Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:12, курсовая работа
Подавляющее число государств испытывает недостаток собственных финансовых
ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита
государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и
выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. Внешние
заимствования активно используют развитые и развивающиеся страны. В разных
странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако
практически везде, в том числе и Украина, сложилась экономическая система, во
многом основанная на внешних заимствованиях.
Введение
1. Внешний долг Украины
1.1 Экскурс в историю
1.2 Механизмы реструктуризации внешнего долга
2. Погашение внешнего долга
2.1 Влияние внешнеэкономического долга на экономику Украины
2.2 Оптимальная стратегия снижения бремени внешнего долга
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Внешний долг Украины
1.1 Экскурс в историю
1.2 Механизмы реструктуризации внешнего долга
2. Погашение внешнего долга
2.1 Влияние внешнеэкономического долга на экономику Украины
2.2 Оптимальная стратегия
снижения бремени внешнего
Заключение
Список литературы
Введение
Подавляющее число государств испытывает недостаток собственных финансовых
ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита
государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и
выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. Внешние
заимствования активно используют развитые и развивающиеся страны. В разных
странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако
практически везде, в том числе и Украина, сложилась экономическая система, во
многом основанная на внешних заимствованиях.
Государственный долг- это неотъемлемая часть экономики каждой страны. Одной из
проблем украинской экономики стал непомерно возросший долг, как внешний, так и
внутренний. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные
страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами,
но и крупнейшими должниками. Поэтому не следует так уж драматически и
болезненно воспринимать проблему относительно высокого уровня государственной
задолженности, но и нельзя забывать о ней. Так как внешний долг выходит далеко
за рамки внутриэкономических задолжностей нашего правительства и показывает
развитие нашей страны. Привлечение средств за рубежом и обслуживание внешней
задолженности является составной частью внешнеэкономических отношений стран.
Заёмные внешние средства вливаются в национальную экономику страны, что может
способствовать экономическому росту, а обслуживание внешнего долга, изымает
средства из национальной экономики.
1. Внешний долг Украины
1.1 Экскурс в историю
Период с 1991 года по первую половину 1994 года характеризуется хаотическим
образованием внешнего долга путем предоставления правительственных гарантий по
иностранным кредитам. Только в 1993 году внешний долг вырос в 8 раз - до $3,6
млрд. за счет увеличения гарантированного долга по экспортным (товарным)
линиям, но преимущественно за счет признания долга перед Россией на общую сумму
$2,7 млрд. Всего в 1992-1994 годах под госгарантии было привлечено около $1
млрд., из которых только $104,9 млн. были погашены в этот период. На начало
1994 года внешний долг составил $3,6 млрд.
Внешний долг в период второй половины 1994 года - первой половины 1997 года
возрастает за счет получения кредитов от международных финансовых организаций,
а также с ростом задолженности Украины за энергоносители. Темпы роста долга в
этот период также были значительными. По сравнению с 1994 годом в 1995 году
внешний долг возрос на 70% (на 3,4 млрд.). 39% такого увеличения связано с
началом получения средств от международных организаций, и 34% - рост долга
перед странами СНГ. По состоянию на 1 июля 1997 года внешний долг составлял уже
$8,892 млрд.
Во второй половине 1997 года - первой половине 1998 года Украина активно
заимствует на внешних рынках капитала, что было обусловлено более низкой
стоимостью таких денег (по сравнению с ценой заимствований на внутреннем
рынке), а также тем, что такие кредиты не являются «связанными» (т.е. кредиторы
не связывают предоставление средств с выполнением каких-либо программ, как,
например, МВФ). На 1 июля 1998 года внешний долг Украины достиг $10,65 млрд.
Начиная со второй половины 1998 года правительство Украины резко сокращает
заимствования на внешних рынках в связи с азиатским, а затем и российским
кризисами, которые отбили желание у инвесторов вкладывать средства в растущие
рынки (Украина попала в ряд таких стран). По состоянию на 01.06.99 г. внешний
долг страны составлял $12,4 млрд.
Внешний долг Украины по состоянию на 1 марта 2000 года составляет 12,08429643
млрд. американских долларов. Структура внешнего долга Украины включает
задолженность перед международными организациями, всего 5,05582916 млрд.
долларов, из них Мировому банку Украина должна 2,02874263 млрд., Европейскому
сообществу - 330,61768 млн., Европейскому банку реконструкции и развития -
111,37359 млн., МФВ - 2,58509526 млрд. долларов.
На протяжении 2001- 2010 годов внешний долг Украины активно рос. По состоянию
на 30 сентября 2010 года общий объем государственного долга Украины увеличился
до $51,09 миллиардов с $48,305 миллиардов на 31 августа. Рост связан с
увеличением прямого внешнего долга до $21,832 миллиардов с $19,422 миллиардов
на конец августа.
1.2 Механизмы реструктуризации внешнего долга
При решении проблемы государственного долга применяются различные схемы
конвертации долговых требований. Остановимся на основных путях преодоления
долгового кризиса, таких как:
Списание долга. Если обязательства страны превышают её ожидаемую
платёжеспособность, внешний долг выступает в качестве пропорционального налога,
так как дополнительные доходы государства направляются не собственным
гражданам, а кредиторам. Это дестимулирует усилия государства на улучшение
экономической ситуации, по крайней мере, в двух аспектах. Во-первых,
правительство менее заинтирисованно проводить жёсткую экономическую политику,
предусматривающую непопулярные меры. Ведь основная часть дивидендов от такой
политики всё равно пойдёт кредиторам. Во- вторых , избыточный «долговой навес»
негативно отражается на благосостоянии граждан из за увеличения налогового
бремени и снижения инвестиционной активности .
