Внешня экономическая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:53, творческая работа

Описание

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – это комплекс экономических, правовых и административно- управленческих мер со стороны государства в лице его органов, преследующих цель формирования рамочных благоприятных условий хозяйствования для субъектов ВЭД, обеспечивающих их экономическую поддержку и правовую защищённость на внутреннем и внешнем рынках, направленных на качественное совершенствование экспортного потенциала, устойчивое поддержание положительного сальдо внешнеторгового баланса и хозяйственной безопасности в национальном масштабе.

Работа состоит из  1 файл

ВЭД.ppt

— 2.02 Мб (Скачать документ)

Выполнила : Кораблёва Наталья 

Группа Ф-202

  •   Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – это комплекс экономических, правовых и административно- управленческих мер со стороны государства в лице его органов, преследующих цель формирования рамочных благоприятных условий хозяйствования для субъектов ВЭД, обеспечивающих их экономическую поддержку и правовую защищённость на внутреннем и внешнем рынках, направленных на качественное совершенствование экспортного потенциала, устойчивое поддержание положительного сальдо внешнеторгового баланса и хозяйственной безопасности в национальном масштабе.
  •  государственные органы в рамках их компетенции;

 

  •  сами субъекты ВЭД (предприятия, фирмы, организации);

 

  •  негосударственные органы управления и регулирования ВЭД (Всемирная торговая организация, Международный Валютный фонд, Международная торговая палата и др.);

 

  •  межгосударственные интеграционные объединения (например, Европейский союз).
  •   экспорт и импорт товаров, капиталов и рабочей силы (включая и бартерные операции);
  • предоставление услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности (производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных и т. п.);
  • научная, научно-техническая, научно-производственная, учебная и другая кооперация с иностранными субъектами;
  • международные финансовые операции и операции с ценными бумагами, кредитные и расчетные операции между субъектами ВЭД и иностранными субъектами;
  • совместная предпринимательская деятельность между субъектами ВЭД и иностранными субъектами, которая предусматривает создание общих предприятий;
  • предпринимательская деятельность, связанная с предоставлением лицензий, патентов, «ноу-хау» и т. п. со стороны иностранных субъектов, и наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Меры общего характера

( направленные на укрепление  национальной экономики и её  позиций в системе мирового  хозяйства, ведущие в конечном  счете к повышению конкурентоспособности  промышленности страны и её  продукции ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальные инструменты  и механизмы ( стимулирующие или сдерживающие соответствующие виды ВЭД ).

Государственное регулирование  ВЭД

 

Механизм

 

Институциональные структуры

 

Экономические (тарифные) методы

 

Организационно- управленческие ( нетарифные) методы

 

Прямые

 

Косвенные

 

 

  • Госзаказ
  • Программы НИОКР, развитие экспорта
  • Субсидии в инфраструктуру
  • Прогнозирование, индикативное планирование
  • Приватизация, деприватизация (национализация)

 

 

  • Налоги, тарифы
  • Фискальная политика
  • Амортизационная политика
  • Валютное регулирование
  • Кредитная политика
  • Денежно-финансовая политика

 

  • Квоты, лицензии
  • Антимонопольное законодательство
  • Планирование и контроль за ценами (экспортная выручка)
  • Товарная сертификация санэпиднадзор
  • Защита промышленной собственности

 

  • Президент, его администрация
  • Сенат
  • Мажилис
  • Правительство
  • Специальные органы МИД и др. министерства
  • Независимые организации (МВФ, МБРР, ГАТТ/ВТО)
  • Союзы, ассоциации (ТПП и др.)

 

Механизм государственного  регулирования ВЭД

Таможенно- тарифное регулирование (установление экспортных и импортных  пошлин) – главный инструмент внешнеторговой политики, призванный защитить отдельные отрасли от иностранной конкуренции и нейтрализовать преимущества иностранных фирм.

 

Основной инструмент таможенно- тарифного регулирования – таможенные пошлины.

 

Пошлина- это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе (вывозе) товара.

 

В зависимости от направления  движения товаров пошлина может быть:

 

  •  ввозной (импортной)
  • вывозной (экспортной)
  • транзитной

 

и взимается за перемещение  товара через таможенную территорию.

 

Развитые страны в основном  используют импортные пошлины.

Экспортные пошлины в  настоящее время встречаются  в отдельных развивающихся странах  и рассматриваются как временная  мера для предотвращения нехватки  товара внутри страны и истощения  ресурсов, а также пополнение  казны.

 

 

 

 

 

Таможенный тариф- это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу.

 

В зависимости от способа  исчисления ставок пошлин выделяют:

 

  •  адвалорные пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости товаров;

 

  •  специфические, начисляемые в установленном денежном размере за физическую единицу облагаемого товара ( за 1 кг, 1 шт.);

 

  •  комбинированные, сочетающие оба названых вида таможенного обложения.

В различных странах  имеются существенные отличия  в процедурах, режиме регулирования, уровне таможенных пошлин и  т.п.

