Выполнила : Кораблёва Наталья
Группа Ф-202
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – это комплекс экономических, правовых и административно- управленческих мер со стороны государства в лице его органов, преследующих цель формирования рамочных благоприятных условий хозяйствования для субъектов ВЭД, обеспечивающих их экономическую поддержку и правовую защищённость на внутреннем и внешнем рынках, направленных на качественное совершенствование экспортного потенциала, устойчивое поддержание положительного сальдо внешнеторгового баланса и хозяйственной безопасности в национальном масштабе.
- государственные органы в рамках их компетенции;
- сами субъекты ВЭД (предприятия, фирмы, организации);
- негосударственные органы управления и регулирования ВЭД (Всемирная торговая организация, Международный Валютный фонд, Международная торговая палата и др.);
- межгосударственные интеграционные объединения (например, Европейский союз).
- экспорт и импорт товаров, капиталов и рабочей силы (включая и бартерные операции);
- предоставление услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности (производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных и т. п.);
- научная, научно-техническая, научно-производственная, учебная и другая кооперация с иностранными субъектами;
- международные финансовые операции и операции с ценными бумагами, кредитные и расчетные операции между субъектами ВЭД и иностранными субъектами;
- совместная предпринимательская деятельность между субъектами ВЭД и иностранными субъектами, которая предусматривает создание общих предприятий;
- предпринимательская деятельность, связанная с предоставлением лицензий, патентов, «ноу-хау» и т. п. со стороны иностранных субъектов, и наоборот.
Меры общего характера
( направленные на укрепление
национальной экономики и её
позиций в системе мирового
хозяйства, ведущие в конечном
счете к повышению конкурентоспособности
промышленности страны и её
продукции ).
Специальные инструменты
и механизмы ( стимулирующие или сдерживающие
соответствующие виды ВЭД ).
Государственное регулирование
ВЭД
Механизм
Институциональные структуры
Экономические (тарифные) методы
Организационно- управленческие
( нетарифные) методы
Прямые
Косвенные
- Госзаказ
- Программы НИОКР, развитие экспорта
- Субсидии в инфраструктуру
- Прогнозирование, индикативное планирование
- Приватизация, деприватизация (национализация)
- Налоги, тарифы
- Фискальная политика
- Амортизационная политика
- Валютное регулирование
- Кредитная политика
- Денежно-финансовая политика
- Квоты, лицензии
- Антимонопольное законодательство
- Планирование и контроль за ценами (экспортная выручка)
- Товарная сертификация санэпиднадзор
- Защита промышленной собственности
- Президент, его администрация
- Сенат
- Мажилис
- Правительство
- Специальные органы МИД и др. министерства
- Независимые организации (МВФ, МБРР, ГАТТ/ВТО)
- Союзы, ассоциации (ТПП и др.)
Механизм государственного
регулирования ВЭД
Таможенно- тарифное регулирование
(установление экспортных и импортных
пошлин) – главный инструмент внешнеторговой
политики, призванный защитить отдельные
отрасли от иностранной конкуренции и
нейтрализовать преимущества иностранных
фирм.
Основной инструмент таможенно-
тарифного регулирования – таможенные пошлины.
Пошлина- это обязательный взнос, взимаемый
таможенными органами при ввозе (вывозе)
товара.
В зависимости от направления
движения товаров пошлина может быть:
- ввозной (импортной)
- вывозной (экспортной)
- транзитной
и взимается за перемещение
товара через таможенную территорию.
Развитые страны в основном
используют импортные пошлины.
Экспортные пошлины в
настоящее время встречаются
в отдельных развивающихся странах
и рассматриваются как временная
мера для предотвращения нехватки
товара внутри страны и истощения
ресурсов, а также пополнение
казны.
Таможенный тариф- это свод ставок таможенных
пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым
через таможенную границу.
В зависимости от способа
исчисления ставок пошлин выделяют:
- адвалорные пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости товаров;
- специфические, начисляемые в установленном денежном размере за физическую единицу облагаемого товара ( за 1 кг, 1 шт.);
- комбинированные, сочетающие оба названых вида таможенного обложения.
В различных странах
имеются существенные отличия
в процедурах, режиме регулирования,
уровне таможенных пошлин и
т.п.
Например, таможенные пошлины часто
зависят от уровня экономического
развития страны: чем он ниже,
тем выше ставка пошлин. Так, в
Австрии пошлины почти в три
раза выше, чем в соседней Швейцарии.
Особенно высокие пошлины
устанавливаются в развивающихся
странах. Существенно различаются
таможенные пошлины и в зависимости
от степени обработки товара.
