Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:57, методичка
Целью дисциплины является изучение и овладение слушателями Академии современной теорией и практикой экономической и внешнеторговой статистики, ее методологией, статистическими методами анализа состояния экономики и внешнеэкономических связей РФ и зарубежных стран, а также источников статистической информации о международной торговле, а также важнейших вопросов экономической статистики.
1. Организационно-методический раздел ……………………………… 4
2. Распределение учебных часов по дисциплине………………………. 7
3. Содержание дисциплины……………………………………………… 8
4. Перечень вопросов к зачету ……..……………………………… …….. 15
5. Литература по дисциплине (основная и дополнительная)…………. 19
6. Глоссарий……………………………………………………………… 21
Контрольные вопросы к теме 4.4.: 30 - 36, 39.
Тема 4.5. Проблемы сопоставимости данных о внешней торговле РФ со странами контрагентами.
Основные изменения, произошедшие в методологии статистики внешней торговли РФ с 1 января 1991 г. и их влияние на сопоставимость данных о взаимной торговле РФ со странами контрагентами. Причины расхождения данных о взаимной торговле стран - контрагентов.
Контрольные вопросы к теме 4.5.: 37. Приведите примеры расхождения данных о взаимной торговле России и стран-контрагентов.
РАЗДЕЛ 5. Основные статистические методы и показатели, используемые в анализе развития внешнеэкономических связей Российской Федерации и международной торговли.
Тема 5.1. Показатели динамики внешней торговли.
Методика расчета коэффициента роста ,темпа роста, темпа прироста, абсолютного значения одного процента прироста, среднегодовых темпов роста и прироста. Применение этих показателей в анализе внешней торговли.
Контрольные вопросы к теме5.1.: 41, 42, 49.
Тема 5.2. Система аналитических статистических показателей в Российской Федерации и международной торговле.
Методика расчета и
использование в анализе “
Контрольные вопросы к теме 5.2. 40, 43 - 48, какое значение имеет показатель «экспортной квоты»?
Тема 5.3. Индексный метод и его применение в статистике внешней торговли.
Определение индексов. Индивидуальные и сводные индексы. Индексы ценные и базисные. Агрегатные индексы с постоянными и переменными “весами”. Среднегармоническая и среднеарифметическая форма индексов. Индексы стоимости физического объема и средних цен, их экономический смысл. Система взаимосвязи индексов стоимости, средних цен и физического объема и ее практическое значение.
Применение индексного метода в выявлении влияния факторов цен, объемов, ассортиментных сдвигов и географической структуры на стоимостные результаты внешней торговли. Факторный анализ показателей эффективности внешней торговли РФ. Индексы “условий торговли”, “покупательной способности экспорта”, «ценовых соотношений» и «экспортной» концентрации и их значение для характеристики эффективности внешней торговли. Применение индексного метода в экономическом анализе внешней торговли РФ.
Контрольные вопросы к теме5.3.: 50-57.
РАЗДЕЛ 6. Источники статистической информации о внешнеэкономических связях зарубежных стран и международных организаций, их методологические особенности.
Тема 6.1. Статистические публикации о внешней торговле РФ и использование их в анализе.
Структура статистического сборника “Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации”. Публикация статистических данных о внешней торговле в российском статистическом ежегоднике Госкомстата РФ.
Контрольные вопросы к теме6.1.: 58, 59.
Тема 6.2. Статистические публикации зарубежных стран и возможности использования в анализе внешней торговли Российской Федерации с зарубежными странами.
Статистические публикации о внешней торговле США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Австрии и других стран.
Контрольные вопросы к теме6.2.: 60, особенности публикаций во внешней торговле в отдельных странах ЕС, в США.
Тема 6.3. Внешнеторговые статистические публикации ООН и международных организаций.
Статистические публикации: Месячный бюллетень статистики ООН (Monthly Bulletin of Statistics). Статистический ежегодник международной торговли ООН (International Trade Statistics Year Book); статистическая публикация ЮНКТАД (UNCTAD Hand book of Statistics), ВТО (International Trade Statistics) и др.
