Внешняя экономическая деятельность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 16:58, реферат

Описание

Основная цель данного реферата – рассмотреть, какую внешнюю экономику проводит Россия, раскрыть основные направления внешнеэкономической деятельности страны; показать, какое место занимает Россия в международной экономике; обозначить основные направления торгово-экономической деятельности страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Место России в международном разделении труда………………………….5
2. Состояние внешней торговли России на рубеже тысячелетий……………...7
3. Развитие международного сотрудничества России со странами различных регионов мира……………………………………………………………………10
4.Россия и ВТО…………………………………………………………………..12
5. Россия на международном кредитном рынке……………………………….15
Заключение…………………………………………………………………….…18
Список использованной литературы…………………………………………...19
Приложения……………………………………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

Мировая экономика (Внешняя экономическая деятельность России).doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

      Очевиден  многообещающий путь построения отношений между Европой и Россией с помощью «энергетического диалога». В результате есть возможность резко нарастить в ближайшие годы экспорт российских нефти и природного газа в страны ЕС в обмен на новые европейские инвестиции.

      Важную  роль в этой области играют итальянские компании, как это демонстрируют осуществляемые ЭНИ проекты подводного газопровода «Голубой поток» в Черном море или участие фирмы «Дуферко» в производстве труб большого диаметра на металлургических заводах Нижнего Тагила.

      Однако  в целом товарооборот России с ее главными партнерами в последнем десятилетии ХХ в. находился в депрессивном состоянии. Это отчетливо прослеживается на фоне динамичного развития в 1990-х гг. мировой торговли в целом и в торговле между наиболее развитыми странами.

      Растет  объем потребительских товаров, причем не только высококачественных изделий для сверхбогатых лиц. Начинается конкуренция за средние слои населения. В нее включаются:

      - компании стран Восточной Европы (Чехии, Польши и др.), которым удается сегодня производить хорошие с точки зрения соотношения цены и качества товары;

      - фирмы традиционных стран - поставщиков на российский рынок, в первую очередь Италии и Германии.

      С постепенным ростом среднего класса в России в ближайшие годы неизбежно  начнется бум приобретения товаров широкого потребления, который уже просматривается в успехе ряда торговых инициатив – от турецких супермаркетов «Рамстор» до шведского магазина «Икеа». В этой области европейцы пока лидируют, если не считать фаст-фуды «Макдоналдс» и продажу напитков вроде кока-колы. Но положение вещей может измениться в случае вероятного вступления в игру других американских торговых и промышленных гигантов. 

       4. Россия и ВТО 

       Вступление  России в ВТО – приоритет внешнеэкономической политики. Но для этого нужно решить множество технических вопросов, в том числе по защите рынка, чтобы этот шаг соответствовал реальным условиям российской экономики.

       Вступающие  в ВТО страны должны урегулировать  две основные проблемы:

       1) привести в соответствие с  требованиями ВТО свое внешнеторговое  законодательство и практику  его применения;

       2) осуществить снижение ставок  внешнеторгового тарифа (уступки) в обмен на право пользоваться всеми льготами, предусмотренными для членов ВТО.

       При присоединении к ВТО страна получает права члена этой организации, и дискриминация на рынках должна прекратиться.

       Процедура вступления в ВТО:

1. Детальное изучение экономического механизма и политического режима соискателя.

2. Консультации  и переговоры об условиях членства  на двусторонней основе с заинтересованными  странами в отношении уступок, которые вступающая страна готова будет предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок взамен прав, которые ей будет предоставлены (снятие дискриминационных моментов).

3. Приведение  национального законодательства  и внешнеэкономической практики  в соответствие с решениями  Уругвайского раунда.

4. Ратификация законодательными органами страны пакета документов.

       Вступая в ВТО, Россия приобретает следующие выгоды:

       1) становится равноправным торговым  партнером на мировом рынке  и получает более благоприятные  условия для своего экспорта. Это обеспечивает режим наибольшего благоприятствования и национальный режим при применении мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, получение соответствующих льгот.

       В этом случае для всех российских товаров  и услуг, экспортируемых в страны члены ВТО, не могут устанавливаться более высокие, чем для остальных государств, пошлины, вводиться дополнительные ограничения, применяться иные технические, санитарные и прочие стандарты.

       2) может использовать существующий  в рамках ВТО механизм разрешения  споров, правовой защиты своих интересов и получения компенсаций за нанесенный ущерб;

       3) участвует в реализации общих  программ по борьбе с демпингом  и субсидируемым импортом, а также защитных мер в целях сохранения национального производства;

       4) получает дополнительные возможности  сокращения масштабов лоббирования и стимулы для приведения российского законодательства в соответствие с международными нормами;

       5) принимает участие в разработке  новых правил международной торговли, учитывающих и ее интересы;

       6) облегчается приток капиталов.

       В то же время вступление в ВТО сопряжено  для России с рядом негативных моментов, таких как:

       1) потеря экономического суверенитета, возможности принятия необходимых  законов, защиты товаропроизводителей  с помощью тарифов и субсидий, применение которых ограничено условиями членства в ВТО (правда, ее суверенитет факт и чески ограничивают четыре с лишним тысячи договоров, в которых она участвует);

       2) открытие ключевых рынков услуг,  в том числе финансовых и  страховых, что нанесет ущерб  ее экономическим интересам (правда, полной либерализации от России в данном вопросе пока еще не требуется);

       3) необходимость уплачивать обременительные  взносы, ложащиеся дополни тельным  грузом на бюджет;

       4) отказ от сохранения низких  внутренних цен на энергоносители, защиты автомобилестроения, авиастроения, сельского хозяйства, т. е. наиболее уязвимых отраслей экономики, хотя многие из членов ВТО эти меры активно осуществляют;

       5) возможность гибели конкурентоспособных  отраслей (например, металлургии), закрытия ряда производств (например, в автомобилестроении), подрыва конкурентоспособности отечественной промышленности, роста ее зависимости от импорта и нарастания безработицы;

       6) обострение международной конкуренции  на российском рынке в целом.

