают  как субъекты гражданских прав и  обязанностей. При этом традиционно  иностранные представительства на территории РФ считаются нерезидентами, а российские за границей – резидентами РФ. В публично-правовых отношениях государственные органы выступают как носители государственной власти. Высшие органы государственной власти (Президент, Правительство РФ) выполняют, в основном, функции по нормативному регулированию. Непосредственное регулирование осуществляется различными федеральными органами исполнительной власти. Основным здесь является Министерство экономического развития и торговли РФ, в составе которого теперь действует Федеральная таможенная служба РФ. В полномочиях этого министерства большинство функций государственного регулирования ВЭД – оно не только осуществляет тарифное регулирование посредством ФТС, но и выдает экспортные и импортные лицензии, применяет меры по защите экономических интересов РФ при внешней торговле, осуществляет функции экспортного контроля. Помимо налогового регулирования осуществляет еще и часть функций валютного контроля. Основным органом валютного контроля является ЦБ РФ.

Отдельные публично-правовые функции возложены  государством на частных субъектов. Так, законодательство о валютном регулировании  выделяет фигуру агентов валютного  контроля, которыми являются, в частности, уполномоченные банки. Эти банки  – это частные кредитные организации (формально говоря, даже Сбербанк –  это частная организация –  ОАО), но выполняют публичные функции.

 

1.2. Методы регулирования внешнеторговой  деятельности.

 

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется разными методами, определенными законодательством. Эти методы можно классифицировать по различным основаниям, выделяя экономические и административные, тарифные и нетарифные методы. Тарифное регулирование проводится через установление импортного и экспортного таможенных тарифов.

Методами  нетарифного регулирования являются: количественные ограничения экспорта и импорта (путем квотирования и лицензирования); экспортный контроль; введение государственной монополии на экспорт и (или) импорт товаров отдельных видов; введение защитных мер в отношении импорта товаров; установление запретов и ограничений экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов; установление технических, санитарных, ветеринарных, экологических и иных стандартов в отношении ввозимых товаров, контроль за качеством таких товаров; участие Российской Федерации в международных экономических санкциях, валютное регулирование.

Исходя  из перечня мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, оно осуществляется либо в целях стимулирования деятельности ее участников, либо для установления защиты российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому меры государственного регулирования классифицируются на стимулирующие и защитные. Рассмотрим основные меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности более подробно.

Квотирование  и лицензирование представляют собой  нетарифный метод государственного регулирования экспортно-импортных  операций.

По общему правилу, экспорт из Российской Федерации  и импорт в Российскую Федерацию  осуществляются без количественных ограничений. Такие ограничения  могут вводиться Правительством РФ в исключительных случаях в  целях обеспечения национальной безопасности, выполнения международных  обязательств, защиты внутреннего рынка  Российской Федерации.

Количественные  ограничения экспорта и импорта  осуществляются через квотирование. Постановление Правительства РФ о введении количественных ограничений  должно быть принято и официально опубликовано не позднее, чем за три  месяца до введения этих ограничений  в действие. Помимо этого, в силу ст. 19 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», запреты и ограничения экспорта и (или) импорта товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности могут вводиться исходя из национальных интересов федеральными законами и международными договорами РФ. Федеральные законы об ограничениях экспорта и (или) импорта товаров, принимаемые в таких случаях, вступают в силу не ранее 30 дней со дня их официального опубликования.

Режим квотирования и лицензирования, действующий на территории РФ, был определен Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории РФ», Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1994 г. № 758 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг» и другими актами.

Установление  квот экспорта товаров осуществляет Минэкономразвития РФ. Распределение  квот осуществляется, как правило, путем проведения конкурса или аукциона в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. № 1299 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в РФ». Данным актом утверждено Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количественных ограничений. Способ размещения квот (конкурс или аукцион) определяется Правительством РФ при принятии решения о введении количественных ограничений экспорта или импорта. Организация проведения конкурсов и аукционов возложена на Межведомственную комиссию, которая действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. № 1299.

Лицензирование  представляет собой выдачу компетентным государственным органом разрешения на ввоз или вывоз какого-либо товара, т. е. на оборот товара. Лицензирование может применяться и наряду с квотированием, и в качестве самостоятельной меры. Следует иметь в виду, что при регулировании внешнеторговой деятельности лицензируется не сама деятельность, а оборот товара. Положение о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации было утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. № 1299.

Методические  указания о порядке приема заявлений, выдачи экспортных и импортных лицензий, ведения федерального банка лицензий были утверждены приказом Министерства Внешних Экономических Связей РФ от 11 июля 1997 г. № 367 (в редакции от 12 октября 1999 г.). В Приложении к данному акту определена номенклатура лицензируемых товаров. Выдача лицензий осуществляется, как правило, путем проведения конкурса или аукциона. Лицензии могут быть разовыми и генеральными. Они выдаются Министерством экономического развития и торговли РФ. При этом генеральная лицензия выдается на конкретный вид товара с указанием его количества и качества, но без определения конкретного покупателя или продавца. Срок ее действия устанавливается Правительством РФ. Разовая лицензия действует в течение одного года и распространяется на совершение экспортных или импортных операций по одному контракту с одним видом товара.

Информация о работе Внешнеторговая деятельность