Контрольные вопросы к теме 6.3.: 61 - 66.
Тема 6.4. Статистическое изучение мировых цен.
Понятие мировых цен. Статистические публикации по мировым ценам. Статистический метод определения мировых цен. Методика сопоставления внешнеторговых цен РФ с мировыми.
Контрольные вопросы к теме 6.4.: Статистический метод определения мировых цен и их анализ.
4. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
1. Предмет и метод статистики.
2. Понятие статистического показателя. Примеры статистических народнохозяйственных показателей.
3. Статистическое наблюдение и его особенности в статистике внешнеэкономических связей РФ.
4. Статистическая сводка и группировка. Примеры статистических группировок.
5. Статистические таблицы и требования к их построению.
6. Статистические ряды и их виды.
7. Графически метод в статистике.
8. Виды диаграмм и основные требования к их построению.
9. Основные этапы развития внешнеэкономической статистики в СССР и Российской Федерации.
10. В чем причина изменений, произошедших в организации статистики внешнеэкономических связей в конце 80-х годов.
11. Основные изменения, которые произошли в организации статистики внешнеэкономических связей нашей страны в конце 80-х годов.
12. Основные задачи, стоящие перед статисткой внешнеэкономических связей РФ на современном этапе.
13. Содержание статистической отчетности о внешнеэкономических связях.
14. Грузовая таможенная декларация - первичный документ статистики внешнеэкономических связей.
15. Особенности организации внешнеторговой статистики в отдельных странах.
16. Объект учета и круг учитываемых товаров в статистике внешнеэкономических связей.
17. Учет реэкспорта.
18. Какие изменения произошли в учете услуг материального характера и поставок комплектного оборудования.
19. Какие товары и материальные ценности не являются объектом внешнеторговой статистики.
20. Изменения, которые произошли в статистическом учете аренды, а также в обработке, переработке давальческого сырья.
21. Дата экспорта и импорта в статистическом учете.
22. Количественный учет товаров во внешней торговле.
23. Стоимостной учет товаров во внешней торговле.
24. Определение таможенной стоимости товаров.
25. Что такое страны-контрагенты. Назовите основные международные методы учета стран - контрагентов.
26. Учет стран-контрагентов (географическое распределение товарооборота) в статистике внешней торговли РФ.
27. Преимущества и недостатки отдельных методов учета стран-контрагентов.
28. Назовите известные Вам группировки в географическом распределении внешней торговли РФ.
29. Как производит распределение торговли по группам стран статистика ООН.
30. Классификация и номенклатура товаров в статистке международной торговли.
31. Товарная номенклатура СМТК, принципы ее построения и применения, классификатор укрупненных экономических группировок.
32. Товарная номенклатура БТН ( НСТС), принципы классификации.
33. Гармонизированная система описания и кодирования товаров. Принцип классификации и ее применение. Номенклатура ЕС ( КН).
35. Классификация и номенклатура товаров в статистике внешнеэкономических связей РФ.
36. Преимущества и недостатки перехода нашей страны на номенклатуру ТНВЭД.
37. Основные изменения, произошедшие в методологии статистики внешнеэкономических связей РФ с 1 января 1991 г.
38. “Общая “ и “специальная” система учета экспорта и импорта.
39. Анализ товарной структуры внешней торговли РФ по товарной номенклатуре ТНВЭД.
40. Виды относительных величин, их применение в экономико-статистическом анализе внешней торговли РФ.
41. Относительные величины динамики и их практическое применение.
42. Определение абсолютного значения одного процента прироста.
43. Коэффициенты физических условий торговли и их применение в анализе эффективности внешней торговли.
44. Коэффициенты структурной специализации и их применение в анализе товарной структуры внешней торговли.
45. Коэффициент эластичности товарооборота и его применение в анализе динамики внешней торговли.
