Внешнеторговая политика и её регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 11:23, курсовая работа

Описание

Самая старая форма международных отношений – это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...….. 3
Глава 1. Сущность внешнеторговой политики и её виды ………………..... 4
Глава 2. Регулирование внешнеторговой политики ……………………… 10
Заключение ……………………………………………………………...……… 20
Список использованной литературы ………………………………….……… 22
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 47.84 Кб (Скачать документ)

    В развитых странах принято, что налоги должны применяться так, чтобы они  были нейтральными по отношению к  внешней торговле, т. е. импортируемые  товары должны облагаться внутренними налогами, так же как и национальная продукция. Однако на практике это условие выполняется далеко не всегда. Но даже если условие нейтральности внутренних налогов по отношению к внешней торговле выполняется, возникает проблема двойного налогообложения (при экспорте и при импорте), т.е. конкурентоспособность данного товара снижается. Общепринято, что взимаются налоги только в стране-импортере, а налогообложение не может быть больше, чем налогообложение аналогичных национальных товаров. Но в то же время экспортные товары не могут быть освобождены от налогов в большей степени, чем, если бы они направлялись на внутренний рынок. Эта проблема осложняется еще и тем, что возвращаются только косвенные налоги, а прямые не возвращаются.

    Государство может устанавливать валютные ограничения, т.е. определять способ использования валюты (принудительная продажа валюты государству и т.п.), а также обязывать получать разрешения на оплату в валюте. Последствия те же, что и при количественных ограничениях. Способом "обхода" являются клиринговые соглашения, встречная торговля.

    Могут применяться и иные нетарифные ограничения  внешней торговли, например государственная  монополия внешней торговли, требование обязательного использования отечественного сырья, в результате чего сокращается  спрос на импортное сырье и  др.

    Под экспортными субсидиями понимаются пособия, преимущественно в денежной форме, предоставляемые государством предприятиям для стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности их продукции на зарубежных рынках путем предоставления им возможности снижать экспортные цены без сокращения прибыли. Различают несколько видов субсидий:

    • прямые субсидии, непосредственно выплачиваемые государством экспортеру в трех формах:
    • выплата некоторой суммы в определенной пропорции к экспорту;
    • возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами, если первая выше;
    • финансирование государством некоторых затрат экспортера, например затрат на исследование внешних рынков, рекламу, транспорт и т.д.:
    • косвенные субсидии, предоставляемые в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им дополнительных доходов в иных сферах:
    • налоговые льготы (государство может предоставлять различные льготы по налогу на прибыль, по подоходному налогу, по выплатам с заработной платы, исключать некоторые затраты из суммы, подлежащей налогообложению, разрешать ускоренную амортизацию, возвращать пошлины на импортное сырье при последующем экспорте продукции, произведенной из этого сырья);
    • государственное кредитование (государство может предоставлять кредиты экспортерам на льготных условиях по процентам и срокам, кредиты заграничным государствам для закупки товаров на отечественном рынке, а также осуществлять государственное страхование экспортных кредитов по пониженным ставкам). В этом случае государство берет на себя риск неплатежа. Риски в данном случае бывают коммерческими и политическими (неполучение платежа от импортера, задержка поставки товара, изменение условий валютного и лицензионного контроля в стране-импортере, изменение курса валют, экспроприация, государственный переворот и т.д.). В ряде стран для этих целей созданы специальные учреждения, например в США - экспортно-импортный банк, в Великобритании - Департамент гарантий экспортных кредитов. К этой группе косвенных субсидий также относятся различного рода льготы, предоставляемые в кредитной сфере, особенно когда в стране имеют место определенные ограничения.

    Прямые  субсидии имеют слишком явный  характер, что существенно повышает вероятность принятия странами-импортерами  ответных мер. Поэтому обычно экспортерам  предоставляются косвенные субсидии.

    Субсидии  являются таким же существенным элементом  протекционизма, как и пошлины, но если последние устанавливаются  для защиты отечественной продукции  на внутреннем рынке с целью расширения производства в импортозамещающем  секторе экономики, то экспортные субсидии - на внешнем. При предоставлении экспортных субсидий увеличивается выпуск экспортных товаров в результате отвлечения ресурсов из отраслей, конкурирующих  с импортом. Экономические потери возникают из-за того, что стоимость  выпуска экспортной продукции превышает  доход от экспортных продаж. Кроме  того, поскольку при предоставлении экспортных субсидий увеличивается  отток товаров с внутреннего  рынка на внешний, внутренние цены на экспортные товары возрастают. Потребителям приходится также платить дополнительные налоги, которые требуются для  финансирования экспортных субсидий. В то же время экспортные субсидии способствуют стабилизации внутреннего  рынка и могут улучшить положение  страны в международной торговле. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    В данной работе определены основные понятия  внешнеторговой политики, определены ее виды, механизмы регулирования.

    Внешнеторговая  деятельность представляет собой целый  комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения  материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Это одна из наиболее сложных сфер экономики  любой страны. Поэтому управление и регулирование этой деятельностью  определяется её государственной внешнеэкономической  политикой, которая во многом зависит  от состояния платежного баланса  страны. Важнейшими направлениями государственного регулирования внешнеэкономических  связей являются валютное регулирование, экспортно-импортное регулирование, а также правовые формы осуществления  внешнеэкономических операций.

