Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 11:50, контрольная работа
По своему содержанию политика представляет собой общественное отношение, прежде всего по поводу власти. Политика проявляется через деятельность институтов и учреждений государственной власти; науку и искусство политического маневрирования, его методы и средства; политическую идеологию, включающую разработку целей, задач и принципов политики. В научной литературе проводится различие между терминами «внешняя политика» и «международные отношения». Последние рассматриваются как более широкое понятие, включающее не только политические, но и иные связи между субъектами международных отношений.
Сущность, структура и функции внешней политики.
Понятие национального интереса и национального менталитета.
Список использованной литературы.
Тема 29: Внешняя политика
ПЛАН
По своему содержанию политика представляет собой общественное отношение, прежде всего по поводу власти. Политика проявляется через деятельность институтов и учреждений государственной власти; науку и искусство политического маневрирования, его методы и средства; политическую идеологию, включающую разработку целей, задач и принципов политики. В научной литературе проводится различие между терминами «внешняя политика» и «международные отношения». Последние рассматриваются как более широкое понятие, включающее не только политические, но и иные связи между субъектами международных отношений.
В истории
общественных отношений внешняя
политика появилась практически
одновременно с возникновением государств.
Каждое политически, т.е. государственно,
организованное сообщество вынуждено
взаимодействовать с
Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики. Иногда она является просто функцией внутренней политики. Необходимость внешней политики вытекает из того факта, что внутренняя политика не обеспечивает в полной мере потребности и интересы данного общества. В этом смысле внешняя политика является продолжением внутренней политики, выполняя вспомогательные функции по отношению к внутренним политическим процессам.
Выделяют
некоторые специфические и
Внешняя
политика имеет собственные
Реализация внутренних функций государства приобретает различные формы в зависимости от складывающихся обстоятельств на международной арене. Выделяют следующие виды внешней политики, характерные для тех или иных государств в современных условиях.
Пассивная внешняя политика – присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре.
Агрессивная внешняя политика – заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства.
Активная
внешняя политика – заключается
в интенсивных поисках
Консервативная внешняя политика – заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав.
Внешняя
политика призвана регулировать взаимоотношения
между государствами и
Основными субъектами внешней политики являются:
Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.
Неправительственные организации, так называемая «народная дипломатия», которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.
Сущность
внешней политики определяется целями,
которые она ставит перед собой,
и средствами их достижения, что
зависит от многих обстоятельств: социально-политического
устройства государства, формы правления,
политического режима, уровня социально-экономического
развития, участия в международных
организациях и прежде всего военно-политических
блоках, политической динамики государства,
уровня политической культуры. Основными
целями внешней политики являются:
повышение материального и
Внешняя
политика государства выполняет три
основные функции: охранную,
информационно-
Охранная функция связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей. Ее назначение состоит также в приспособлении национальной внешнеполитической стратегии к полистратегиям систем государств. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирного политического решения возникающих спорных проблем. Угрозу для государств могут представлять снижение имиджа в глазах мирового сообщества, появление территориальных претензий со стороны соседних государств, поддержка сепаратистских движений в собственной стране со стороны иностранных государств. Эффективная реализация данной функции зависит от способности государства и соответствующих органов и институтов определить потенциальные источники угрозы и не допустить нежелательного течения событий. Институтами, способствующими реализации охранной функции, являются посольства, консульства, представительства, культурные центры. Специфические задачи охранительного порядка реализуют также разведка и контрразведка.
Информационно-
Переговорно-организаторская функция состоит в организации и использовании контактов на внешнем уровне по дипломатическим каналам.
Все функции имеют универсальный характер, хотя их проявление зависит от многих конкретно-исторических факторов (развития общества, его связей с миром, характера политической и государственной власти). Универсальность возникает вследствие того, что все подсистемы внешней политики тесно взаимосвязаны, и ни одна функция в отдельности не может удовлетворить потребности государства в достаточной степени.
Внешняя
политика призвана регулировать взаимоотношения
между государствами и
В основе внешней политики любого
государства лежат
Национальные интересы – осознанные жизненные потребности народа, выступающие в качестве побудительных причин внутри- и внешнеполитической деятельности государства. Национально-государственный интерес – это национальный интерес, который выражен, предъявлен, отстаивается и реализуется государством данного народа (нации). Как известно, национальные интересы закрепляются в государственной идеологии. Естественно предположить, что между общим интересом данной страны и тем, в каком виде он выражен государством, могут возникать определенные различия. Многое здесь зависит от полноты познания национальных интересов и способности правящей политической элиты адекватно его выразить. Нельзя, конечно, полностью исключать возможность навязывания властвующей элитой своих собственных интересов в качестве общенационально значимых и предъявления их в виде национально-государственной идеологии. Тем не менее внешнеполитический курс государства, его цели и устремления в отношениях с другими государствами непременно оправдываются необходимостью реализации национальных интересов.
В политической науке практически общепринятым является положение, согласно которому национальный интерес содержит два основных элемента: центральный, или коренной (постоянный), и актуальный (переходящий).
Традиционно понимаемый коренной национально-государственный интерес включает в себя три основных элемента: безопасность территории, населения и государственных институтов – «интересы национальной безопасности»; экономическое процветание и развитие страны – «национальные экономические интересы»; упрочнение международного авторитета и позиций государства – «интерес в мировом порядке».
Переходящие интересы – это актуальные
проблемы, на решение которых направлена
в данный момент внешнеполитическая
деятельность государства. В политической
практике переходящие интересы рассматриваются
как следующая
- «интересы выживания» - проблемы,
связанные с устранением
- «жизненные интересы» - проблемы
предотвращения вероятности
- «важные интересы» - это те,
которые связаны с «
- «периферийные, или мелкие, интересы»
- проблемы локального характера,
И те и другие интересы – коренные и актуальные – находятся в основе формулирования целей внешней политики государства. Они же имеют определяющее значение и при выборе основных партнеров внешнеполитической деятельности того или иного государства.
Понятие национального менталитета, заключается в следующем.
Национальный менталитет – (лат. mens – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – термин, которым принято обозначать совокупность готовностей, установок и предрасположенностей определенного народа действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Это понятие характеризует глубинные черты сознания и поведения народа, оно в концентрированном виде отражает единство высокорационализированных форм сознания (науку, философию, политическую идеологию, религию и т.п.) и мира бессознательных культурных кодов, определяющих поведение людей. На уровне ментальности «пересекаются» природные и культурные, рациональные и эмоциональные, сознательные и бессознательные, личностные и общественные компоненты структуры индивидуального и коллективного сознания и поведения.
Национальный менталитет, или национальный
характер, формируется на протяжении
длительного времени, охватывающего
практически всю историю