Наиболее высокие пошлины устанавливаются
на готовые изделия.
Например, в странах ЕС кожаное
сырьё и хлопок ввозятся беспошлинно,
а обувь и ткани облагаются
пошлиной в 20- 22%.
Для стимулирования развития
внешней торговли с отдельными
странами к ним применяются
различные тарифные льготы , так
называемые тарифные преференции
(возврат ранее уплаченных пошлин,
освобождение от их оплаты, снижение
ставки и др.)
Например, льготы устанавливаются в отношении
товаров из развивающихся стран.
Для того, чтобы воспользоваться
правом на получение тарифных
льгот , необходимо представить таможенным
органам сертификат происхождения
товара, подтверждающий, что данный
товар полностью произведён в
соответствующей стране или подвергся
существенной обработке на её
предприятиях.
Возможен и беспошлинный ввоз.
Так, от пошлины освобождаются
транспортные средства, выполняющие
международные перевозки, и имущество,
необходимое для их эксплуатации;
товары, ввозимые на таможенную
территорию данной страны для
служебного пользования иностранцами
или из неё вывозимые; валюта
данной страны, иностранная валюта,
ценные бумаги в соответствии
с законами данной страны; товары,
перемещаемые через таможенную
границу данной страны физическими
лицами и не предназначенные
для производственной или коммерческой
деятельности, и т.п.
Освобождается от обложения
таможенной пошлины экспорт товаров
для государственных нужд ( включая
поставки нефти, газового конденсата
и продуктов их переработки, осуществляемые
предприятиями, контрольный пакет
акций который принадлежит государству).
- введение в практику использования импортного тарифа как единственного средства регулирования импортных операций;
- разработка государственных программ по НИР и НИОКР, в том числе с расчётом на экспортную ориентацию;
- дотации и субсидии в инфраструктуру, в том числе приоритетно определенных отраслей экономики;
- упрощение порядка взимания экспортных пошлин, сборов и тарифов при импорте, в том числе привлечение коммерческих банков к авансированному кредитованию подлежащих уплате средств;
- постепенное сближение уровня внутренних дел и цен мировых товарных рынках;
- возможность использования со стороны государства прямого субсидирования или дотирования жизненно важного для страны импорта;
- валютное регулирование: контроль за поступлением валютной выручке, наличие обязательной гарантии банка экспортёра при экспортных операциях, конвертируемость национальной валюты (внутри страны);
- привлечение иностранных инвестиций, преимущественно прямых и производственной направленности, путем организации международных торгов и конкурсов.
К нетарифным барьерам
относятся :
- различные налоги и сборы;
- регламентирование внешней торговли путем ее количественного ограничения (квотирование) или полного запрещения;
- лицензирование;
- санитарные требования;
- национальные стандарты безопасности;
- экологические нормы;
- специальные предписания в отношении качества, технических и потребительских свойств ввозимых товаров;
- административно- бюрократические проволочки.
Внешнеторговая квота- это количественное или стоимостное
ограничение экспорта (импорта), вводимое
на определённый срок по отдельным товарам
и услугам, странам и группам стран.
Квотирование позволяет
бороться с дефицитом платёжного
баланса более эффективно. В отличие
от таможенного тарифа использование
квоты позволяет четко ограничить
объём импорта (экспорта).
Внешнеторговые операции
с отдельными видами товары
осуществляется на основе лицензии-
письменного разрешения на вызов
(ввоз) указанного товара в установленный
срок. Лицензия выдается на
определенное время и оформляется
только на один вид товаров.
К нетарифным ограничениям импорта относятся
и технические процедуры. Они устанавливаются
в законодательном порядке государственными
организациями и представляют собой комплекс
мероприятий по проверке соответствия
импортируемой продукции требованиям
международных и национальных стандартов
( по санитарным, радиационным и другим
показателям), отраслевых норм и технических
предписаний.
Барьером на пути импорта
товаров могут стать различные
обязательные требования к маркировке
и этикетированию товара.
Конвертируемость национальной
валюты и политика обменного
курса – это важные составляющие регулирования
внешней торговли. Так, значительное понижение
обменного курса стимулирует расширение
экспортного сектора, ограничивает импорт
и может позволить избежать трудностей
с платежным балансом.
- сокращение перечня товаров, экспорт которых квотируется;
- перераспределение квот на основе конкурсной продажи;
- создание торгового реестра;
- сертифицирование экспорта и импорта;
- любого рода поверки безопасности ввоза товаров;
- распространение на импорт внутренних фисков: НДС, акцизы и другого рода пошлины и сборы;
- использование механизма антидемпинговых и компенсационных пошлин.