Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:01, реферат
Исторически выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли. В «чистом виде» их можно условно выделять в докапиталистические эпохи, при небольшом внешнеторговом обороте и развитии внешнеэкономических связей. В современных условиях внешнеторговая политика государств представляет собой сочетание обеих противоположностей, оптимизируемое в зависимости от обстоятельств.
Внешнеторговая политика — составная часть экономической политики (Проводимая правительством система мер, действий в области управления экономикой, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами государства) государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю (Экспортно-импортные отношения между странами, в основе которых лежит международное разделение труда) посредством экономических и административных рычагов (налоги, субсидии(Денежные средства, пособия, финансовая помощь, выделенные из государственного бюджета местным органам власти, предприятиям, населению и предназначенные на строго определенные цели), прямые ограничения импорта (Товары, фактически ввезенные и проданные в данной стране) и экспорта, кредитования и т.п.). В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.
Исторически выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли. В «чистом виде» их можно условно выделять в докапиталистические эпохи, при небольшом внешнеторговом обороте и развитии внешнеэкономических связей. В современных условиях внешнеторговая политика государств представляет собой сочетание обеих противоположностей, оптимизируемое в зависимости от обстоятельств.
Разновидностью внешнеторговой политики
Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины(налоги (сборы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза), запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.
Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.
Протекционизм (от лат. защита, покровительство),
экономическая политика государства,
направленная на поддержку национальной
экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических
барьеров, которые ограждают внутренний
рынок от ввоза иностранных товаров, снижают
их конкурентоспособность
по сравнению с товарами национального
производства. Для протекционизма характерно
финансовое поощрение национальной экономики,
стимулирование экспорта товаров. Протекционизм
связан с определённым историческим строем
общественного хозяйства.Характер протекционизма и соответственно
средства торговой политики (запрещение
ввоза, ставки пошлин и структура тарифов,
количественные ограничения и т.д.) изменялись
в зависимости от общей экономической
политики, проводимой в ту или иную эпоху.
В период первоначального накопления
капитала и зарождения капиталистических
отношений теоретиками и практиками протекционизма
стали меркантилисты (необходимость
активного вмешательства государства
в хозяйственную деятельность), которые
требовали у государственной власти защиты
отечественной промышленности от иностранной
конкуренции. Протекционизм был широко
распространён во Франции, Австрийской
монархии, многих германских государствах,
в России — впервые при Петре I. Таможенная
охрана сыграла большую роль в развитии
мануфактурной и фабричной промышленности.
Современный протекционизм развитых капиталистических
государств выражает в первую очередь
интересы крупных национальных и международных
монополий. Захват, раздел и перераспределение
рынков сбыта товаров и капиталов составляют
главное его содержание. Осуществляется
с помощью сложной системы государственно-
Основные направления
Селективный протекционизм - защита внутреннего рынка от конкретного вида товара, или от конкретного государства; Отраслевой протекционизм - защита отрасли производства; Коллективный протекционизм -взаимозащита нескольких стран, объединенных в союз; Скрытый протекционизм - нетаможенные методы протекционизма.
Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и преодолевают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок. Как правило, правительства стремятся проводить гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и сохраняют элементы свободной торговли, стремясь при этом обеспечить благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются соглашения, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.
Регулирование внешнеторговой политики
Классическим методом
По направлению движения товара пошлины бывают:
Экспортные пошлины применяются с целью ограничения вывоза товара. Их цель - получение дополнительной валюты для пополнения казны. Они удорожают стоимость вводимых на мировой рынок товаров. В развитых странах этот вид пошлин применяется редко, а в ряде стран они запрещены вообще законом. Введения таможенного тарифа на экспорт может осуществляться, когда внутренняя цена на экспортируемый продукт ниже мирровый цены. В этом случае тариф на экспорт и, как следствие, ограничения экспорта, рассматриваются государством в первую очередь в качестве меры поддержания на необходимом уровне предложения товара на внутреннем рынке при одновременном увеличении поступлений в бюджет.
Импортные пошлины представляют собой налогообложение ввозимых в страну товаров с целью защиты внутреннего рынка и пополнения бюджета. В развивающихся государствах импортные пошлины применяются, прежде всего, как средство финансовых поступлений. Такие пошлины сравнительно легко контролировать, а процедура их сбора довольно проста. Наиболее распространенным экономическим инструментом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт. При её введении отечественная цена импортного товара устанавливается на уровне выше мировой, что затрагивает интересы покупателей, отечественных производителей аналогичных товаров и непосредственно
интересы государства. Вводимый тариф на импорт может защищать не только отечественных производителей конкурентного товара, но и другие технологически связанные с данным товаром национальные производства.
Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих территорию страны транзитом. Применение их сдерживает товарные потоки. Подобные пошлины рассматриваются как нежелательные, нарушают нормальное функционирование международных связей.
По способу
установления пошлины бывают:
адвалорные - наиболее распространенные, устанавливаются
в процентах от цены товара
специфические - устанавливаются в абсолютном выражении от единицы измерения;
комбинированные (смешанные) - устанавливаются двумя способами, отмеченными выше.