    Внешнеэкономическая политика - это целенаправленные действия государства и его органов  по определению режима регулирования  внешнеэкономических связей оптимизации  участия страны в международном  разделении труда. Основными составляющими  являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения  иностранных инвестиций и регулирования  национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика.

    Внешнеторговая  политика - это регулирование государством экспортных и импортных операций.

    Классическим  инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и  прежде всего таможенные тарифы, которые  по-своему характеру (налоги) относятся  к экономическим регуляторам. Таможенный тариф - это систематизированный  перечень таможенных пошлин, взимаемых  при пересечении товаром таможенной границы государства.

    Однако  большинство современных мер  регулирования внешней торговли относится к так называемым нетарифным инструментам, роль которых в плане  оказания влияния на структуру, объем  и географическое направление импорта  и экспорта значительно выше, чем  у таможенных тарифов. Нетарифное регулирование  включает широкий круг инструментов современной торговой и экономической  политики, которые можно разделить  на две группы. К первой относятся  внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с  целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые  и компенсационные пошлины, так  называемые добровольные ограничения  экспорта, компенсационные сборы, системы  минимальных импортных цен и  т.д. Вторая группа включает меры, непосредственно  не направленные на ограничение внешней  торговли и относящиеся больше к  административным формальностям, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические  стандарты и нормы, санитарные и  ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п. Для стабильного  развития российской экономики в  целом, необходимо сделать внешнеторговую политику органичной частью структурной (промышленной) политики, которую также  надо разработать и начать наконец-то практически осуществлять. Подход к  внешнеторговой политике в таком  контексте придаст ей необходимую "стратегичность", устойчивость, предсказуемость. 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

1. Бабин Э.П.  Основы внешнеэкономической политики: Учебное пособие для вузов.  М.: Экономика, МИКО "Коммерческий  вестник", 2009.

2. Воронин В.П., Кондакова Г.В., Подмолодина И.М.  Мировая экономика, М.: Гардарики, 2009

3. Данильцев  А.В. Международная торговля: инструменты  регулирования: Учебно-практическое  пособие. М.: Издательский дом  "Деловая литература", 2007.

5. Евдокимов  А.И. Международные экономические  отношения. - М.: ТК Велби, 2008

7. Кузякин А.П., Семичев М.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, Проспект, 2008

8. Мировая экономика.  Экономика зарубежных стран. / Под  ред.В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009

12. Черников Г.П.  Мировая экономика: Учеб. для вузов  / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. - М.: Дрофа, 2007  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Таблица 1. Виды таможенных пошлин

По  способу взимания Специфические - начисляются в установленном  размере за единицу облагаемого  товара. Адвалорные - начисляются  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров Комбинированные - (смешанного типа) сочетают оба названных  вида пошлин.
По  объекту обложения Импортные Экспортные Транзитные
По  характеру Сезонные - Могут  вводиться в действие правительством страны для более оперативного регулирования  движения товарных потоков через  границу на срок, не превышающий 6 месяцев. Антидемпинговые - применяются в случае ввоза на таможенную территорию страны товара по более низкой цене, чем его нормальная стоимость при наличии двух условий:

а) если такой  ввоз наносит материальный ущерб  отечественным производителям подобных товаров или препятствует организации, расширению производства этих товаров;

б) если действительно  был факт демпинга.

Компенсационные - применяется к товарам, которые  продаются по заниженным ценам вследствие государственного субсидирования экспортера государством.
По  происхождению Автономные - пошлины, регулируемые страной самостоятельно и не попадающие под действие международных  соглашений. Эти пошлины широко применялись  в период господства высокого (сильного) протекционизма. Конвенционные - являются результатом международных  переговоров, предметом двух - или  многосторонних договоров, соглашений, например, в рамках ГАТТ/ВТО или  ЕС, и не могут быть изменены в  одностороннем порядке в течение  срока действия договора или соглашения. Преференциальные - Предоставляются практически всеми промышленно развитыми странами в одностороннем порядке более 150 развивающимся в рамках Общей (всеобщей) системы преференций (ОСП), которая действует сначала 70-х годов.
По  способу вычисления Номинальные Эффективные --
По  типам ставок Постоянные Переменные --

Приложение 2

Таблица 2. Административные меры нетарифного регулирования.

1. Количественные 2. Скрытые  методы 3. Финансовые
Квотирование (контингентирование) экспортная  квота Технические барьеры соблюдение  нац. стандартов качества Субсидирование прямая субсидия
импортная квота требования  к упаковке косвенная
индивидуальная  квота санитарно-гигиенич. нормы внутренняя
глобальная  квота требования  к рекламе экспортная
Лицензирование разовая лицензия Внутренние  налоги прямые Демпинг спорадический
генеральная косвенные преднамерен
глобальная Политика  в рамках государственных закупок постоянный
автоматическая  лицензия обратный
взаимный
"Добровольное" ограничение экспорта Требование  о содержании местного компонента Экспортное  кредитование субс. кредиты  экспортерам
гос. кредиты импортерам
страхование эксп. рисков
 
 
 
 
 

Приложение 3

Таблица 3. Финансовые меры нетарифного регулирования

Информация о работе Внешнеторговая политика и её регулирование