Выкуп долга. Некоторые страны – должники имеют в своём активе значительные
объёмы золотовалютных резервов или могут достаточно быстро их нарастить за счёт
стимулирования экспортных отраслей . В то же время доли эти государств на рынке
торгуются с большим дисконтом , что свидетельствует об опасностях инвесторов в
отношении платёжеспособность заёмщика. Выкуп осуществляется за наличные
средства со скидкой с номинальной цены.
Секьютиризация. Основная идея секьютиризации заключается в том, что страна
должник эмитирует новые долговые обязательства в виде в виде облигаций, которые
либо непосредственно обмениваются на старый долг либо продаются . В случае
продажи полученные средства направляются на выкуп старых обязательств.
Обмен долга на акционерный капитал (своп). Предоставление иностранным банкам
возможности , обменивать долговые обязательства данной страны , на акции её
промышленных корпораций . При этом иностранные небанковские организации
получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке
ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или
покупки отечественных финансовых активов из этих средств. Во всех этих случаях
инвестор получает "долю" в капитале данной страны, а её внешняя задолженность
при этом уменьшается.
2. Погашение внешнего долга
2.1 Влияние внешнеэкономического долга на экономику Украины
Многие страны мира испытывают недостаток собственных финансовых ресурсов для
осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета,
проведение социально- экономической политики и выполнение обязательств по уже
осуществлённым внешним заимствованиям. И Украина не исключение.
В настоящее время внешняя задолженность оказывает негативное воздействие на
развитие национальной экономики Украины по нескольким направлениям :
Усиливает зависимость Украины от иностранных государств, предоставивших
кредиты, при принятии решений
в области экономической
Происходит сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на
инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический рост или вовсе приводит
к стагнации;
Ослабляет мотивация к достижению наилучших макроэкономических показателей,
которые привлекут за собой требования о современном погашении долга в полном
объёме;
Сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на развитие социальной
сферы, усиливается социальная напряженность;
Дестабилизируется денежно- кредитная ситуация;
Происходит ослабление позиций Украины на мировых рынках товаров и капиталов.
Совокупность этих качественных показателей даёт основания характеризовать
экономическую систему страны в начале нового тысячелетия как долговую. Это
означает, что принятие большинства экономических решений на государственном
уровне тесно связано, или даже зависит, от возможностей по погашению и
обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно
обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка
с другими направлениями экономической политики государства является на
современном этапе задачей исключительной важности.
Представляется целесообразным рассмотреть основные направления и некоторые
конкретные меры сбалансированной политики по обслуживанию внешнего долга. В
процессе управления внешней задолженностью перед Украиной встаёт необходимость
решения следующих задач:
1. Поддержание внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение
экономической безопасности страны. 2. Контроль за графиком долговых выплат с
тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты
приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики. 3. Минимизации стоимости
долга за счёт удлинения срока заимствований и снижения доходности. 4.
Своевременное и полное выполнение обязательств с целью избежать начисления
штрафов за просрочки и обеспечить стране репутацию первоклассного заёмщика. 5.
Обеспечение эффективного целевого использования привлечённых средств. 6.
Обеспечение предсказуемости и стабильности рынка долговых обязательств.
Основополагающее влияние на эффективность государственной политики по
обслуживанию внешнего долга оказывает, как известно, доверие к властям. Если
такое доверие есть, гораздо шире выбор возможных долговых инструментов, выше
гибкость долговой политики, а цена ошибки минимальна. Чем ниже уровень доверия
к властям, тем большая ответственность ложится на правительство при
формировании политики по погашению внешней задолженности и более велика "цена
ошибки". Для успешного решения данной проблемы хотя бы в перспективе необходимо
сочетание двух факторов: с одной стороны, активного и эффективного
экономического развития, создающего материальную основу для выплат по
задолженности, а с другой - грамотной и рациональной политики в области внешних
заимствований, проводимой в соответствии с главной целью деятельности любого
государства - повышением благосостояния граждан.
внешнеэкономический долг государственный
2.2 Оптимальная стратегия
снижения бремени внешнего
Тот факт, что Украина не относиться к странам с исключительно высоким уровнем
внешней задолженности, не означает , что этот уровень является приемлемым.
Бремя государственного внешнего долга может и должно быть сокращено.
На обслуживание и погашение государственного долга Украина в 2011 г. из бюджета
должны быть выделены 85 млрд грн. Об этом на заседании заявил президент
"Украинского союза промышленников и предпринимателей" (УСПП) Анатолий Кинах,
передает корреспондент РБК-Украина. "Государственный долг Украины на
октябрь-месяц составляет 51 млрд долл. ... За этот год он вырос за 9 мес. по
сравнению с 1 января 2010 г. на 28%, в том числе внутренний долг вырос на 48% и
внешний - на 27%. Это те темпы, которые создают огромные риски для Украины,
потому что если брать проект бюджета 2011 г., то только на обслуживание
государственного долга, как суммы внешнего и внутреннего плюс гарантированный
надо направить около 23 млрд грн, а на погашение надо еще дополнительно
направить еще 62 млрд грн. По сути 85 млрд грн, а это по сути 1\4 часть нашего
консолидированного бюджета, надо направить на обслуживание и погашение
государственного долга в условиях 2011 г. 2012 г. - не лучше", - отметил А.
Кинах.
Над решением данной ситуации должна работать вся страна, а в первую очередь,
Национальный банк и правительство.
То, что Украине нужно, как говорится, остановиться, у нас нет сомнения. Общий
долг уже доходит в целом до 40% ВВП, хотя в мире стандарт 60%, но в условиях
Украины, мы знаем, и это подтверждают специалисты, 40% это тот предел, который