Внешнеторговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:44, контрольная работа

Описание

Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.
Целью написания данной работы является исследование теоретических аспектов функционирования внешнеторговых отношений, анализ особенностей внешней торговли, выявление основных проблем, тенденций развития и направления совершенствования функционирования внешней торговли.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.Внешнеторговая политика государства………………………………………..4
2.Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг…….7
Заключение………………………………………………………………………..12
3.Тест………………………………………………………………………………13
4.Задача…………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

Мировая экономика.docx

— 36.18 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………3

1.Внешнеторговая политика государства………………………………………..4

2.Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг…….7

Заключение………………………………………………………………………..12

3.Тест………………………………………………………………………………13

4.Задача…………………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………….15

 

 

Введение.

   Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов наоборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.

   На сегодняшний день международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации хозяйственной жизни, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнении, переплетении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.

   Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.

   Внешнеторговая  политика – целенаправленное воздействие  государства  на торговые отношения с другими странами.

   В любой стране одной из основных задач государства является создание условий национальным производителям для завоевания новых позиций на мировом рынке.

   Целью написания данной работы является исследование теоретических аспектов функционирования внешнеторговых отношений, анализ особенностей внешней торговли, выявление основных проблем, тенденций развития и направления совершенствования функционирования внешней торговли.

 

 

  1. Внешнеторговая политика государства.

   Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.

   Внешнеторговая политика  государства - это комплекс мер,  позволяющих осуществлять торговлю  с различными регионами и странами  на различных рынках товаров  и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику [1,с.676]. Внешнеторговая политика государства – это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда [2,с.367]. Внешнеторговая политика государства - это деятельность государственных органов по созданию оптимального соотношения экспорта и импорта страны, обеспечивающего устойчивое экономическое развитие национальной  экономики и реализации страной максимальной выгоды [3,с.457].

   Основными целями  внешнеторговой политики являются: обеспечение экономического роста,  изменение способа и степени  включения данной страны в  международное разделение труда,  выравнивание структуры платежного  баланса, обеспечение стабильности  национальной валюты, сохранение  политической  и экономической независимости страны, изменение объема экспорта и импорта,  обеспечение страны необходимыми ресурсами.

   Некоторые цели  имеют долговременный характер, например изменение способа и  степени включения страны в  международное разделение труда.  Другие же могут быть достигнуты  в более короткие промежутки  времени, например изменение объема экспорта или импорта.

   Современная внешнеторговая  политика – это взаимодействие  двух форм:

протекционизма - политики, направленной на защиту внутреннего  рынка от иностранной конкуренции  и, зачастую на захват внешних рынков и политика свободной торговли (либерализм или фритредерство) – политика, связанная со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.

   В реальной действительности  политика фритредерства так же, как и политика протекционизма, в чистом виде не проводится, а действует как тенденции.  В мировой торговле господствуют смешанные формы внешнеторговой политики, предполагающие взаимодействие двух вышеназванных тенденций, каждая из которых преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли.

   Политика свободной  торговли (фритредерство) в чистом  виде означает, что государство  воздерживается от непосредственного  воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного  регулятора. Однако, это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам. Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а, следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу. Проведение политики фритредерства позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда нигде не применялась [4, с.290].

   Протекционизм - это  политика, направленная на защиту  отечественной экономики от иностранной  конкуренции. В отличие от фритредерства, при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны  и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран.  Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры [4,с.289]. Можно выделить следующие формы политики протекционизма: селективный - направлен против отдельных стран или товаров; отраслевой- защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство; коллективный- проводится объединениями стран в отношении стран к ним не входящих; скрытый – осуществляется методами внутренней экономической политики.

   Протекционизм активно  применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми  странами для защиты национальных  товаропроизводителей в условиях  обостряющейся конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг.

   Классическим и  основным инструментом внешнеторговой  политики являются таможенные  тарифы.

   Таможенные тарифы - это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Под таможенной пошлиной понимают налог на экспорт или импорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства. Обычно таможенные тарифы устанавливаются на национальном уровне, но существуют и единые тарифы нескольких стран в рамках таможенных союзов. Размер ставок таможенных тарифов повышается вместе со степенью переработки товара.

   Импортная пошлина – это плата за ввоз товара в страну. В этом случае цена импортного товара на внутреннем рынке поднимается выше мировой, так как к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. Тарифы защищают отечественных производителей, занятых в импортозамещающих отраслях, но отечественные производители проигрывают. Этот факт становится очевидным при сравнении внутренних и мировых цен в условиях свободной торговли и протекционизма. При свободной торговле внутренние цены будут приближаться к цене равновесия на мировом рынке. Относительный дефицит на конкретную товарную группу покроется импортом. В условиях протекционизма введение тарифа на импорт повысит внутренние цены, сократит спрос и соответственно объемы импорта. При таком положении у отечественных производителей есть возможность расширять производство, поскольку они не платят тариф, а, следовательно, «золотое равенство» предельных издержек и предельного дохода достигается отечественными фирмами при большем объеме выпуска товаров, который для них является оптимальным.

  Механизм тарифов на экспорт – зеркальное отражение механизма тарифов на импорт. В этом случае отечественная цена оказывается ниже мировой цены, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается. В результате величина экспорта падает.