46. Средняя арифметическая простая и взвешенная и ее практическое применение в статистике.
47. Средняя гармоническая и ее использование в анализе внешней торговли.
48. Средняя геометрическая и ее использование при расчетах среднегодовых коэффициентов и темпов роста внешней торговли.
49. Исчисление среднегодовых темпов прироста внешней торговли при помощи “Таблиц для исчисления среднегодовых темпов прироста”.
50. Понятие индексов и их классификация.
51. Индекс физического объема и его экономический смысл.
52. Индекс средних цен и его экономический смысл.
53. Индексируемые величины и “веса” при расчетах индексов. Индексы с переменными и постоянными весами.
54. Система взаимосвязи индексов стоимости, средних цен и физического объема и ее практическое значение.
55. Индексы ассортиментных сдвигов и их применение.
56. Индексы “условий торговли” и их значение для характеристики эффективности внешней торговли.
57. Применение индексов экспортной концентрации для анализа структуры экспорта РФ.
58. Применение индексного метода в экономическом анализе внешней торговли РФ.
59. Статистические публикации о внешней торговле РФ.
60. Структура статистического сборника “Таможенная статистика внешней торговли РФ”.
61. Статистические публикации о внешней торговле ФРГ и возможности их использования в анализе внешней торговли РФ с ФРГ (или на примере публикаций других торговых партнеров РФ).
62. Статистические публикации ООН.
63. Месячный статистический бюллетень ООН и его использование в анализе тенденций международной торговли и внешней торговли отдельных стран.
64. Статистический ежегодник международной торговли и его использование в анализе тенденций внешней торговли отдельных стран.
65. Статистические публикации ЮНКТАД.
66. Статистические публикации ВТО.
67. Понятие производительности труда. Статистические показатели анализа производительности труда.
68. Понятие себестоимости продукции. Статистический анализ динамики и структуры себестоимости продукции.
69. Показатели состояния и использования основных фондов.
70. Показатели эффективности производства.
71. Статистика валового внутреннего продукта.
72. Статистическое изучение и анализ национального дохода.
73. Основные статистические показатели, характеризующие эффективность развития экономики станы.
74. Статистические показатели выпускаемой продукции на предприятии.
5. ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Основная:
1. Сельцовский В.Л. Экономико-статистические методы анализа внешней торговли. - М.: Финансы и статистика, 2004.
2. Сельцовский В.Л. Внешнеторговая стратегия России в современной системе мирохозяйственных связей: методологические аспекты количественных оценок. - М.: Весть, 2008.
3. Сельцовский В.Л. Статистика внешней торговли, учебное пособие – М.: Компания Деввед, 2011.
4. Геоэкономика и
Дополнительная:
3. Елисеева И., Юзбашев М. Общая теория статистики: Учебник / Под. Ред. Елисеевой И. - М.: Финансы и статистика, 2004.
4. Сельцовский В.Л. К вопросу о присоединении России к ВТО // Человек и труд, 2009, №3.
5. Сельцовский В.Л. К вопросу повышения эффективности российского импорта // Человек и труд, 2009, №2.
6. Сельцовский В.Л. Проблемы географической диверсификации внешней торговли Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России, 2009, №2 .
7. Сельцовский В.Л. Проблемы сопоставимости данных о внешней торговле России // Российский внешнеэкономический вестник, 2009, №2.
8. Сельцовский В.Л. Диверсификация – необходимое направление развития российского экспорта // Российский внешнеэкономический вестник, 2009, №1.
9. Сельцовский В.Л. О динамике и структуре международной торговли // Российский экономический журнал, 2009, №1.
10. Сельцовский В.Л. Внешняя торговля в народнохозяйственном комплексе страны // Сегодня и завтра Российской экономики, 2008, №22.
11. Сельцовский В.Л. Концептуальные основы теорий международной торговли // Российский внешнеэкономический вестник, 2008, №12.