       Присоединение России к ВТО на диктуемых ею условиях откроет внутренние рынки для притока импортных товаров, негативно скажется на легкой и пищевой отраслях промышленности, автомобиле- и авиастроении.

       В докладе «Социальные последствия  вступления России во Всемирную торговую организацию», который был подготовлен Международной организацией труда, отмечается, что открытие рынков для импорта продукции и услуг разделит участников экономической жизни на «победителей» и «побежденных».

       Победителями  должны стать потребители, у которых  появится широкий выбор качественных товаров. Жесткая конкуренция приведет к снижению цен.

       В докладе МОТ утверждается, что  только 9% российских предприятий являются конкурентоспособными по отношению  к западным компаниям. Остальным  едва ли удастся выстоять в конкурентной борьбе в тех условиях, когда износ значительной части основных фондов превысил 70%, а денег на техническое перевооружение нет.

       Сильнее всего пострадает легкая промышленность, где занятость около 3 млн. чел. Производство в текстильной, обувной, мебельной промышленности в течение пяти лет снизится на 16-27%. Занятость сократится па 1,5-7,3%. Производство в пищевой промышленности упадает на 4,6-4,8%, в других отраслях – на 14-37%.

       5. Россия на международном кредитном  рынке 

       В конце XX и начале XXI в. Россия все активнее действует на мировом кредитном рынке, но, чтобы действительно стать его полноправной участницей, ей предстоит решить немало проблем.

       Во-первых, достичь полной конвертируемости рубля. Это предполагает наличие  сбалансированного  и открытого для нерезидентов внутреннего рынка товаров, услуг, капитала, валют, отмену валютных ограничений.

       Внутренняя  конвертируемость рубля фактически уже имеется. В 1996 г. Россия подписала  статью VII Устава МВФ, в результате чего рубль стал конвертируемой валютой в платежах и переводах. Для перехода к полной конвертируемости потребуется прежде всего отработка валютного механизма внешнеэкономического сотрудничества.

       Важным  шагом в деле признания Российского  рубля мировым экономическим  сообществом стала торговля срочными (фьючерсными) контрактами на Чикагской товарной бирже (США), где он стал использоваться как валюта сделок.

       Россия  тесно сотрудничает с мировыми кредитными организациями, прежде всего МВФ, группой  Мирового банка. За счет заимствований  у них она в отдельные годы покрывала до 50% бюджетного дефицита страны.

       Однако  предоставление ими кредитов было связано  с соблюдением ряда требований:

       1) последовательность и прогнозируемость экономической политики (ограничения на рост бюджетного дефицита, обеспечивающие снижение инфляции и стабилизацию курса рубля);

       2) наличие утвержденного до начала  нового финансового года федерального  бюджета;

       3) сохранение стабильного налогового  режима.

       Взаимодействие  России с МБРР строится в зависимости  от отношений, складывающихся в МВФ. Если эти отношения благоприятны и МВФ удовлетворен ходом реформ в стране, МБРР, как правило, предоставляет ей кредит. Это происходит на основе ежегодно заключаемых соглашений между Правительством и Центробанка РФ, с одной стороны, и МВФ – с другой, где определены основные параметры макроэкономической политики страны на период кредитования.

       В настоящее время Правительство  России собирается прекратить брать  деньги у Мирового банка, заменив  их консультационным сотрудничеством  и гарантийными линиями. Отказ от едва ли не самых дешевых в мире займов объясняется рядом причин:

       1) значительной общей суммой задолженности;

       2) высокими затратами, связанными  с получением кредита (от 2 до 12% суммы);

       3) неэффективным использованием полученных  средств.

       Следует подчеркнуть, что при всей важности помощи России со стороны международных финансовых организаций их роль в развитии Российской экономики достаточно ограниченна.

       На  государственном уровне Россия осуществляет заимствование на внешнем рынке  также посредством выпуска и размещения облигаций. Кроме того, облигации на европейском рынке размещают Москва и Санкт Петербург, ряд других субъектов Российской Федерации, например Татарстан, Московская и Нижегородская области, Красноярский край и др. Стали популярными заимствования через вклады еврооблигаций для крупных Российских предприятий, банков.

       В последние годы Россия активно выступает  не только в роли заемщика, но и крупного кредитора. При обострившейся конкуренции  становится сложно что-либо реализовать  за рубежом без отсрочки платежей, т.е. выделения краткосрочных кредитов. В первую очередь это касается высокотехнологичной машиностроительной продукции, а Россия крайне заинтересована в преодолении сырьевой структуры своего экспорта.

       Рост  экономики позволил увеличить объем предоставляемых зарубежными странами кредитов. В 2003 г. объем кредитования стран дальнего зарубежья увеличился с 400 – 500 до 725 млн.долл. 87% всех кредитов предназначается для трех стран – Китая, Вьетнама и Индии, которые обычно аккуратно выполняют свои обязательства.

       Набирает  темпы сотрудничество России с влиятельными финансовыми структурами, например Азиатским банком развития. Это дает ей широкие возможности для расширения экспорта в рамках программы помощи СНГ и Вьетнама. В перспективе  налаживание взаимодействия с Черноморским банком торговли и развития, Ближневосточным и Североафриканским  банками, Межамериканским банком развития.

Информация о работе Внешняя экономическая деятельность России