   Отрицательный эффект вследствие сокращения производства настолько велик, что относительный выигрыш отечественных потребителей не перекрывает его.

   Тарифицирование экспорта ставит страну – экспортера в монопольное положение на мировом рынке и заставляет импортирующие страны переплачивать за покупаемый товар. Особенно значительна монопольная прибыль, если экспортные барьеры устанавливаются одновременно несколькими странами, объединенными интегральными процессами. Примером протекционистской политики может служить Общий внешний таможенный тариф, принятый в странах Европейского сообщества.

   Нетарифные барьеры  - система административных и  экономических мер, применяемым  государством в целях регулирования  ввоза и вывоза товаров, в  том числе: количественные ограничения  ввоза, лицензирование, квотирование, установление минимальных цен,  импортные сборы, таможенные формальности  и др.

   Основными видами нетарифных ограничений являются импортно-экспортные квоты, добровольные ограничения или стимулирование экспорта, стандарты и др.

   Импортно-экспортные квоты (контингент) – наиболее распространенный вид нетарифных ограничений. Квотирование (контингентирование) – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. Различают импортные и экспортные квоты[2,с.324].

   В условиях нетарифных ограничений выдается лицензия на экспорт или импорт, ограничивается объем продукции или вводится запрет на нелицензированную торговлю.

   Квоты также отличаются от тарифов тем, что они абсолютно нивелируют воздействие внешней конкуренции на внутренние цены. И, наконец, импортные квоты изолируют внутренний рынок от проникновения новых и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом протекционистской политики.

   В случае, когда изменение тарифов регламентируется законодательством в рамках международных соглашений и правительство не имеет права их повышать, ужесточаются импортные квоты.

   Квотирование осуществляется путем выдачи лицензий. Лицензии, как правило, выдаются предприятиям, имеющим большой объем производственных мощностей и ресурсов. Государство может продать лицензию по наивысшей, предложенной со стороны участвующих предприятий цене на организованных аукционах. В отдельных случаях лицензии представляются наиболее авторитетным фирмам в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта или экспорта в период до введения квот.

   Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) – это разновидность экспортной квоты. В их рамках страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну. Видимость добровольности покрывает стремление избежать со стороны партнеров более серьезных и жестких протекционистских ограничений, и по своей сущности ДЭО являются вынужденной мерой [1,с.324].

   Для страны-импортера при введении ДЭО цены на ввозимые товары могут быть значительно выше, чем при тарифных ограничениях или квотировании импорта. Таким образом, путем повышения цен компенсируется снижение объемов экспорта.

   К  нетарифным ограничениям относятся также виды скрытого протекционизма, которые контролируют дотаможенное движение товаров, т.е. саму возможность участия товаров в импорте и экспорте – санитарно-технические стандарты, валютные ограничения импорта товаров.

   К санитарно-техническим ограничениям относятся следующие условия:

- обязательное соблюдение  национальных стандартов;

- наличие сертификатов  качества импортной продукции;

- специфичность маркировки  и упаковки товаров;

- требования к экологическим  характеристикам товаров потребительского  и производственного назначения.

   Санитарно-технические барьеры призваны оградить страну от продукции, наносящей ущерб жизни и благосостоянию ее граждан.

   Чтобы предъявлять и удерживать высокий уровень санитарно-технических ограничений в отношении внешних партнеров, необходимо иметь отлаженную и гибкую систему отражения таких стандартов в национальной экономике. Это необходимо для повышения уровня конкурентоспособности национальных фирм, как на внутреннем, так и на мировом рынке, для обеспечения совместимости оборудования, приведения всех структур национальной экономики к единому технологическому укладу [3,с.129].

   В современных условиях отсутствие новой, упорядоченной международной валютной системы и продолжение валютного кризиса ужесточают валютные ограничения по импорту товаров, что приводит к возрождению клиринговых соглашений как формы компенсационной торговли. Такая торговля существует в различных формах:

1. Встречные закупки –  страна-экспортер обязуется в  рамках соглашения закупить в  импортирующей стране товары  в пропорции, оговоренной в  контракте о продаже.

2. Компенсация экспорта  оборудования продукцией, произведенной  с использованием этого оборудования.

3. Офсетная сделка –  компенсация посредством включения  в экспортируемый материал элементов,  производимых в стране-импортере.

4. Специфическая форма  компенсационной торговли – свитч,  трехсторонняя коммерческая операция, при совершении которой на  третью страну распространяется  двустороннее соглашение о клиринге  текущих счетов купли и продажи.

   Классический протекционизм и неопротекционизм в форме нетарифных методов являются дорогими методами сохранения самодостаточности национальной экономики.

   Демпинг (от англ. dumping - сбрасывание) продажа товаров на внешнем рынке по искусственно заниженным ценам. Целью демпинга является вытеснение конкурентов и завоевание ранка сбыта, поэтому в отдельных случаях такая политика может квалифицироваться как недобросовестная [3,с.213]. Существует две основные меры пресечения демпинга – это установление антидемпинговой пошлины и разработка антидемпингового законодательства.

Информация о работе Внешнеторговая политика государства