 

Например, таможенные пошлины часто  зависят от уровня экономического  развития страны: чем он ниже, тем выше ставка пошлин. Так, в  Австрии пошлины почти в три  раза выше, чем в соседней Швейцарии.

 

Особенно высокие пошлины  устанавливаются в развивающихся  странах. Существенно различаются  таможенные пошлины и в зависимости  от степени обработки товара. Наиболее высокие пошлины устанавливаются  на готовые изделия.

 

Например, в странах ЕС кожаное  сырьё и хлопок ввозятся беспошлинно, а обувь и ткани облагаются  пошлиной в 20- 22%.

Для стимулирования  развития  внешней торговли с отдельными  странами к ним применяются  различные тарифные льготы , так  называемые тарифные преференции (возврат ранее уплаченных пошлин, освобождение от их оплаты, снижение  ставки и др.)

 

 Например, льготы устанавливаются в отношении товаров из развивающихся стран.

 

Для того, чтобы воспользоваться  правом на получение тарифных  льгот , необходимо представить таможенным  органам сертификат происхождения  товара, подтверждающий, что данный  товар полностью произведён в  соответствующей стране или подвергся  существенной обработке на её  предприятиях.

Возможен и беспошлинный ввоз.

Так, от пошлины освобождаются  транспортные средства, выполняющие  международные перевозки, и имущество, необходимое для их эксплуатации; товары, ввозимые на таможенную  территорию данной страны для  служебного пользования иностранцами  или из неё вывозимые; валюта  данной страны, иностранная валюта, ценные бумаги в соответствии  с законами данной страны; товары, перемещаемые через таможенную  границу данной страны физическими  лицами и не предназначенные  для производственной или коммерческой  деятельности, и т.п.

 

Освобождается от обложения  таможенной пошлины экспорт товаров  для государственных нужд ( включая  поставки нефти, газового конденсата  и продуктов их переработки, осуществляемые  предприятиями, контрольный пакет  акций который принадлежит государству).

 

 

  •  введение в практику использования импортного тарифа как единственного средства  регулирования импортных операций;
  • разработка государственных программ по НИР и НИОКР, в том числе с расчётом на экспортную ориентацию;
  • дотации и субсидии в инфраструктуру, в том числе приоритетно определенных отраслей экономики;
  • упрощение порядка взимания экспортных пошлин, сборов и тарифов при импорте, в том числе привлечение коммерческих банков к авансированному кредитованию подлежащих уплате средств;
  • постепенное сближение уровня внутренних дел и цен мировых товарных рынках;
  • возможность использования со стороны государства прямого субсидирования или дотирования жизненно важного для страны импорта;
  • валютное регулирование: контроль за поступлением валютной выручке, наличие обязательной гарантии банка экспортёра при экспортных операциях, конвертируемость национальной валюты (внутри страны);
  • привлечение иностранных инвестиций, преимущественно прямых и производственной направленности, путем организации международных торгов и конкурсов.

 

К нетарифным барьерам  относятся :

 

  •  различные налоги и сборы;
  • регламентирование внешней торговли путем ее количественного ограничения (квотирование) или полного запрещения;
  • лицензирование;
  • санитарные требования;
  • национальные стандарты безопасности;
  • экологические нормы;
  • специальные предписания в отношении качества, технических и потребительских свойств ввозимых товаров;
  • административно- бюрократические проволочки.

 

Внешнеторговая квота- это количественное или стоимостное ограничение экспорта  (импорта), вводимое на определённый срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

 

Квотирование позволяет  бороться с дефицитом платёжного  баланса более эффективно. В отличие  от таможенного тарифа использование  квоты позволяет четко ограничить  объём импорта (экспорта).

 

Внешнеторговые операции  с отдельными видами товары  осуществляется на основе  лицензии- письменного разрешения на вызов (ввоз) указанного товара в установленный  срок.  Лицензия выдается на  определенное время и оформляется  только на один вид товаров.

К нетарифным ограничениям импорта относятся и технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов ( по санитарным, радиационным и другим показателям), отраслевых норм и технических предписаний.

Барьером на пути импорта  товаров могут стать различные  обязательные требования к маркировке  и этикетированию товара.

Конвертируемость национальной  валюты и политика обменного  курса – это важные составляющие регулирования внешней торговли. Так, значительное понижение обменного курса стимулирует расширение экспортного сектора, ограничивает импорт и может позволить избежать трудностей с платежным балансом.

  •  сокращение перечня товаров, экспорт которых квотируется;
  • перераспределение квот на основе конкурсной продажи;
  • создание торгового реестра;
  • сертифицирование экспорта и импорта;
  • любого рода поверки безопасности ввоза товаров;
  • распространение на импорт внутренних фисков: НДС, акцизы и другого рода пошлины и сборы;
  • использование механизма антидемпинговых и компенсационных пошлин.

Информация о работе Внешня экономическая деятельность государства